В социологии есть понятие "исследование действием" или "акционистское исследование". Социолог при проведении такого исследования включается в происходящее — продумывает, осуществляет и изучает изменения. Петиция с требованием отставки президента Татарстана Рустама Минниханова, которую я опубликовал неделю назад, не являлась таким исследовательским шагом.
Она была вызвана возмущением действиями властей — силовым разгоном палаточного лагеря "Диоксиново", препятствовавшего строительству дороги к площадке мусоросжигательного завода, — и пониманием, что пройти мимо этого события, не отреагировав на него, невозможно.
Напомню, что строительство дороги к площадке мусоросжигательного завода под Казанью началось в конце ноября этого года. Несмотря на требования общественности и решение суда, застройщик "РТ-Инвест" (дочерние компании "АГК-1" и "АГК-2") не предоставил проектную документацию завода для проведения общественной экологической экспертизы. Дорогу начали строить незаконно — под предлогом реконструкции старой дороги, которой в этом месте не было. Именно это стало основанием для разбивки 2 декабря палаточного лагеря в створе дороги.
Обитатели лагеря выдвинули четыре обоснованных в этой ситуации требования: прекратить незаконные работы по строительству дороги; выдать проектную документацию мусоросжигательного завода для проведения общественной экологической экспертизы; приостановить любые работы, касающиеся завода, до публикации заключения этой экспертизы и учета мнения граждан; организовать встречу представителей лагеря с президентом Татарстана Рустамом Миннихановым.
Вместо выполнения требований и встречи с президентом утром 16 декабря произошел захват лагеря. Сотни силовиков, включая Росгвардию, ОМОН и МВД, блокировали лагерь и задержали тех, кто в тот момент находился в нем. Обитатели лагеря получили в суде десятитысячные штрафы, двое — Андрей Железнов-Липец и Олег Бурылов — были арестованы на неделю.
Несмотря на отсутствие исследовательских целей при запуске петиции, спустя неделю после ее появления можно проанализировать, какой эффект она вызвала, и предположить, о чем этот эффект свидетельствует.
Требование отставки Рустама Минниханова в связи с разгоном лагеря — из-за необеспечения конституционных прав граждан на мирные собрания и благоприятную окружающую среду — подписали за неделю около 3800 человек. Число просмотров петиции превышает 48 тысяч. Можно сказать, что петицию подписали около 8% просмотревших ее, однако эти данные ничего нам не говорят. Среди просмотревших петицию, вероятно, есть множество пользователей площадки change.org, далеких от проблем Татарстана, включая строительство мусоросжигательного завода. Иными словами, неизвестно, из кого состоит совокупность просмотревших петицию, какова доля в этой совокупности жителей Татарстана. Однако есть данные о тех, кто подписал петицию.
Более 60 процентов подписавших петицию указали в качестве своего места жительства Республику Татарстан. Подавляющее большинство подписавших живет в Казани. Петицию поддержали также жители Зеленодольска и Зеленодольского района, Набережных Челнов, Альметьевска, Нижнекамска, Бугульмы, Елабуги, Лениногорска, Чистополя, Заинска, Арска, Актаныша, Высокой Горы, Буинска, Азнакаево, Болгара, Бавлов, Пестрецов, Менделеевска, Мензелинска, Кукмора.
География поддержки из российских регионов также очень широка и включает в себя Москву, Санкт-Петербург и около полутора сотен крупных и небольших городов и населенных пунктов от Калининграда и Мурманска на северо-западе до Махачкалы, Грозного, Нальчика, Пятигорска на юге и Читы, Якутска, Находки, Хабаровска, Южно-Сахалинска, Владивостока на востоке. Среди тех, кто поддержал петицию, заметны жители Архангельской области и Республики Коми, возможно, протестующие против строительства мусорного полигона на станции Шиес и поддерживающие своих товарищей из Татарстана.
Большинство татарстанских изданий "не заметило" ни разгон лагеря, ни требование отставки
Интересна реакция российских и татарстанских СМИ на требование отставки Рустама Минниханова. Петиция, по всей видимости, отвечала критериям новостей, что подтверждается сообщениями о ней "Эха Москвы", "Росбалта", "Независимой газеты", "New Times", "Полит.ру", "Znak.com", "Idel.Реалий", газеты "Коммерсант" (Казань) и других СМИ. Эти же СМИ сообщили о захвате властями палаточного лагеря. Большинство же татарстанских изданий, включая телеканалы, "не заметили" ни разгон палаточного лагеря, ни требование отставки Минниханова. Представляется, что основным принципом формирования новостей у редакций этих изданий является соответствие их новостной ленты интересам татарстанской властной элиты, а не значимость и новизна. Журналистика ли это — вопрос риторический.
На второй день сбора подписей вокруг петиции начались действия провластных интернет-троллей. Одни из них подписывали петицию и писали хвалебные комментарии в адрес Рустама Минниханова, десятки других выводили эти комментарии наверх посредством "лайков", пытаясь заменить два наиболее популярных комментария: "В связи с утратой доверия" и "Житель этого города, и мне важна экологическая ситуация в моем регионе".
Ухудшение состояния окружающей среды, нарушение Конституции и прав человека со стороны Минниханова, утрата доверия к нему являются лейтмотивами большей части комментариев тех, кто подписал петицию. Но подписавшие петицию пишут о многом другом в Татарстане: отсутствии социальной поддержки, дороговизне ЖКХ и детских садов, принудительном выселении "аварийщиков", невозможности влиять на решения власти, коррумпированности, стремлении к наживе и неуемном потреблении властей, неуважении к гражданам, фальсификациях на выборах. Петиция стала каналом выражения и формулирования недовольства президентом Татарстана со стороны граждан — возможностью высказать свои претензии в адрес республиканской власти.
Таким образом, несмотря на информационную блокаду и замалчивание со стороны провластных СМИ существования и разгона палаточного лагеря "Диоксиново", более двух тысяч жителей Татарстана поддержали требование отставки президента Минниханова, и это число продолжает увеличиваться. Предполагаю, Рустам Минниханов и его аппарат не понимают, насколько значительными и долгосрочными будут последствия их действий: игнорирования мнения граждан, силового разгона лагеря и начала строительства мусоросжигательного завода.
Протесты по поводу мусоросжигательного завода не прекратятся с началом строительства и будут продолжаться, даже если завод будет построен. Жители Казани и Зеленодольского района будут связывать с заводом рост онкологических и других заболеваний. Критические высказывания и протестные действия в адрес татарстанских и российских властей будут расти. В конечном счете проект мусоросжигания в Татарстане будет закрыт. Однако чем позже это произойдет, тем выше будет политическая цена, которую заплатит за этот проект руководство республики. Для всех, включая властные элиты, будет лучше, если не начинать строительство мусоросжигательного завода, а ускоренными темпами перейти к реализации альтернатив мусоросжиганию: уменьшению объема производимого мусора, раздельному сбору отходов и их переработке.
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в рубрике "Мнения", не совпадает с позицией редакции.
Бойтесь равнодушия — оно убивает. Хотите сообщить новость или связаться нами? Пишите нам в WhatsApp. А еще подписывайтесь на наш канал в Telegram.