Елену Капитонову задержали в марте 2017 года в больнице. У ее родственников и подчиненных прошли обыски. Директора детского сада №80 в Казани обвинили во взяточничестве и фиктивном трудоустройстве людей — сотрудники нанимались на работу, но по факту их обязанности выполняли другие. Суды над Еленой Капитоновой длятся по сей день — гособвинение не может согласиться с оправдательным приговором. Следующее заседание назначено на 13 декабря.
Хотите сообщить новость или связаться нами?
Пишите или посылайте нам голосовые сообщения в WhatsApp.
"ПИШИ, ПРИЗНАВАЙСЯ"
В конце января 2017 года оперуполномоченные отдела экономической безопасности и противодействия коррупции пришли в детский сад №80 в Кировском районе Казани. Они рассказали директору сада Елене Капитоновой, что неподалеку кто-то совершил преступление, и попросили записи камер наружного наблюдения. Какое преступление было совершено, силовики не уточнили. Елена Капитонова разрешила им изъять записи камер, но только с разрешения их начальника. Через несколько часов оперативники предоставили директору сада необходимый документ и скачали записи не только наружного наблюдения, но и внутреннего.
— Я спросила, что же все-таки случилось, какое преступление. Внятного ответа мне не дали, сказали: "Узнаете впоследствии". Далее в феврале я ушла в отпуск, а первого марта мне позвонил оперативник Гимранов (его имя я не помню) и попросил подписать протокол о том, что они взяли записи камер. Я сказала, что подписать документы может и заместитель, пока я в отпуске. Гимранов настаивал именно на моем присутствии. Я объяснила ему, что прохожу лечение в больнице, дома меня нет, и он может приехать ко мне сам. Он согласился. После этого диалога мне позвонила моя мама. По телефону она сказала, что в ее квартиру рвутся люди из полиции, — вспоминает Елена Капитонова.
Из больницы она пошла в квартиру своей матери. Вместе с пенсионеркой там находилась и внучка Елены Капитоновой. Когда она вошла в квартиру, следом в дверь постучал оперативник Гимранов. Он протянул ей документы и попросил прочитать. Елена Капитонова увидела постановление об обыске.
— Он [оперативник] сказал, что моя сотрудница Татьяна Александрова написала на меня заявление, якобы год назад она дала мне взятку за устройство ее дочери в наш сад. Я вообще ничего не понимала. Полицейский позвонил по телефону, и в этот момент к двери подошли другой сотрудник и двое понятых. Последние не были соседями, а пришли вместе с полицейскими. Я сначала не сообразила, все это было неожиданно. У мамы истерика, внучка плачет. Сотрудники начали отбирать мою сумку, — рассказывает Елена Капитонова.
Правоохранители осмотрели ее сумку в другой комнате и без ее участия. Директору сада, по ее словам, запрещали передвигаться по квартире, звонить. Она уточнила, силовики по факту не обыскивали квартиру и ограничились только осмотром сумки. В это же время правоохранители провели обыски по месту проживания Капитоновой, в детском саду и у ее сотрудницы. После ей сказали ехать к следователю. Дело передали в Следственный комитет Кировского района.
— К тому моменту приехала моя младшая дочь. Я попросила ее позвонить адвокату, а сама собралась ехать к следователю. Перед этим я спросила у сотрудников, будут ли они проверять мою машину. Они сказали, нет. Тогда я подумала, что машину они уже могли проверить без моего участия. У меня на автомобиле нет сигнализации, я закрываю его на ключ. Несколько дней подряд перед этим обыском я подходила к машине, все двери были закрыты, но со стороны водителя дверь была открыта. Я думала, неужели я могла не закрыть, не может быть такого. Когда я спросила, проверяли ли они [силовики] мою машину ранее, они сказали, что ничего не трогали. Это меня насторожило. Другие, наверняка, при обыске проверили бы и машину, — говорит Елена Капитонова.
Она села в свой автомобиль вместе с оперативником и поехала Следственный комитет Кировского района Казани. Там в коридоре Елена Капитонова увидела своих сотрудниц. Некоторых к тому моменту уже допрашивали следователи. От них Капитонова узнала о других обысках.
— Пока я находилась в коридоре, я слышала, как в одном из кабинетов опрашивали мою сотрудницу. Ей говорили: "Пиши, признавайся или пойдешь вместе с ней, со своим руководителем". И я слышала, как она ответила: "Вы на меня не кричите и не давите, я знаю законы", — вспоминает директор сада.
Ее допрос стартовал после приезда адвоката Фариды Каплан. В тот же день следователь поместил Капитонову в изолятор. Терьего марта 2017 года ее заключили под домашний арест.
"ЭТО НЕ МОЯ С ВАМИ ВОЙНА"
Следователи заподозрили директора сада в присвоении бюджетных денег. Это обвинение подтвердила бывшая сотрудница детского сада Татьяна Нуриахметова. Изначально ее опросили сотрудники отдела по экономической безопасности МВД по РТ. Позже силовики передали материалы коллегам из Следкома Кировского района Казани. Обыски при этом проводили сотрудники ОЭБиПК совместно со следователями местного СК. Тогда в подтверждение слов Нуриахметовой при осмотре сумки директора сада правоохранители изъяли несколько зарплатных карт, оформленных на других людей.
— Я не скрываю, у меня в сумке при обыске изъяли четыре зарплатные карты. Три из них были с пин-кодами, а одна без. Она принадлежала нашей сотруднице — психологу Вере Шиповой. Она тогда дала мне свою карту, чтобы я сняла с нее деньги. Я попросила у нее в долг. Остальные три карты принадлежали Елене Артемьевой, Лилии Фатыховой и Валерию Жирнову. Они числились работниками сада, но вместо них по факту работали другие сотрудники, — рассказывает Елена Капитонова.
По ее словам, законы запрещают ей платить одному сотруднику больше двух ставок включительно. Некоторые ее знакомые обращались к ней с просьбой принять их официально на работу в сад для начисления трудового стажа. По факту эти люди не собирались работать и получать зарплату. Директор сада же предлагала другим сотрудникам выполнить дополнительные функции и получить за это деньги, начисляемые так называемым "мертвым душам".
— Мне нужно, чтобы люди не увольнялись каждый месяц из-за низкой зарплаты. Никто не хочет работать на шесть тысяч рублей. А вот на 12 тысяч — уже другое дело. Например, в штате должны быть 20 человек. Среди них рабочие по кухне, по зданию, дворники. Я не выходила за пределы этих 20 человек, не нанимала больше. Просто сотрудники для подработки брали на себя дополнительные функции. Все они подтвердили, что получали зарплату по положенным ставкам. Никто не получал меньше или больше положенного, — говорит Елена Капитонова.
Следствие же настояло на том, что директор сада присваивала эти деньги. Ее обвинили в преступлении по ч.3 ст.159 УК РФ (мошенничество с использованием служебного положения, а равно в крупном размере). Помимо этого Капитоновой вменили ч.3 ст.290 УК РФ (получение взятки должностным лицом).
Еще один бывший педагог-воспитатель детского сада Татьяна Александрова в феврале 2017 года написала на заявление на свою начальницу в Следственный комитет Кировского района Казани. В тексте заявления (имеется в распоряжении редакции) Александрова указала, что с конца марта 2015 года по февраль 2016 года Елена Капитонова будучи директором сада вымогала у нее деньги. По словам Александровой, ее руководительница получила в общей сложности 22 тысячи рублей за устройство ее дочери в сад.
Елена Капитонова отрицает эти обвинения. По ее словам, она помогла Александровой на безвозмездной основе.
— Ее дочь действительно ходила в наш сад. Ребенку тогда в 2015 году было меньше 2,5 лет, сидеть с ней было не с кем, а ее мама — моя сотрудница — хотела из-за этого уволиться. Александрова устраивала меня как педагог, и я пошла навстречу, определила ее дочь в группу. Перед этим я советовалась с руководством. Я спросила, что будет, если я возьму ребенка, возраст которого меньше необходимого. Мне ответили, что может быть выговор и не больше. Несмотря на это я приняла ребенка в сад. Впоследствии, когда в 2016 году пришел протокол о зачислении ребенка, я ее официально зачислила в сад. Никаких разговоров про деньги не было, — говорит Елена Капитонова.
По ее словам, летом 2015 года дочка Александровой по документам посещала сад за другого ребенка. До этого к директору обратились родители одного из воспитанников. Они сказали, что их сын находится у бабушки и не будет ходить в сад. Родители мальчика не хотели терять место, но также не хотели вносить ежемесячную обязательную плату. Тогда Капитонова рассказала им о ситуации Александровой и, по ее словам, спросила, не против ли они, если по квитанции их сына ходить в сад будет дочь воспитательницы.
— Они согласились. Мы договорились об этом так же с Алексанровой. Она заплатила около трех тысяч тогда. Эту квитанцию я предоставила следователю. Когда мальчик вернулся от бабушки, он продолжил посещать сад, а позже на дочь Александровой уже пришел протокол о зачислении. Это был единственный раз, когда она неофициально за что-то платила в саду, — рассказывает директор детского сада.
На следующий день после задержания — 2 марта 2017 года — ее доставили в районный Следком на очную ставку с Татьяной Александровой. Бывшая педагог-воспитатель настаивала на вымогательствах со стороны начальницы.
— Когда следователь отвлекся, я спросила: "Зачем, для чего и почему ты это делаешь?" На это она [Александрова] мне ответила: "Это не моя с вами война. Вы будете сидеть не из-за моей дочери". Я спросила, а из-за чего. Она сказала: "Вы же умная женщина, вы понимаете". В помещении сидели еще несколько сотрудников. Я попросила следователя записать это, но он внезапно заявил, что ничего не слышал. Я обратилась к оперативникам, но те ответили, что тоже ничего не слышали. Мой адвокат начала настаивать, но сотрудники ушли в отказ. Эти слова Александровой так и не вошли в протокол очной ставки. Затем в кабинет зашел Гимранов, начал с ней говорить, а в конце добавил: "Танечка, я тебя домой отвезу", — вспоминает Елена Капитонова.
На момент написания заявления Татьяна Александрова уже не работала в саду. Капитонова отрицает обвинения во взяточничестве, но не может объяснить, что подтолкнуло Александрову написать заявление. При этом показания Нуриахметовой директор сада объясняет личной неприязнью. По словам Капитоновой, перед своим задержанием она хотела уволить ее из-за частых опазданий и хамства при общении с родителями. Она считает, ее отношение к воспитателю и стало причиной обвинительных показаний.
"ЕСЛИ Я ВСЕ ПОДПИШУ, ОН ДАСТ МНЕ ПОДПИСКУ"
Дело директора детского сада расследовал сотрудник Кировского районного СК Артур Алаев. В июне 2017 года он передал материалы в Кировский райсуд Казани. К тому моменту Елене Капитоновой диагностировали рак.
— Были ситуации, когда следователь не разрешал мне обращаться в больницу и требовал справку, подтверждающую необходимость медицинской помощи. А как бы я ее предоставила, если он не разрешал обращаться в больницу? Позже выяснилось, что у меня начали расти фибромы и кисты молочных желез. Онколог сказал, что нужно удалять. Я передала это следователю. Тогда как раз закончилось следствие, и мне необходимо было подписать все обвинительные бумаги. Алаев сказал, что если я все подпишу, он даст мне подписку о невыезде и возможность вылечиться. Я согласилась и не глядя все подписала. После этого он сказал, что оставит меня под домашним арестом из-за того, что я могу оказать давление на свидетелей, — вспоминает Елена Капитонова.
Директор сада жаловалась на действия Артура Алаева руководителю районного СК, но тот не увидел нарушений в работе подчиненного. Позже с разрешения своего инспектора УФСИН она все же легла в больницу на операцию. После реабилитационного периода в июле 2017 года стартовал первый суд по делу. В ноябре Елену Капитонову, по ее словам, попросили уволиться из сада по собственному желанию.
— Суд шел до января 2018 года. В приговоре меня осудили на год условно по эпизоду с Александровой. По картам меня оправдали в связи с отсутствием состава преступления. Не было доказательств того, что я похитила эти деньги. Представитель отдела образования на заседаниях сказал, что за рамки штатного расписания я не выходила и украсть деньги я не могла. Он уточнил, что иск, который они подали, писал следователь Алаев, а отдел образования лишь подписал, не зная всей сути дела. В процессе заседания они отказались от гражданского иска о возмещении ущерба, потому что этого ущерба не обнаружили, — рассказывает Елена Капитонова.
ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ ПОЛНОМОЧИЯМИ
В марте 2017 года, находясь под домашним арестом, Елена Капитонова узнала, что кто-то снимает деньги с изъятых зарплатных карт. Об этом ее дочери сообщила владелица одной из карт — Елена Артемьева. Капитонова предположила, что снимать деньги может только следователь Артур Алаев. В апреле, когда на карты снова поступила зарплата, деньги повторно сняли. Тогда Капитонова через дочь попросила владельцев карт заблокировать свои счета. В августе 2017 года она написала заявление на Алаева в следственные органы.
В декабре против следователя возбудили уголовное дело. Тогда же выяснилось, что Алаев еще в июне уволился из органов по собственному желанию. Экс-следователя обвинили в преступлениях по ч.1 ст.158 УК РФ (кража) и по ч.1 ст.285 УК РФ (злоупотребление должностными полномочиями). Во время расследования сотрудники органов установили, что Алаев похитил у Минобразования РТ по делу Капитоновой 52 520 рублей, а также по другому делу — у Минземимущества РТ 48 500 рублей.
Суд над ним длился с декабря 2018 года по февраль 2019 года. Артур Алаев частично признал свою вину: он безуспешно просил суд исключить обвинение о злоупотреблением должностями полномочиями. В итоге за преступления по двум уголовным статьям экс-следователю назначили лишь штраф в 50 тысяч рублей.
"В ДЕЛЕ МНОГО НАРУШЕНИЙ"
Параллельно с этим суд озвучил приговор Елене Капитоновой. Решение частично не устроило прокуратуру. Гособвинение в апелляции попросило Верховный суд РТ отменить оправдательный приговор по части мошенничества. Суд поддержал прокуратуру и отправил материалы на новое рассмотрение. В Кировском районном суде дело досталось судье Феликсу Сабитову. Он попытался изменить его подсудность с Кировского района на Вахитовский: именно там в последний раз снимали деньги с банковских карт. Прокуратура вновь не одобрила такое решение, в чем ее поддержал и Верховный суд. Дело осталось у Феликса Сабитова.
— Повторный суд начался летом 2018 года. Все свидетели говорили то же, что и на первом процессе. Сабитов прямо сказал, что в деле много нарушений, не установлено последнее место преступления и вынес постановление о возвращении дела следователю. Прокурор Белова снова подала жалобу в Верховный суд. На этот раз ее апелляцию не удовлетворили, а дело передали следователю на дорасследование, — говорит Елена Капитонова.
Перед этим суд переквалифицировал обвинение в мошенничестве. Вместо третьей части статьи директора сада обвинили в нарушении четвертой части — мошенничество в особо крупном размере (ч.4 ст.159 УК РФ). При утверждении нового обвинительного заключения после дополнительного расследования прокуратура Кировского района Казани вменила Капитоновой еще одно преступление по ч.1 ст.292 УК РФ (служебный подлог). К тому моменту уже экс-директор детского сада сменила двух адвокатов. Теперь ее защищал Михаил Бакулин.
— Статьи 159 и 292 УК РФ взаимоисключают друг друга. Если была цель на приобретение денег мошенническими действиями, это одно. А служебный подлог — это совершенно другое. Не может одно деяние квалифицироваться по двум статьям. Здесь только один преступление, но статьи почему-то две. Как так — вопрос к объективности следователя, — комментирует адвокат Михаил Бакулин.
Третий суд над директором сада стартовал 29 января 2019 года. Дело досталось судье Ринату Камалову. По словам экс-директора сама и ее защитника, в этом случае судья рассматривал дело исключительно в обвинительном уклоне, часто не принимал ходатайства стороны защиты, а часть показаний свидетелей просто исключил из протоколов заседаний.
Как заявляет Елена Капитонова, судья не учел показания Альбины Фасахутдиновой. Она работала в саду сначала младшим воспитателем, а затем поваром. Во время следствия она подтвердила вину Капитоновой. На третьем рассмотрении дела в суде женщина заявила, что дала первые показания под давлением. По ее словам, силовики угрожали ее сыну. Этих слов Фасхутдиновой нет в протоколах заседаний, судья не сослался на них и в своем решении.
— Когда впоследствии мы начали получать протоколы заседаний и читать их, мы обнаружили, что информация в них не соответствует показаниям, которые давали свидетели. Я записывала на диктофон каждое заседание, там слышно, какой вопрос и какой ответ. В проколах же все шло сплошным текстом. Я подала замечания судье, но он отклонил их, — говорит Елена Капитонова.
Приговор ей озвучили 26 сентября этого года. Судья Камалов назначил экс-директору сада четыре года условного заключения, обязал еженедельно отмечаться у инспектора и запретил покидать жилище с десяти вечера до шести утра.
— Это был шок, я не ожидала такого жесткого приговора. Мне вменили хищение в один миллион шестьсот тысяч рублей. Сюда включены деньги, которые снимал Алаев для своих нужд и по которым его осудили. Суд вообще не брал это во внимание. Следствие заявило, что я все равно похитила эти деньги. Суд здесь просто повторил позицию следствия, — говорит Елена Капитонова.
Она вместе с адвокатом обжаловала приговор в Верховном суде РТ. На первом заседании 29 ноября судья запросил уголовное дело Артура Алаева. Следующий процесс назначен на 13 декабря.
В августе этого года зампредседателя Верховного суда РТ Максим Беляев, отчитываясь об итогах работы за первое полугодие, озвучил количество оправдательных приговоров. За шесть месяцев этого года, по его словам, суды республики отменили обвинительные приговоры и прекратили уголовные дела против шести человек. За аналогичный период прошлого года было пять подобных случаев. На стадии апелляции за первые шесть месяцев этого года отменили приговоры 148-ми обвиняемым (в 2018 — 164 обвиняемым). Снижение числа отмененных приговоров на стадии апелляции Беляев назвал улучшением качества работы.
— У нас в прошлом году, по статистике Верховного суда, было меньше одного процента оправдательных приговоров. Это настолько хорошо у нас работает следствие? Суд не хочет брать на себя ответственность о повторном прекращении тяжкой статьи. Вот и дело Капитоновой тянется из-за абсурдных обстоятельств, — резюмировал Михаил Бакулин.
Бойтесь равнодушия — оно убивает. Хотите сообщить новость или связаться нами? Пишите нам в WhatsApp. А еще подписывайтесь на наш канал в Telegram.