Происшедшее во власти Татарстана на этой неделе — из разряда событий, которые трудно не то что переоценить, но даже и просто оценить. Однако колумнист "Idel.Реалии" Марина Юдкевич попытается.
Вообще-то ноябрь, на который приходится утверждение бюджетов субъектов РФ на предстоящий год, — то время года, когда, наперекор погоде и политической природе, в региональных парламентах на короткий срок возобновляется подобие жизни. И даже пень представляет себя березкой, трепетно колышащейся в унисон нуждам электората, и требует решить за счет бюджета какую-нибудь социальную задачу — типа постройки дороги из пункта А в пункт Б, о которой его избиратели мечтают с до войны (Первой мировой).
Вон на днях в Екатеринбурге предложенный госфинансистами бюджет-2020 депутаты просто зарубили — из-за недостаточности заложенного в его проект финансирования программы расселения аварийного жилья…
От этой опасной сезонной аномалии смог уберечься лишь Татарстан.
27 ноября — впервые в современной истории республики — региональный бюджет-2020 оказался принят в целом — вообще без продвижения депутатами своих поправок, без каких бы то ни было вопросов и без прений.
Те поправки в пользу избирателей, которые парламентарии первоначально внесли было, они же тихо вынесли и похоронили. Краткая надгробная речь заключалась в похвале в адрес здравствующей исполнительной власти Татарстана, которая подготовила такой замечательный бюджет, что куда там всяким народным избранникам!..
В самом деле, там же этих страниц с цифрами — сотни! Но главное-то написано на первых: доходы растут, валовый региональный продукт поднимается девятым валом, объем отгруженной продукции уже не вмещается в границы представимого, а оборот розничной торговли прошиб на хрен потолок доходов граждан и дальше на неизвестном науке ресурсе взлетел в бесконечность…
А что ещё депутату надо для того, чтобы чувствовать гордость за родную власть и себя, любимого? Да ничего больше не надо.
Правда, где-то там в середине написано, что в 2020-м ежемесячные выплаты малоимущим татарстанцам в рамках "адресной социальной поддержки населения в РТ" вырастут лишь на 3,8 процента (это десяток-другой рублей) при официально планируемой инфляции в 4 процента…
Или что средства на господдержку малого и среднего предпринимательства урезаны по сравнению с этим годом почти на 21 процент…
И что программа "Устойчивое развитие сельских территорий" урезана более чем вдвое…
И что, хоть правительство Татарстана обещает, что после грабительской "пенсионной реформы" жизнь старшего поколения только улучшится, а сельчан старше 65-ти даже будут с почетом возить на обследование в медицинские центры — выделение денег на автотранспорт для этого бюджетом-2020 не предусмотрено вовсе…
В общем, в этих сотнях страниц немало такого, по поводу чего народные избранники могли бы внести важные поправки.
Ну например: цифры, указывающие на объем заботы о населении, набрать особенно крупным и красивым шрифтом, а сбоку добавить бантик… И после бескомпромиссных дебатов утвердить форму бантика… А суммы на финансирование самого Госсовета (в 2019 году — 264,2 млн рублей, а в 2020-м — 274,4 миллиона; порядка 70 миллионов из этой суммы идет на содержание 30 "профессиональных" депутатов) набрать как-нибудь меленько…
Как-никак, а дебаты по поводу регионального бюджета — единственное, что нынче, в условиях абсолютной централизации, способно придать смысл содержанию дорогостоящих региональных парламентов.
…Такое неординарное событие как отказ региональных депутатов от права в интересах своих избирателей вмешиваться в планы правительства случился впервые в истории Татарстана — а скорее всего, и в истории современной России.
Но легко представить, что этот татарстанский пример беззаветной преданности "народных избранников" истинным держателям кормила власти (поскольку "кормило" в их парадигме происходит от "кормить") имеет хорошие шансы быть взятым на вооружение и в остальных регионах.
Впрочем, в истории самого Госсовета РТ этот уже не первый случай, когда чрезвычайно значимое для республики решение прошло при полном молчании его депутатов.
Это было 29 ноября 2017-го, когда прокурор Татарстана Илдус Нафиков оповестил Госсовет о "мерах прокурорского реагирования" в отношении руководства школ, в которых продолжалось обязательное обучение татарскому языку в прежних объемах.
Тогда спикер татарстанского парламента Фарид Мухаметшин предложил депутатам "во избежание нового возгорания страстей" не открывать прений, а министру образования — просто "принять меры к организации учебного процесса в соответствии с примерными учебными планами, представленными Минобрнауки РФ".
И депутаты молчаливым большинством в 71 голос из присутствовавших 77-ми решили не открывать прений. Проголосовавших против и воздержавшихся не оказалось: очевидно, все, на что хватило самых пламенных борцов за родной язык, — это бесстрашно отказаться нажать кнопку для голосования…
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в рубрике "Мнения", не совпадает с позицией редакции.
Бойтесь равнодушия — оно убивает. Хотите сообщить новость или связаться нами? Пишите нам в WhatsApp. А еще подписывайтесь на наш канал в Telegram.