Ссылки для упрощенного доступа

Венер и Гульназ Мардамшины: "Мы ждали справедливости три долгих года"


Гульназ и Венер Мардамшины, руководитель республиканского отделения Комитета против пыток Евгений Литвинов
Гульназ и Венер Мардамшины, руководитель республиканского отделения Комитета против пыток Евгений Литвинов

Судья Янаульского городского суда Юлия Даутова 21 ноября вынесла обвинительный приговор бывшему начальнику отдела угрозыска нефтекамского отдела полиции Ильвиру Сагитову и старшему оперуполномоченному этого же отдела Радиму Хайруллину, обвинявшимся в пытках и истязаниях жителя Нефтекамска Венера Мардамшина. Подсудимые приговорены к трем годам и трем месяцам лишения свободы каждый​.

Хотите сообщить новость или связаться нами?

Пишите или посылайте нам голосовые сообщения в WhatsApp.

Напомним, что по версии следствия и показаниям потерпевшего, при помощи истязаний полицейские пытались от него добиться признания в похищении местной предпринимательницы Фирузы Насыровой. Как заявлял Мардамшин органам следствия, 10 ноября 2016 года он был без всяких оснований задержан сотрудниками полиции, доставлен в опорный пункт на улице Трактовой в Нефтекамске, где от него потребовали признаться в похищении предпринимательницы. По рассказу Мардамшина, когда он отказался признаваться, его начали избивать, применяя дубинки и электрошокер. Тем не менее, добиться от него признания полицейским не удалось, и на следующий день они его отпустили, взяв с него расписку, что он претензий к сотрудникам полиции не имеет. В больнице, куда пострадавший сразу же обратился за медицинской помощью, врачи врачи зафиксировали у Мардамшина многочисленные травмы и ушибы на поверхности тела и внутренних органов, множественные кровоподтеки, ожоги на ногах от электрошокера и другие повреждения.

Первый процесс по обвинению полицейских проходил в Нефтекамском городском суде и длился с ноября 2017 года по май 2018 года. Гособвинение полагало вину подсудимых полицейских полностью доказанной и требовало для них реальных сроков лишения свободы: для Ильвира Сагитова — шести лет лишения свободы, для Радима Хайруллина — четырех с половиной лет лишения свободы. Поскольку Мардамшину не удалось опознать других избивавших его сотрудников полиции, дело в отношении них, как не установленных, было выделено в отдельное производство.

4 июня 2018 года Нефтекамский горсуд вынес оправдательный приговор полицейским. Судья Ибрагим Даутов посчитал, что гособвинению не удалось представить убедительные доказательства причастности Сагитова и Хайруллина к незаконному задержанию и пыткам Мардамшина. 4 сентября 2018 года приговор по жалобе пострадавшего и апелляционному представлению прокуратуры был отменен Верховным судом Башкортостана. Дело было направлено на новое рассмотрение — сперва в Нефтекамский, а затем в Янаульский горсуд, после того, как председатель Нефтекамского суда Александр Акулов заявил в своем представлении в Верховный суд, что прежнее постоянное взаимодействие обвиняемых с местным судом "может поставить под сомнение беспристрастность и объективность действий любого из судей Нефтекамского городского суда".

Рассмотрение дела в Янаульском горсуде началось в феврале 2019 года. Представители потерпевшего отмечали, что рассмотрение дела в Янауле, в отличие от нефтекамского процесса, велось более объективно.

На заключительном заседании гособвинитель — прокурор Янаульского района Азат Зулькарнаев также потребовал приговорить подсудимых к реальным срокам наказания — Ильвира Сагитова к восьми годам лишения свободы в колонии общего режима, а Радима Хайруллина к семи годам шести месяцам лишения свободы в колонии общего режима. Дополнительно прокурор попросил лишить Сагитова и Хайруллина права занимать должности и осуществлять служебную деятельность в правоохранительных органах РФ сроком на три года.

Подсудимые Радим Хайруллин и Ильвир Сагитов. Фото предоставлено Комитетом против пыток
Подсудимые Радим Хайруллин и Ильвир Сагитов. Фото предоставлено Комитетом против пыток

Подсудимые свою вину отрицали, утверждая, что Мардамшин оговорил их в силу личной неприязни. Сагитов и Хайруллин заявляли, что ни 10, ни 11 ноября они с потерпевшим не встречались, не доставляли его в опорный пункт и не избивали.

Суд счел вину Сагитова и Хайруллина полностью доказанной. Показания Мардамшина суд оценил, как правдивые и согласующиеся с показаниями других свидетелей, фактическими обстоятельствами дела и детализацией телефонных соединений участников дела. Доводы Сагитова и Хайруллина о том, что Мардамшин оговорил их в силу личной неприязни за, якобы, прошлые уголовные преследования суд счет неубедительными. К показаниям свидетелей защиты — сослуживцев подсудимых и их родственников суд также отнесся с недоверием.

К отягчающим вину обстоятельствам судья отнесла совершение подсудимыми преступления в составе группы лиц, по предварительному сговору.

Суд признал Сагитова и Хайруллина виновными в совершении преступления, предусмотренного пп. “а”, “б” ч.3 ст. 286 УК РФ (Превышение должностных полномочий с применением насилия, с применением специальных средств).

Оба подсудимых были приговорены к трем годам и трем месяцам лишения свободы каждый, с лишением права занимать должности и осуществлять служебную деятельность в правоохранительных органах РФ сроком на три года. Суд, в силу положительных характеристик подсудимых, не стал лишать их специальных званий в системе МВД, на чем настаивал представитель Мардамшина руководитель республиканского отделения Комитета против пыток (КПП) Евгений Литвинов.

Наказание экс-полицейские будут отбывать в исправительной колонии общего режима. Ильвир Сагитов и Радим Хайруллин были взяты под стражу в зале суда.

Оглашение приговора нефтекамским полицейским и взятие их под стражу: ВИДЕО

Суд сохранил потерпевшему Венеру Мардамшину госзащиту до вступления приговора в законную силу, а также учел просьбу потерпевшего о получении информации о прибытии осужденных в места лишения свободы, о выездах их за пределы мест отбывания наказания и о времени их освобождения.

Венер Мардамшин заявил, что приговором, в целом, удовлетворен. Относительно возможности обжалования судебного вердикта с целью добиться более сурового наказания для экс-полицейских Мардамшин сказал, что ему нужно будет еще посоветоваться с юристами. В любом случае он еще предъявит гражданский иск МВД с целью добиться компенсации вреда, нанесенного его здоровью.

— До конца осознание нашей победы еще не пришло, — сказала супруга потерпевшего Гульназ Мардамшина. — Все-таки мы очень долго шли к этому, целых три непростых года. Оба процесса были тяжелыми. Я думаю, Венер не раз содрогался, слушая вновь эпизоды своего дела, вспоминая и вновь переживая все это. И сейчас думаю, что справедливость восторжествовала прежде всего, в том, что их суд признал виновными. Это важнее даже, чем сроки реального наказания.

Для сотрудников республиканского отделения Комитета против пыток "нефтекамское дело" стало первым за три года, по которому им удалось, участвуя в защите потерпевшего, добиться реального наказания для нарушивших закон полицейских.

— На примере этого дела мы стали свидетелями того, как порой бывает долго и трудно добиться справедливости в деле, обстоятельства которого были более чем очевидны не только для потерпевшей стороны, но и для следствия и государственного обвинения. Три долгих, изматывающих года понадобилось для того, чтобы добиться наказания для виновных в этом преступлении, — заявил руководитель отделения КПП Евгений Литвинов.

Бойтесь равнодушия — оно убивает. Хотите сообщить новость или связаться нами? Пишите нам в WhatsApp. А еще подписывайтесь на наш канал в Telegram.

XS
SM
MD
LG