Несколько дней назад Светлана Изамбаева, участница движения против ВИЧ/СПИДа, описала в социальных сетях "доступность" санатория, в который отправляют людей с инвалидностью. Семнадцатилетний брат Светланы передвигается в кресле-коляске. Фонд социального страхования Республики Татарстан предоставил им путёвки в санаторий "Пикет" в Кисловодске. Путёвки они ждали три года. Расстояние от Казани до Кисловодска по прямой составляет около полутора тысяч километров, поезд идёт почти двое суток. Приехав в Кисловодск, Светлана и её семья обнаружили, что доступной среды в санатории нет.
Я осмотрел санаторий "Пикет". В первом и третьем жилых корпусах установлены стандартные узкие лифты, в которые с трудом можно втиснуть коляску. Но для того, чтобы попасть к лифтам, необходимо преодолеть множество ступеней. Пандусов нет. Доски, прикрепленные к ступеням, являются чем угодно, но не пандусами.
Их угол наклона многократно превышает допустимый. В первом жилом корпусе эта наклонная плоскость настолько узкая, что коляска попадает на неё только одним колесом. Лифты периодически отключают, два дня назад отключили на полтора часа. И в первом, и в третьем корпусах проживают люди, которые передвигаются на колясках.
Стандартный двухместный номер, в который поселили Светлану и её брата, не предназначен для человека с инвалидностью: порог на входе, неприспособленная туалетная/душевая комната. Даже выйти на балкон на коляске, чтобы подышать горным воздухом, невозможно из-за узкой двери и высокого порога.
Вход в столовую с улицы недоступен. Перед ним крыльцо с тремя высокими ступенями. Пандуса у входа нет, но есть изображение флага России. В столовую из первого корпуса можно попасть не только по открытому пространству, преодолевая перепады высот, но и по крытому переходу. Но и в переходе целый каскад ступеней, настоящая каскадная лестница. Словно в насмешку над людьми с инвалидностью снаружи на переходе надпись: "Мы любим Пикет".
Но это ещё не всё. Попав на первый этаж корпуса столовой, человек на коляске и его сопровождающий обнаруживают, что сама столовая находится на втором этаже. Лифта нет. Персонал, находящийся в корпусе, на просьбу помочь поднять коляску на второй этаж отвечает отказом.
Лечебный корпус санатория двухэтажный. Внутри него — пороги и лестницы, пандусов и лифтов нет. Если удастся втащить коляску на первый этаж, преодолев пороги и ступени, она не пройдет в узкую дверь кабины, где принимают нарзанные ванны. Второй этаж недоступен, лечение получать там невозможно.
Даже выход из санатория "Пикет" в курортный парк — одно из главных достоинств Кисловодска — не приспособлен для людей на колясках. Верхняя часть парка совсем рядом с санаторием — в нескольких десятках метров, но чтобы попасть в него, необходимо спуститься по крутой каменистой дорожке без поручней и перейти автомобильную дорогу. С одной стороны пешеходного перехода бордюр высотой двадцать сантиметров, с другой стороны бордюр занижен, но не до полутора сантиметров, предписываемых строительными нормами и правилами, а до по-прежнему непреодолимых десяти сантиметров.
В санатории "Пикет", как указано на его официальном сайте, действует специализированное глазное отделение. Заболевания глаз — один из его лечебных профилей, но не единственный. Но и для незрячих и слабовидящих людей элементов доступной среды в санатории нет. Предупреждающих тактильных плит вокруг препятствий на пешеходных путях нет, как нет и плит, указывающих направление движения.
Надписи шрифтом Брайля отсутствуют, их нет даже в лифтах. В санатории есть лишь поручни, полосы и знаки желтого цвета. Видимо, именно эти поручни и полустёртые желтые полосы руководство санатория считает "доступной средой".
В предыдущий раз я приезжал в этот санаторий в 1990 году, когда там были в отпуске мои родители. С тех пор в отношении доступности там не изменилось ничего. Хотите вспомнить, какой была среда для людей с инвалидностью в СССР? Добро пожаловать в "Пикет".
У всех, кто понимает, что такое доступная среда, в случае с "Пикетом" возникают вопросы. Мне бы хотелось адресовать их председателю Фонда социального страхования России Андрею Кигиму и управляющему региональным отделением ФСС по Республике Татарстан Павлу Лоханову.
Андрей Степанович, Павел Николаевич, вы уверены, что по праву занимаете свои должности? Почему люди с инвалидностью, отправляемые Фондом социального страхования на лечение, оказываются в санатории, который не отвечает никаким требованиям доступности? Ещё один вопрос хотелось бы задать директору и главному врачу санатория "Пикет" Геннадию Зайцеву: почему санаторий в течение длительного времени не предпринимает никаких усилий по изменению ситуации со своей недоступностью для людей с инвалидностью? Если вы не делаете ничего для обеспечения доступности, то частью проблемы недоступности являетесь вы сами.
И никому ничего не будет, даже если ты напишешь миллион постов и жалоб
Посты Светланы Изамбаевой в соцсетях о происходящем в санатории "Пикет" комментируют и перепечатывают множество людей. Судя по реакции пользователей сетей, это далеко не единичный случай с путёвками для людей с инвалидностью, предоставляемыми Фондом социального страхования. Наиболее популярным является комментарий Анны:
"Ответ на твой вопрос очень прост — коррупция, пофигизм и безнаказанность. Кто-то выиграл тендер на оказание санаторных услуг для людей с ограниченными физическими возможностями не потому, что оказывал качественные услуги, а потому, что откат заплатил кому надо. Всем абсолютно плевать на тебя, твоего брата, и на тысячи таких же, как ты и я… И никому ничего не будет, даже если ты напишешь миллион постов и жалоб. Закон не работает, ответственность у них у всех нулевая, всё, чем им это грозит, — дополнительная работа для секретарши по написанию отписок."
Такое объяснение выглядит самым правдоподобным, тем не менее, система предоставления санаторных путёвок людям с инвалидностью должна быть изменена, чтобы исключить страдания людей и обеспечить их необходимыми лечением и отдыхом.
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в рубрике "Мнения", не совпадает с позицией редакции.
Бойтесь равнодушия — оно убивает. Подписывайтесь на наш канал в Telegram.