В российских городах активно применяется новая форма протеста — постоянное перемещение по нерегулируемому пешеходному переходу. Именно такая акция состоялась накануне в Казани — жители посёлка Салмачи непрерывно "переходили" в разрешённом месте дорогу, протестуя против нового Генплана, согласно которому по их домам должна пройти магистраль.
Такая акция обладает драматичностью и новизной и вряд ли может остаться незамеченной властями и медиа. Однако если очередь на одиночный пикет является неконфликтным шагом, не противоречащим ничьим интересам, кроме интересов властей, то непрерывный переход улицы немедленно вызывает напряжение и недовольство водителей и пассажиров проезжающих автомобилей. Объяснять им суть акции, рассчитывая на солидарность, очень трудно, поскольку возникающая "пробка" быстро становится протяженной и готовность к солидарности существует далеко не у всех.
Новые формы протеста
Российское законодательство о митингах, включая его применение, очевидным образом противоречащее конституционному праву граждан проводить мирные демонстрации, пикеты и митинги, порождает новые формы протеста. Как показала история с арестом Ивана Голунова, многочисленная очередь для участия в одиночном пикете может быть не менее убедительна, чем многотысячный митинг. Одновременно такая "очередь на пикет" высвечивает абсурдность существующего закона о митингах.
Возмущение горожан, спешащих по своим делам или домой и неожиданно оказавшихся в очередной "пробке", можно понять. Поэтому из потенциальных сторонников протестующих кто-то из них превратится в противников. Противостояние и конфликты между горожанами, в конечном счете, будут выгодны властям. А если в заторе окажется машина "скорой помощи", то этическая неоднозначность такого протеста станет особенно заметной. Существуют способы минимизировать неудобства казанцев при этой форме протеста, в частности, "переход" дороги в месте с небольшим дорожным движением и возможностями объезда. Например, "переход" через улицу Театральную у здания правительства Татарстана и управления президента республики по работе с обращениями граждан. Учитывая зависимость российских судов от исполнительной власти в России, нетрудно спрогнозировать, что участников таких "переходов" будут штрафовать за несогласованные публичные мероприятия. Такие прецеденты уже есть.
Однако жители Салмачей, Дербышек, Нагорного, а также жители Ново-Савиновского района, которых новый Генплан лишает единственного существующего в районе лесопарка на улице Гаврилова, по всей видимости, готовы сообща справляться с судами и штрафами. Если власть не слышит и не замечает их, а существующее законодательство о митингах абсурдно и неконституционно, что еще остаётся гражданам, кроме таких протестов?
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в рубрике "Мнения", не совпадает с позицией редакции.
Бойтесь равнодушия — оно убивает. Подписывайтесь на наш канал в Telegram.