Духовное управление мусульман Татарстана делает мечети "современными" в худшем смысле этого слова, устанавливая в них камеры наблюдения. Мечети становятся пространством надзора. Но они по-прежнему совершенно не современны в отношении доступности для людей с инвалидностью, оставаясь в этом смысле архаичным замкнутым пространством.
В Казани несколько дней назад была открыта мечеть "Салях". Однако она недоступна для людей с инвалидностью — входы в новую мечеть не оборудованы пандусами.
Пока не являются доступными ни мечеть "Ирек", открытая в прошлом году, ни мечеть "Ярдэм". В них установлены пандусы и нет порогов внутри, но с улицы на территории этих мечетей люди, передвигающиеся на колясках, самостоятельно не попадут — в обоих случаях их встретят перепады высот.
Мечети Казани, построенные в XVII, XIX и начале XX века: Марджани, Апанаевская, Азимовская, Султановская, Закабанная, "Нурулла", Галеевская и другие отличаются множеством ступеней и порогов. При реставрации этих мечетей никаких усилий по обеспечению их доступности для людей с инвалидностью не предпринималось. В некоторых случаях ситуация с доступностью после реставрации стала хуже. На тротуары вокруг Галеевской мечети строители недавно положили гладкую плитку, и зимой путь к мечети и мимо неё является скользким и опасным.
Недоступны и новые мечети. Мечеть Кул Шариф в Кремле, хотя и была построена в 2005 году, не имеет лифта. Мужской молельный зал находится на втором этаже, женский — на третьем. Попасть в них люди, передвигающиеся на колясках, не могут. Поэтому небольшой пандус, приставленный к входу в мечеть, выглядит как декорация, скрывающая недоступность.
В некоторых случаях для обеспечения доступности новых мечетей необходимо убрать препятствия у входов на их территорию, но такие шаги не предпринимаются духовенством. Например, мечеть "Ярдэм", открытая в 2013 году, оборудована пандусами и лифтами, позволяющими людям с инвалидностью беспрепятственно посещать женский и мужской молельный залы.
Но путь от внешней автостоянки мечети на её территорию перегораживают две высокие ступени у основного, северо-западного входа. Пятнадцатисантиметровый бордюр делает недоступным и второй, восточный вход в мечеть со стороны жилого массива на улице Серова. Наклонная пешеходная дорожка к этому входу от проезжей части не имеет поручней, угол наклона выше допустимого.
Третий, юго-западный вход представляет собой широкие ворота без перепада высот, но этот путь идёт от проезжей части с оживлённым движением — кольца на перекрестке улиц Кулахметова и Серова, где запрещена остановка транспортных средств. Тротуаров вдоль проезжей части здесь нет, есть только неровный газон.
Мечеть "Ярдэм" регулярно используется для торжеств, в частности, по случаю никаха. Рядом с её зданием находится павильон для торжественных обедов, однако вход в него перегорожен бордюром высотой 8-9 см. Даже если принять во внимание, что мечеть "Ярдэм" строилась как мечеть, доступная для незрячих, непонятно, почему до сих пор не обеспечена доступность её территории для всех, включая людей, передвигающихся в коляске. Да и тактильные плиты можно обнаружить лишь в одном месте — ими выложена короткая дорожка к уличным печам для приготовления пищи.
Примерно такая же ситуация с мечетью "Ирек", построенной в 2018 году в самом центре города, в охранной зоне Казанского Кремля. Перепад высоты при входе на территорию мечети с улицы Федосеевской перечеркивает доступность самого здания мечети — наличие пандуса и отсутствие порогов внутри. Перепады высот и бордюры окружают и территорию современной мечети Хузейфа на улице Фучика.
Множество препятствий как у старых, так и у новых мечетей Казани означает, что стремления к полному включению в мусульманское сообщество людей с инвалидностью и созданию возможностей для самостоятельного посещения ими мечетей у духовенства пока нет. Почему бы ДУМ РТ вместо установки камер наблюдения не сделать новые мечети Казани доступными для всех?
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в рубрике "Мнения", не совпадает с позицией редакции.
Бойтесь равнодушия — оно убивает. Подписывайтесь на наш канал в Telegram.