Ссылки для упрощенного доступа

Сменилось руководство Всемирного форума татарской молодежи. Что дальше?


Акция ВФТМ "Мин татарча сөйләшәм" в Казани, 2019 год
Акция ВФТМ "Мин татарча сөйләшәм" в Казани, 2019 год

22 июня состоялось заседание Совета Всемирного форума татарской молодежи (ВФТМ). Ильнар Гарифуллин является членом Совета этой организации. Автор делится своим видением будущего для татарской молодежи.

Главным вопросом для внеочередного собрания Совета была неожиданная отставка председателя Всемирного форума татарской молодежи Табриса Яруллина, избрание нового председателя и назначение датаы внеочерердного съезда организации. Но также были подняты вопросы и дальнейшей деятельности организации, ведь события последних недель как раз вновь вскрыли те проблемы, о которых до этого говорили лишь кулуарно, но необходимость решения которых теперь стала более чем очевидной.

Для многих главным вопросом было одно — почему неожиданно без всякого предупреждения уходит со своего поста Табрис Яруллин. К сожалению, внятного ответа на этот вопрос никто из присуствующих так и не получил. Слухов вокруг этого события было довольно много. Были варианты, что это действия тех, кто желает ослабить организацию путем такого вот скандального смещения с поста ее председателя. Да и интриги внутри Конгреса татар, вероятно, сыграли не самую последнюю роль. Надеюсь, сам Табрис когда-нибудь возьмет на себя мужество публично объяснится с активистами ВФТМ о реальных подоплеках этих событий.

Табрис Яруллин в любом случае уже собирался уходить с поста председаетеля, так как прекрасно понимал, что для движения вперед всегда необходима ротация. Да и ему самому, наверное, хотелось расти дальше. Но ни о каком добровольном уходе, о чем нас хотели убедить в этот день, речи не идет, так как добровольно уходят перед съездом, когда избирается новый состав Совета и председатель организации. Так повелось, что съезды ВФТМ проводятся раз в два года. Предыдущий VIII съезд проводился в августе 2018 года и, соответственно, следующий IX съезд организации должен состояться только в 2020 году.

Система формирует себе оппонентов на ровном месте

Главная заслуга Табриса Яруллина на посту председателя форума — это умение найти общий язык как с молодежным активом, так и с руководством Конгресса татар, под крылом которого и работает ВФТМ. А последний пункт — это весьма непростое занятие, учитывая, что Конгресс все больше превращается в бюрократическую структуру и тем, кто работает с этой организацией напрямую, все сложнее лавировать между внутренним стремлением служить родному народу и теми негласными рамками, которые перед ней ставят власти (а иначе "кислород будет перекрыт"). И тот момент, что теперь даже такой умеренный и "гибкий" человек как Табрис Яруллин пришелся не ко двору, говорит лишь о том, что Система дошла до такой стадии саморазрушения, когда она все сильнее сжимая границы дозволенного, сама формирует себе оппонентов на ровном месте.

На самом собрании избрали нового руководителя — ею стала Ленария Муслюмова. Человек она для ВФТМ не новый, она знакома с деятельностью организации. ВФТМ никогда не была организацией "вождисткого" типа, все важные решения принимались коллегиально, и ее председатель — это по сути лишь оперативный менеджер, координирующий текущую деятельность организации. Поэтому такая вот преемственность на нынешнем этапе — это, в принципе, весьма неплохой вариант. Но в любом случае решение это пока временное на два месяца, а новые выборы состоятся уже на съезде организации, который пройдет 22-24 августа.

На собрании был поднят ряд вопросов, связанных с дальнейшей деятельностью организации. Прозвучали предложения создать попечительский совет при ВФТМе, который бы осуществлял функцию преемственности поколений. А также предложение ограничить количество сроков переизбрания председателя организации — не более 4 раз (т.е. 8 лет) и делать выборы руководителя на обязательной альтернативной основе.

На самом собрании из уст руководства Конгресса татар как успокаивающая мантра неоднократно повторялся тезис — "начатые проекты форума и других татарских молодежных организаций связанных с ней будут продолжены". Проекты, проекты и еще раз проекты.

И вот здесь "зарыта та самая собака". Ведь как показывает логика происходящих событий, как вокруг самого форума, так и ситуация внутри всего татарского сообщества в целом, главная задача молодежных национальных организаций в нынешних условиях — это не гонка за количеством многочисленных проектов, а взращивание новых кадров национальной элиты. Под национальной элитой надо понимать не людей в блестящих синих пиджачках и с лоснящимися сытыми лицами — новое поколение бюрократов. Элита (от лат. eligo "избранный; лучший") — это лучшая часть общества. И когда мы говорим о национальной элите в контексте народов нашей страны и татар в частности, мы имеем в виду актив национального движения, национальных объединений — тех, кто заменит стремительно стареющее и уходящее в мир иной (к сожалению) поколение перестроечной эпохи, которое стояло у истоков возникновения национального движения. Это поколение в свое время многого добилось, возможно где-то и совершая ошибки (ошибку не совершает лишь тот, кто ничего не делает), но оно не вечно. И скоро вопрос, кем их заменить встанет ребром. Острый дефицит кадров — это на сегодняшний день самая большая проблема для татарских национальных организаций. Это в полной мере относится как к Татарстану, так и к организациям в регионах с компактным проживанием татарского населения. И в этой связи проектная деятельность не может и не должна стать самоцелью (проекты ради проектов). Проекты, которые осуществляют татарские моолодежные организации — это прежде всего инструмент по мобилизации и консолидации прогрессивно мыслящей части молодого поколения, воспитания у них национального самосознания.

Другой практический смысл генерирования и реализации проектов, которые осуществлял Всемирный форум татарской молодежи и другие сообщества взаимодействующие с ней — это самодеятельное создание современной татарской культуры без участия государства: "Калеб", "Мин татарча сөйләшәм", проекты "Гыйлем"и т.д. Они зажили своей собственной жизнью, но как показала история последних 8-10 лет, они не могут решить сами по себе всех проблем связанных с развитием татарского языка, воспроизводства национальной элиты. У них была своя ниша и свои специальные цели, которые по моему мнению, в принципе, достигнуты. И поэтому воспроизводство национальной элиты — это первейшая и наиглавнейшая наша задача. И именно от нее и стоит нам всем отталкиваться.

Первый пробный камень в этом направлении уже запущен, когда ВФТМ организовал "открытый университет", как своебразный уменьшенный аналог Татарского Национального Университета, который родное государство не может (или правильнее сказать, не хочет) открыть вот уже 25 лет.

"Культур-мультур" деятельность — как своебразная "внутренняя эмиграция"

В конце концов не будет национальной элиты — некому будет защищать интересы татарской нации, и в этих условиях никому не нужны будут ни республика,татарский язык, ни тем более татарская культура. Все начинается с идеологии и кадров. От нее в свое время мы ушли в "культур-мультур" деятельность как в своебразную "внутреннюю эмиграцию". Но к ней в конечном итоге мы и вернулись спустя долгие годы.

Из-за дефицита кадров, существует проблема отсутствия преемстенности поколений. Отсутствие преемственности, разрыв поколений фактически приводит к тому, что одно поколение уходит, за ними худо бедно приходят другие (или вовсе не приходят) и все начинается как с чистого листа. В результате КПД общей нашей деятетельности сильно хромает. И вот здесь свою роль как раз мог бы сыграть попечительский Совет, о чем говорили на собрании многие присутствующие, куда входили бы члены ВФТМ уже в силу возраста постепенно отходящие от понятия "молодежь", но которые хотели бы и могли бы дальше служить интересам нации. Кроме того Совет мог бы решить еще одну проблему — в Милли Шура (а ранее Исполком Всемирного конгресса татар) — заседают в основном люди старше 60 лет, и людям, выпавшим из ВФТМ или других молодежных организаций просто негде реализовать свой потенциал. И попечительский Совет ВФТМ как раз мог бы наряду с функцией преемственности поколений, стать этим транзитным органом. Помимо этого Попечительский Совет должен, по моему мнению, стать неким хранителем уставных целей и идеологии ВФТМа, с тем, чтобы организация со временем из-за разрыва поколений не выродилась в очередной клуб по "культур-мультур интересам".

Кроме того любая современная общественная организация не должна сильно зависеть от ее руководителя. Если возникает такая ситуация как с ВФТМ, то кто бы не пришел на место ее руководителя, какой-бы винтик не выпадал, механизм должен работать дальше. Для этого должна происходить постоянная ротация, человек не должен сидеть на одной позиции десятилетиями. И нынешний кризис Всемирного конгресса татар — яркое подтверждение этого тезиса. И в этой связи самым лучшим вариантом будет ограничение сроков правления руководителя ВФТМ 8-10 лет максимум. Учитывая уставные нормы ВФТМ (съезд собирается раз в два года), то должно быть введено правило, что каждый председатель может занимать свой пост не более 4 сроков. И такой вариант мог бы стать примером для всех. Отсюда также и тезис о об обязательной альтернативности выборов председателя ВФТМ.

Альтернативность будет способствовать не только здоровой конкуренции, но и самое главное, будет приручать всех к тому что выборы, конкуренция, стремление к общему успеху – это не пустые слова, а необходимая реальность.

Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в рубрике "Мнения", не совпадает с позицией редакции.

Бойтесь равнодушия — оно убивает.​ Подписывайтесь на наш канал в Telegram.

XS
SM
MD
LG