Ссылки для упрощенного доступа

Космодром имени Равиля Зиганшина


В последний день мая Владимир Путин подписал указ о присвоении четырем десяткам аэропортов имен "лиц, имеющих особые заслуги перед Отечеством", выбранных в ходе конкурса "Великие имена России". Колумнист "Idel.Реалии" Марина Юдкевич считает, что теперь пора заняться выбором звонких имен для космодромов, и вносит первое предложение.

Дать имя аэропорту — это дело, конечно, ответственное, но всё же земное дело, в смысле, наше внутрипланетное. Ну прилетит гражданин, скажем, Германии в аэропорт Казани, узнает, что он носит имя национального поэта Тукая, и умилится — всего-то…

(Правда, в финале этой шумной кампании всенародного имянаречения не обошлось-таки без интригующего происшествия: без имени внезапно остался аэропорт родного президенту Петербурга. Там победил было Достоевский, но в итоге ни Фёдора Михайловича, ни самого международного аэропорта Пулково в указе Путина не оказалось вовсе… Наверное, спохватились, что уж тут-то надо зарезервировать место для лица, имеющего не только особые заслуги перед Отечеством, но и фамилию на П — ну, чтобы была гармонично созвучна названию Пулково.)

А теперь — о космодроме, ибо как раз в тот же день в Татарстане появился оперативный повод от радости бросать в воздух тюбетейки. Агентство ТАСС сообщило: работы по строительству космодрома Восточный активизировались, и продолжит это строительство ПСО "Казань": "Контракт компании и Роскосмоса сохраняется".

Это известие выглядело сколь радостным, столь и неожиданным. Ведь всего четыре месяца назад было объявлено: контракт Роскосмоса с ПСО "Казань", принадлежащим депутату Госсовета Татарстана от "Единой России" Равилю Зиганшину, — тот самый контракт ценой почти в 39 млрд рублей из бюджета, что должен был стать наивысшим успехом татарстанского олигарха и новой ступенью признания для экономики Татарстана в целом, — расторгнут.

Это всё сущая ерунда при взгляде с роскосмической высоты

Ибо, едва подписав этот контракт, в Роскосмосе обнаружили, что вокруг их стратегического контрагента — скандал за скандалом. Разумеется, эти скандалы — и поручительство за фирмёшки, из-за которых лопнул Татфондбанк, и срыв строительства домов для соципотечников, и долги перед строителями в окрестных регионах, и скандалы вокруг строительства стадиона к ЧМ-2018 в Самаре, и засыпка Волги… — это всё сущая ерунда при взгляде с роскосмической высоты.

Но тут выяснилось, что это самое ПСО ещё и чудом не обанкрочено за двухмиллиардные долги перед бюджетом! (Чудо совершил Арбитражный суд Татарстана, согласившись прекратить дело о банкротстве "Казани" взамен на личное поручительство Равиля Зиганшина — и это после истории с другим татарстанским олигархом Вагизом Мингазовым, также ручавшимся собственным словом и имуществом за возврат многомиллиардного долга своего "Вамина", и в результате не вернувшим и 0,01 процента этого долга.)

Словом, в январе Роскосмос охарактеризовал положение своего главного подрядчика из Татарстана как "тяжелое" и предложил разойтись полюбовно. Но уже в мае, по сведениям ТАСС, обнаружил, что "проблемы компании, которые мешали исполнению контракта, удалось решить".

Любопытно, что общедоступная информация о состоянии ПСО "Казань" вовсе не внушает такого оптимизма. Наоборот, на днях список уже признанных крупных долгов этой компании, который венчает долг по налогам в размере 2 млрд рублей, пополнился: Арбитражный суд РТ обязал её выплатить 870 млн рублей Госжилфонду Татарстана…

Со стороны может показаться, что "решение проблем компании" должно бы выглядеть как-то иначе, не как умножение долгов хотя бы. Но это, конечно, взгляд очень ограниченный.

Ведь самый крупный долг — перед бюджетом — отсрочен? Отсрочен, и ещё как — под честное слово олигарха-единороса, грех не поверить! Бюджет перетопчется, зато у татарстанской компании вновь появилась возможностьубедить-таки руководителей Роскосмоса в своей платежеспособности… И контракт почти на 39 миллиардов вернулся.

Можно сказать, Равиль Зиганшин являет собой замечательный пример героя нашего времени и места. Всё, за что ни возьмется, ему удаётся — и притом без каких-либо неприятных для него последствий. Вероятно, поэтому завистливые люди называют его "кошельком Минниханова".

В сентябре Абдуллин подписал миллиардный иск к ПСО "Казань", а уже в октябре оказался в отставке

По многомиллиардным объемам строительных господрядов с компанией Равиля Зиганшина в Татарстане способна соперничать разве что "Татавтодор", возглавляемый Айратом Шаймиевым. При этом срыв сроков строительства прославлен как фирменный зиганшинский стиль уже и за пределами Татарстана. Но всерьез предъявлять претензии по этому поводу (как и по поводу качества и финансовой дисциплины) — опасно. Так, открытый конфликт с Равилем Зиганшиным стоил служебного кресла самому, казалось, "непотопляемому" Талгату Абдуллину, в течение 21 года возглавлявшему Госжилфонд при президенте РТ. В сентябре 2018-го Абдуллин — соратник ещё президента Шаймиева, — подписал миллиардный иск к ПСО "Казань", а уже в октябре оказался в отставке.

Захотелось с десяток лет назад г-ну Зиганшину обеспечить круглогодичную загрузку своему горнолыжному комплексу "Казань" — и воздвигся по соседству Иннополис, полились туда федеральные миллиарды, а земля, предусмотрительно приобретенная здесь компанией супруги г-на Зиганшина, оказалась выкуплена у неё для нужд города более чем в 7 раз дороже, чем досталась ей самой.

Поскольку дело было все-таки не в Татарстане — помогло…

Вообще, семья у Равиля Зиганшина — в самый раз для героя нашего времени и места. Например, его дочь и зять пять лет назад стали знаменитостями в итальянской Тоскане — когда на их имена была приобретена на здешнем побережье за 6 млн евро вилла "Годилонда" (где, говорят, прежде любили отдыхать Марчелло Мастроянни и знаменитое семейство Булгари), и новые хозяева из Татарстана первым делом порубили деревья в историческом парке и приготовились закрыть жителям города доступ на городской пляж, как где-нибудь в Боровом Матюшино… Жители подали жалобы в мэрию и прокуратуру и даже вышли на митинг. Поскольку дело было все-таки не в Татарстане — помогло…

И в завершение портрета: хоть в консервативном Татарстане персоны при богатстве и депутатстве, в отличие от более продвинутых российских коллег, традиционно избегают известности с привкусом скандала, г-н Зиганшин смог преодолеть и этот отсталый обычай. И если глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин обещал в 2030 году поселить россиян на Луне, а до тех пор топил собаку с целью показать возможность дышать под водой,то Равиль Зиганшин рассекал на своем джипе по пешеходной набережной Казанки и хватал за шиворот доктора наук с целью показать, кто в городе хозяин.

И вы как хотите, а по-моему, подвиги второго из этих героев — более космического масштаба.

На этом перехожу к сути своего предложения. Поскольку уже можно считать доказанным, что судьба космодрома Восточный некими чрезвычайно крепкими, хоть и неведомыми публике (Восток — дело тонкое!) нитями связана с компанией татарстанского олигарха, то очевидно: эта связь вполне имеет право быть отраженной в имени данного объекта. Словом, космодром Восточный имени Равиля Зиганшина — это, по-моему, звучит правильно.

Кроме того, надо ведь, чтобы даже посланцы далеких от нашей реальности планет, уяснив, в честь какого выдающегося землянина назван принимающий их космодром, что-то сразу поняли о том, куда их угораздило. И не питали бы излишних иллюзий.

Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в рубрике "Мнения", не совпадает с позицией редакции.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Говорим о том, о чем другие вынуждены молчать.

XS
SM
MD
LG