18 мая — день памяти жертв депортации крымских татар. 75 лет назад по приказу Сталина началось массовое выселение крымских татар из Крыма. Ранее из полуострова депортировали немцев и итальянцев, а после крымских татар — армян, болгар и греков. Крымских татар обвинили в сотрудничестве с фашистами во время оккупации полуострова. О том, что значит депортация для крымских татар сегодня корреспондент "Idel.Реалии" поговорила с Рустемом Велиевым, участником Национального движения крымских татар.
Депортация была проведена за несколько дней с 18 по 20 мая 1944 года. В операции были задействованы 32 тысяч сотрудников НКВД. Около 190 тысяч крымских татар по официальным данным, а по сведениям Национального движения крымских татар — 423 100 человек, погрузили в вагоны и повезли в Среднюю Азию и в несколько регионов РСФСР, в том числе в Марийскую АССР. Уже в дороге люди начали умирать от голода, болезней и отсутствия медицинской помощи. Умерших не давали хоронить, а просто выбрасывали из вагонов. В Средней Азии людей поселили в бараках, не приспособленных для нормальной жизни. Выдержав долгий путь, они начали умирать от голода и болезней целыми семьями. За первые полтора года после переселения погибло около половины депортированных крымских татар. В 1990-ые годы началось массовое возвращение крымских татар на родину, но многие из них не смогли вернуться в районы, откуда они или их родители были выселены в 1944 году. По возвращению в Крым им опять пришлось все начать с нуля: покупать или строить жилье, устраиваться на работу.
Рустем Велиев, юрист, в 2004 году окончил Одесскую национальную юридическую академию, является автором законопроекта, который впоследствии был предложен Национальным движением крымских татар в Госсовет Крыма "О функционировании государственных языков Республики Крым и иных языков в Республике Крым".
— Прежде всего, хотелось бы отметить, что употреблять термин "депортация", к тому, что сотворили с крымскотатарским народом 18 мая 1944 года, не совсем правильно. Крымскотатарский народ был репрессирован, это имеет принципиальное значение. Всё же депортация применяется к иностранным гражданам или апатридам, находящимся на территории другого государства без соответствующего разрешения. Крымскотатарский народ, в свою очередь, был репрессирован, насильственным образом выслан со своей национальной территории, со своей Родины — Крыма, где он формировался на протяжении тысячелетий, начиная от тавров (автохтонов).
В законах "О реабилитации репрессированных народов" и "О реабилитации жертв политических репрессий", тоже нет ни слова о депортации, в них говорится о геноциде, репрессиях (что следует из самих наименований нормативно-правовых актов, не говоря уже о их содержании), но никак не о депортации, и с юридической точки зрения — это правильно
Это также следует из документов. К примеру, в Постановлении ГКО от 11 мая 1944 год № 5859сс "О крымских татарах" не говорится о депортации, в документе говорится о выселении из Крыма целого народа. В постановлении Верховного Совета СССР от 28 ноября 1989 года № 845-1 "О выводах и предложениях комиссии по проблемам крымскотатарского народа", в законах "О реабилитации репрессированных народов" и "О реабилитации жертв политических репрессий", тоже нет ни слова о депортации, в них говорится о геноциде, репрессиях (что следует из самих наименований нормативно-правовых актов, не говоря уже о их содержании), но никак не о депортации, и с юридической точки зрения — это правильно.
Например, в Законе РСФСР "О реабилитации репрессированных народов" об этом говорится не только в преамбуле закона, но и в статье 2 раскрывается, какие народы признаются репрессированными, а именно те, в отношении которых по признакам национальной или иной принадлежности на государственном уровне проводилась политика клеветы и геноцида, сопровождавшаяся их насильственным переселением, упразднением национально-государственных образований.
Депортация не влечёт для высылающей стороны каких-либо политико-правовых обязательств, поскольку, как отмечалось выше, применяется к иностранным гражданам и лицам без гражданства, незаконно находящимся на территории этого государства, в то время как репрессии (геноцид) — имеют последствия, не имея при этом срока давности, поэтому народы, подвергшиеся таким репрессиям, должны быть полностью восстановлены во всех без исключения попранных правах, с соответствующей компенсацией, как это определено законом.
На возвращение крымских татар запрет существовал вплоть до 1989 года, то есть самый длительный период репрессий выпал на долю именно нашего народа
Переходя непосредственно к ответу на ваш вопрос, скажу, что те репрессии, которым подвергся наш народ в 1944 году, сегодня имеют весьма негативные последствия. Поголовно высылая наших предков с родной земли, сталинская репрессивная машина не просто обрекала народ на физическое уничтожение, но и имела целью его полное вырождение через деградацию и ассимиляцию. Обратите внимание, крымскотатарский народ дольше других репрессированных народов был подвергнут репрессиям, до тех пор, пока благодаря титаническим усилиям Национального движения крымских татар и его признанному лидеру Ю.Б. Османову Верховным Советом СССР сначала была принята Декларация от 14 ноября 1989 года № 772-1 "О признании незаконными и преступными репрессивных актов против народов, подвергшихся насильственному переселению, и обеспечении их прав", а уже 28 ноября 1989 года наконец было принято специальное постановление по крымским татарам, о котором я упоминал выше. Принятию этого судьбоносного документа предшествовали долгие 45 лет борьбы, лишений, тюрьм и лагерей, через которые прошли многие активисты. Другие репрессированные народы смогли вернуться на родину после смерти Сталина и осуждения на ХХ Съезде КПСС культа личности. Однако, на возвращение крымских татар запрет существовал вплоть до 1989 года, то есть самый длительный период репрессий выпал на долю именно нашего народа.
В связи с тем, что принятые нормативно-правовые акты на протяжении почти трёх десятков лет не были реализованы в полной мере, достаточно большая часть крымских татар и по сей день не имеет возможности вернуться на родину. Связано это, прежде всего с финансовыми трудностями, а государственные программы по возвращению не работают уже более четверти века. Кроме того до сих пор актуальной остаётся тема упрощённого получения гражданства. Да, сегодня внесены изменения в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", где для лиц, незаконно высланных с территории Крымской АССР исключили процедуру РВП (разрешение на временное проживание), допустив сразу к получению ВНЖ (вид на жительство, который выдаётся на 3 года), а также в апреле 2019 года президентом Российской Федерации был подписан соответствующий Указ, позволяющий получить гражданство по упрощённой процедуре, однако, учитывая, что крымскотатарский народ был подвергнут репрессиям и насильственно выслан с территории Крымской АССР, входящей в состав РСФСР, считаю, что в духе законодательства о реабилитации, справедливым решением может стать для крымских татар (как непосредственно репрессированных, так и их потомков в любом поколении), право на автоматическое восстановление гражданства, по предъявлению архивной справки, свидетельствующей о незаконном насильственном выселении с территории Крымской АССР.
— Рустем, какое место трагедия занимает сегодня в жизни крымских татар?
— По сей день, эта масштабная трагедия занимает место огромного рубца на сердце каждого крымского татарина. Рассказы об ужасе сталинских репрессий в каждой семье передаются от поколения к поколению. Память об этом жесточайшем преступлении будет жить в веках, чтить своих невинно репрессированных предков будет ещё не одна генерация крымских татар.
Не дают забыть об этом не только рассказы старшего поколения, прошедшего через жернова того ада, но и воспитанные в духе оправдания репрессий апологеты сталинизма.
Близится к завершению третий десяток лет с момента начала массового возвращения крымских татар на свою историческую родину в Крым, однако, из года в год в канун 9 и 18 мая на полуострове наблюдается некая истерия, когда вновь и вновь в общество через книги, через СМИ, через социальные сети вбрасывается тема о так называемом "массовом коллаборационизме" крымских татар в годы второй мировой войны. Как мантра повторяются избитые и многократно опровергнутые статистические данные, переписываемые из книги в книгу, которые советская пропаганда использовала в качестве оправдания своей бесчеловечной карательной операции в мае 1944 года.
Несмотря на то, что ещё высшими органами государственной власти СССР все репрессивные акты отменены как незаконные и преступные, а также военными историками, на основании архивных документов (в т.ч. немецких) опровергнуты те лживые сведения и цифры, которые вменялись крымскотатарскому народу в качестве обвинения в так называемом "коллаборационизме", определённые силы, действуя по накатанной, продолжают будоражить крымское общество, противопоставляя репрессированный коренной народ всем остальным этническим группам на полуострове.
В качестве примера можно привести недавний скандал вокруг так называемого учебного пособия по "Истории Крыма" для 10 класса. Тему, о которую ломают копья представители исторического сообщества и никак не могут прийти к одной единой исторической правде, теперь решили вложить в неокрепшие умы детей, подростков через школу. Складывается впечатление, что это делается для того, чтобы воспитывать в детях других национальностей ненависть к крымским татарам начиная с раннего возраста.
Особый цинизм заключается ещё в том, что тему должны учить и крымскотатарские дети, а потом перед соседом по парте и перед всем классом, имея деда или прадеда героя, воевавшего против немецко-фашистских захватчиков, рассказывать, что он, по мнению составителей "учебного пособия", был "предателем", хотя грудь его покрыта советскими орденами за боевые заслуги перед Отечеством. Этот же ученик ещё и должен ответить на вопрос о причинах, по которым его предок якобы "перешёл на сторону оккупанта".
Приводя отдельные фрагменты давно отменённого и признанного преступным постановления ГКО "О крымских татарах", авторы в глазах учеников гуманизируют сталинизм, указывая, что спецпоселенцам разрешалось взять с собой продовольствие в количестве до 500 кг. на семью, пишут о существовании неких обменных карточек, о которых никогда не слышал в местах спецпоселений ни один крымский татарин, по которым в порядке возврата он якобы мог получить скот, домашнюю птицу и сельскохозяйственную продукцию в количестве, оставшемся в доме, из которого его выселили.
Далее указывается, что на каждый эшелон выделялись один врач и две медсестры с соответствующими запасами медикаментов для обеспечения медицинского и санитарного обслуживания в пути. Все эшелоны якобы обеспечивались горячим питанием и кипятком. И всё это в скотских вагонах?! Просто верх цинизма. Авторам "учебного пособия" стоило бы поинтересоваться реалиями того периода у тех, кто на себе испытал весь ужас репрессий, включая долгую дорогу на чужбину, где люди по нескольку дней ехали без еды и воды, свои естественные нужды справляли в тех же скотских вагонах, где придётся, в этих же вагонах умирали от голода и болезней люди, которых по пути следования просто вышвыривали из вагонов, не давая возможности захоронить. Но об этом вы не найдёте ни слова в подобной литературе. Разве можно потом говорить о её объективности?
Неудивительно, откуда потом рождаются статьи Епифанцева, о том, что крымские татары должны быть благодарны Сталину, а на федеральном телеканале, комментируя песню Джамалы на Евровидении, ведущий заявляет, что эта песня о том, как в 1944 г. крымские татары покинули Крым в поисках лучшей жизни.
В связи с тем, что в обществе была поднята волна негодования, данные учебные пособия временно изъяли из школьных библиотек и по имеющейся информации в настоящее время проводится экспертиза, однако до сих пор неизвестно, что произойдёт ближе к новому учебному году, в каком виде учебное пособие вернётся в школы.
На волне подобной пропаганды буквально накануне 9 мая произошёл очередной вопиющий случай в Крыму. В селе Мамашай (ныне — Орловка) 6 мая торжественно были открыты мемориальные плиты, на которых были высечены имена 57-ми уроженцев села, крымских татар (среди них один Герой Советского Союза — Абдраим Решидов), воевавших против немецко-фашистских захватчиков. 9 мая должны были состояться торжественные мероприятия, возложение цветов, однако пришедшие рано утром к памятнику люди обнаружили акт вандализма: плиты были разбиты, приведены в непригодность.
Всё это можно расценить как последствия той лживой пропаганды, которой последовательно, на протяжении вот уже 75-ти лет занимаются определённые люди, которые, судя по их действиям, заинтересованы в провокации межнациональной розни и нетерпимости по признакам национальной принадлежности в Крыму.
— Каковы последствия репрессий для демографии, этнокультуры, языка?
— В демографическом плане последствия катастрофические. Следует отметить, что Национальным движением крымских татар была проведена беспрецедентная акция из трёх аналитических самопереписей народа (1957, 1966, 1970-1974 гг.), позволивших выявить важнейшие демографические и социально-политические факторы (такие как: темпы и объёмы гибели в спецпоселениях, участие народа во второй мировой войне, масштабы ограбления народа). По итогам самопереписи было составлено 7 актов, которые были переданы высшему руководству СССР.
На основании полученных данных удалось установить, что фактически было выслано из Крыма 423 100 чел. крымских татар (официальная статистика Советской власти — порядка 190 тыс. чел.). Из них, с момента высылки и по январь 1946 года (то есть, всего за полтора года) погибло 195 471 крымских татар, что составило 46,2% нации.
Неудивительно, что цифры столь разнятся, очевидно, что Советская власть, осуществившая репрессии, пыталась существенно занизить масштабы преступления.
Подсчитать демографические показатели по состоянию на сегодняшний день затруднительно, поскольку существенная часть народа до сих пор не может вернуться в Крым, прежде всего по финансовым причинам.
Неизвестно доподлинно и реальное количество крымских татар, проживающих в Крыму в настоящее время. Перепись 2014 года не отражает реальной картины, хотя бы потому, что очень большое количество крымских татар не принимало в ней участие, поскольку в народе активно подогревались настроения не участвовать в переписи, мол в 1944 году сначала переписали, а после — выслали. Это сыграло свою роль, и согласно официальным статистическим данным, крымских татар в Крыму по состоянию на 2014 год стало меньше, нежели согласно данным 2001 года, что само по себе невозможно, учитывая достаточно высокий показатель рождаемости в крымскотатарских семьях и определённый процент вернувшихся на родину за 13 лет (с 2001 по 2014 гг.). Да и объективность официальных, 2001 года данных, вызывает большие сомнения.
С 1 по 31 октября 2020 года в Российской Федерации намечается проведение очередной переписи населения, где крымским татарам необходимо принять самое активное участие, поскольку это поможет установить более-менее объективную картину, конечно же, при условии объективного подсчёта.
НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА
— В каком состоянии оказалась этнокультура догадаться не сложно. В первые десятилетия с момента высылки крымскотатарский народ вообще был вычеркнут из перечня народов СССР, в паспортах указывали национальность "татарин", пытаясь, таким образом, искусственно лишить нас автохтонности в Крыму, объединив нас с татарами в один народ. Мы, конечно, братские народы, но всё же разные, это даже из языка заметно. Как в таких условиях могла не только сохраниться, но и развиваться этнокультура народа, который для государства не существовал?
Однако, низкий поклон нашему старшему поколению, без преувеличения сильному поколению, которое сумело в тех тяжелейших нечеловеческих условиях сохранить нашу культуру и передать её последующим поколениям.
Сегодня, благодаря мастерам, в Крыму наблюдается некий ренессанс: восстанавливается гончарное, ювелирное, плотническое, кузнечное, кожевенное, портняжное дело и танцевальное искусство. При бракосочетании, в момент проведения обряда "никях", молодые стараются быть одеты в национальную одежду, даже если не полностью, то хотя бы надевать некоторые атрибуты национальных убранств. Восстанавливается традиция проведения "Къына геждеси" для невест и "Траш акъшамы" — для женихов и многие-многие другие культурные традиции.
Регулярно проводятся мастер-классы по самым различным направлениям, за что следует отдельную благодарность выразить небезразличным к национальной культуре активистам.
Таким образом, в части этнокультуры дела хоть и медленно, но уверенно двигаются в сторону возрождения.
ЯЗЫК
С языком не всё так оптимистично, как с этнокультурой. По признанию ЮНЕСКО крымскотатарский язык входит в число языков, находящихся под угрозой исчезновения. Причины, которые привели наш язык в подобное состояние хорошо известны. При этом, на протяжении многих лет наши учёные, лингвисты, филологи пытаются вывести формулу, способную сохранить и развивать наш язык, предпринимают практические шаги к этому, за что им большое спасибо. Однако, необходимо понимать, что одних только усилий филологов недостаточно, необходима законодательная опора для воплощения подобных инициатив, претворения их в жизнь.
В Крыму необходимо принять соответствующий закон, который заложит правовую основу для использования и развития государственного крымскотатарского языка в Республике Крым
В части 1 статьи 10 Конституции Республики Крым крымскотатарский язык закреплён в качестве государственного. Однако, уже частью 2 этой же статьи установлено, что статус государственных языков Республики Крым устанавливается законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Крым.
В связи с этим, в Крыму необходимо принять соответствующий закон, который заложит правовую основу для использования и развития государственного крымскотатарского языка в Республике Крым, предусмотрит создание необходимых условий к его обязательному изучению на базе основополагающих норм российского законодательства и международного права.
Несмотря на то, что с момента принятия крымской конституции минуло уже более 5 лет, закон о языке в Крыму по-прежнему не принят
Государственным Советом Республики Крым 24 мая 2017 года принят в первом чтении проект закона Республики Крым "О государственных языках Республики Крым и иных языках в Республике Крым", после чего направлен в профильные органы и комитеты для внесения поправок и к рассмотрению законопроекта во втором чтении должен быть доработан. В свою очередь, Национальным движением крымских татар подготовлен проект закона "О функционировании государственных языков Республики Крым и иных языков в Республике Крым", который предложено депутатам Госсовета взять за основу. Данный проект соответствует как Конституции Российской Федерации, так и Конституции Республики Крым, и законодательству о реабилитации, и нормам международного права, поскольку государственный крымскотатарский язык должен иметь в Крыму равные права, равный статус.
Однако несмотря на то, что с момента принятия крымской конституции минуло уже более 5 лет, закон о языке в Крыму по-прежнему не принят.
Без принятия такого архиважного законодательного акта в Крыму, крымскотатарский язык не сможет не только развиваться, но и элементарно, не сумеет сохраниться в полной мере.
— Что вы можете сказать о перспективах крымскотатарского народа?
— Перспективы, если мы говорим о положительных перспективах, могут быть только тогда, когда на государственном уровне состояние крымскотатарского народа будет приведено в полное соответствие с ранее принятыми законодательными и нормативно-правовыми актами, реабилитирующими наш народ.
На сегодняшний день приняты хорошие законы в части реабилитации, однако их практическая реализация не осуществляется: крымские татары не представлены во власти в том процентном соотношении, в котором были представлены до преступного насильственного выселения (не менее 36%), практически не принимают участия в управлении республикой. А без этого невозможна практическая реализация положений, закреплённых в статье 3 закона РСФСР "О реабилитации репрессированных народов". Проведённый анализ показывает, что по состоянию на сегодняшний день в государственных органах исполнительной власти Республики Крым из 306 должностей руководящего состава, крымские татары занимают лишь 21 должность, что для коренного, субъектообразующего народа ничтожно мало. На руководящих должностях в правоохранительных органах республики нет ни одного представителя крымскотатарского народа. В Совете Федерации представлено 2 сенатора от Крыма, но крымских татар среди них нет, хотя было бы логично и справедливо, если бы один из двух сенаторов представлял коренной народ полуострова. Всё это говорит о том, что закон о реабилитации по отношению к крымскотатарскому народу не работает (хотя распространяется), в связи с чем, не обеспечивается должный уровень его правосубъектности.
По-прежнему не восстановлена топонимика Крыма, хотя такое право предоставляет статья 11 Закона "О реабилитации репрессированных народов"
В свою очередь, до преступного выселения, в Крымской АССР представители крымскотатарского народа составляли не менее 36% от общего числа во власти, в том числе в правоохранительных органах, были и руководители республики.
По-прежнему не восстановлена топонимика Крыма, хотя такое право предоставляет статья 11 Закона "О реабилитации репрессированных народов", отсутствует программа возвращения оставшихся в местах высылки.
Это всё то, над чем необходимо работать. А крымские татары, вместе с представителями других национальностей, проживающих в Крыму, должны показать, что мы в этом стремлении едины, во имя будущего Крыма и последующих поколений.
После аннексии Крыма Россией в марте 2014 года крымские татары столкнулись с новым витком репрессий — начались массовые задержания по обвинениям в терроризме и экстремизме.
— Сегодня мы жили в Украине, на следующий день мы оказались в составе России, поэтому прогнозировать какое состояние будет в Крыму или вообще в мире в целом, это не совсем корректно, — сказали в проекте "Реальные люди" активисты "Крымской солидарности" Лутфие Зудиева и Дилявер Меметов. — Но так или иначе можно с уверенностью сказать, что Крым и крымские татары, та солидарность, та поддержка, та душа нашего народа никуда не денутся.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Говорим о том, о чем другие вынуждены молчать.