Башкирский историк Нурислам Калмантаев считает, что 200 тысяч татар, ныне проживающих на востоке Татарстана, на самом деле, являются башкирами. Об этом он заявил на торжественном собрании, посвященном 100-летию Башкортостана и V Всемирному курултаю башкир, которое состоялось в Казани 31 марта. Корреспондент Радио Азатлык встретился с ученым, который рассказал о своем видении башкиро-татарской истории.
— В последнее время руководство и общественность Башкортостана и Татарстана всё чаще говорят о том, что двум народам нужно объединяться, нужно проводить совместные мероприятия. Выступая в Казани, вы заявили, что "восточные районы Татарстана являются башкирскими". Почему? Вы желаете, чтобы при переписи населения эти люди были записаны башкирами? В чем ваша цель?
— Нет, мы не настаиваем на том, чтобы они записывались башкирами. Но историческая справедливость должна восторжествовать. В Оренбуржье говорят, что башкир нет. В Челябинской области тоже говорят, что башкир нет. Куда бы мы не поехали, везде одно и то же — башкир нет. А ведь это всё бывшие земли башкирского народа. Башкиры были вотчинным народом, они жили на крайне обширных территориях: тот же восточный Татарстан, юг Пермского края, большая часть Екатеринбурга. Когда-то в этом городе стоял памятник Татищеву, и на нем было написано "Екатеринбург основан на башкирской земле". Затем эту надпись убрали, стали доказывать, что башкир там нет.
Татары были сильны с духовной точки зрения: религия, рух, интеллигенция — они вели за собой народ, а башкиры воевали
Татар и башкир объедиянет древняя история. Мы вместе противостояли татаро-монгольским нашествиям, русскому завоеванию, потеряли очень многих выдающихся людей. Я ведь и когда выступал, это подчеркнул: татаро-башкирский симбиоз для нас является очень выгодным единством. Татары были сильны с духовной точки зрения: религия, рух, интеллигенция — они вели за собой народ, а башкиры воевали. При гонениях на ислам башкиры всегда восставали и помогали татарам. Они вместе отстаивали интересы мусульман. С этой стороны, мы друг друга дополняем, нас объединяет очень многое.
К тому же мы подарили татарскому народу очень много личностей. Они превратились в татар. Более 200 тысяч башкир потеряли свою башкирскость и стали татарами. Считают себя татарами.
— Вы имеете в виду татар, живущих в Татарстане или в Башкортостане?
— Я имею в виду башкир, живущих в Татарстане. Вот поэтому мы и считаем их мостом, который связывает наши народы.
— Как вы считаете, можно ли прийти к к какому-то общему мнению на этот счет, проведя, например, совместную конференцию с учеными Татарстана?
— Конечно, можно. Можно вместе встретиться и всё обсудить. Разные татарстанские ученые татаро-башкирскую историю пишут по-разному. Кто-то признает, что есть дружба между Татарстаном и Башкортостаном, а есть и те, кто считает, что башкир нет даже в самом Башкортостане.
Мы это расценили как провокацию
Три года назад в Казани вышел труд "История татар Западного Приуралья". Там башкир назвали татарами. Мы это расценили как провокацию.
Среди историков есть разные люди. Когда-нибудь сядем за один стол и всё обсудим. Раньше так и делали.
— Три года назад, когда башкиры приехали в Актаныш и установили там памятную доску Мутиным, между двумя республиками разразился скандал.
— Да, я там тоже был.
— Председатель исполкома Всемирного курултая башкир Данир Гайнуллин, выступая в Казани, заявил, что собирается установить в районах Татарстана памятные доски в честь Гумара и Гарифа Мутиных, Такиуллы Галиева, Искандербека Султанова, сына Ризаэддина Фахреддина Габдрахмана Фахреддинова, Фатиха Тухватуллина и Халиля Алишева. Татарские ученые считают, что за этим скрывается стремление башкиризации татарских районов. Оценивают этот шаг как экспансию исподтишка. Вы не считаете, что ваши заявления опять приведут к скандалам?
— С какой стати? Башкиры Татарстана сделали очень многое для того, чтобы у башкир была автономия. Нам нужна историческая справедливость. Почему Мутины, Фахреддиновы, Тухватуллины, Туйкины и другие вдруг поехали в Уфу и выбивали башкирскую автономию? Это значит, в начале ХХ века они чувствовали себя башкирами.
Когда появился Татарстан, башкиры начали записываться татарами
Когда появился Татарстан, начались уже другие процессы. В Татарстане башкиры начали записываться татарами, это вполне объективный процесс. Процесс построения нации никогда не останавливается, он перманентен.
Вот башкир женился на татарке. Кем будет их ребенок? Кто-то — татарином, а кто-то — башкиром.
— Многие становятся русскими.
— Да, есть и те, кто становится русскими.
— Потому что нет школ, среды на родном языке.
В областях, например, я только что побывал в Иркутской, Новосибирской, Оренбургской областях — очень успешно работают башкиро-татарские общества, татары и башкиры помогают друг другу. — Мы и об этом тоже говорили. Вот что я скажу, будучи родом из Оренбурга: там закрываются и татарские школы, и башкирские.
В областях с русской средой они могут сохраниться, только помогая друг другу. Они это там понимают и ведут себя соответственно.
Оригинал публикации: Радио Азатлык
Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Говорим о том, о чем другие вынуждены молчать.