Смена несменяемых в Татарстане, отставки по цене профсоюзных путёвок и прожиточного минимума, вал увольнений в верхах Республики Башкортостан... Вспоминаем, кто из власть имущих покинул свои посты "добровольно", а кто — под явным давлением внешних обстоятельств.
БАШКОРТОСТАН
Больше всего громких отставок случилось в Башкортостане.
Вечером 11 октября об уходе в отставку объявил глава республики Рустэм Хамитов. Известие об отставке Хамитова (в местной прессе писали, что для подчиненных Хамитова оно стало неожиданным) вызвало ликование у активистов башкирских национальных организаций, собравшихся в этот вечер на празднование Дня республики у памятника Салавату Юлаеву.
Некоторые эксперты считают, что Рустэм Хамитов ушел в отставку под давлением лоббистских групп в Москве. Сам он объяснил свое решение тем, что "руководители регионов в зрелом возрасте" должны уходить "своевременно" и "достойно".
Незадолго до ухода Хамитова пост главы администрации Уфы покинул Ирек Ялалов, считающийся политическим противником экс-главы Башкортостана. Ялалов, как и Хамитов, формально ушел в отставку по собственному желанию чтобы занять пост в Совфеде.
В первые же дни после своего назначения новый глава Башкортостана Радий Хабиров принял отставку восьми вице-премьеров. "Это очень мужественное решение с их стороны", — заявил Хабиров.
Впрочем, столь же мирно удалось уйти не всем высокопоставленным башкортостанским чиновникам. Например, министр экологии Илдар Хадыев подал в отставку после того как Хабиров сообщил, что Контрольно-счетная палата республики дала негативную оценку работе Минэкологии в сфере управления недрами и попросил премьер-министра подыскать новую кандидатуру на пост главы этого министерства.
Еще одним министром, покинувший свой пост со скандалом, стала глава Минобразовния Гульназ Шафикова. За несколько месяцев до отставки Шафикова написала пост с орфографическими ошибками (и это событие имело большой резонанс). Кроме того, ее обвиняли в плагиате. На новую должность Шафикова устроилась также не без резонанса: она заняла кресло ректора Института развития образования – несмотря на то, что сотрудники института просили Хабирова не назначать главу Минобра на этот пост из-за «опыта негативного взаимодействия» с ней.
И, наконец, первый заместитель прокурора Башкортостана Олег Горбунов. Он ушел в отставку по собственному желанию, а через несколько дней после этого представителя надзорного ведомства задержали в Шереметьево при попытке уехать за границу. Следствие подозревает Горбунова и его коллегу Артура Шаретдинова в получении взятки за отмену уголовного дела против чиновников мэрии Уфы.
ТАТАРСТАН
В начале года свои посты покинули главы сразу двух министерств – экономики и здравоохранения.
Но если в карьере Артема Здунова произошел головокружительный и довольно-таки неожиданный вираж (он стал председателем правительства Дагестана), карьера Аделя Вафина, похоже, завершилась. Отставке предшествовал скандал с уголовным делом о махинациях, фигурант которого, замминистра Елена Шишмарева, ушла из жизни при загадочных обстоятельствах (ее нашли мертвой в своем доме, официальная версия – самоубийство). Вафин занял пост советника ректора КФУ, но пробыл в этом статусе недолго: летом стало известно, что он нашел работу в медицинском кластере АФК "Система".
Осенью президент Татарстана Рустам Минниханов отправил в отставку Талгата Абдуллина, бессменного руководителя Госжилфонда. Новым руководителем ГЖФ стал руководитель Госкомитета Татарстана по тарифам Марат Зарипов, а Абдуллину предложили пост в "Связьинвестнефтехиме". "Что будет, то будет, надо принимать. Как говорил Высоцкий: "Опозданий к Богу не бывает!", — прокомментировал отставку Абдуллин, заверив журналистов, что его не сняли — он сам ушел.
Талгат Абдуллин возглавлял Госжилфонд при президенте РТ 21 год. Помимо этого, он был первым председателем Милли Меджлиса татарского народа.
Глава федерации профсоюзов Татарстана Татьяна Водопьянова занимала свой пост немногим меньше Абдуллина — 18 лет. Она ушла в отставку летом (официально — в связи с выходом на пенсию) на фоне коррупционного скандала: СКР заподозрил Водопьянову в коммерческом подкупе: по версии следствия, профсоюзный функционер заставляла врача подведомственного федерации санатория оформлять на нее (за счет заведения) договоры страхования жизни.
УЛЬЯНОВСКАЯ ОБЛАСТЬ
Назначенный летом 2017 года министром здравоохранения Ульяновской области врач-педиатр Рашид Абдулов продержался на этой должности год – летом 2018-го он покинул вверенное ему ведомство на фоне коррупционного скандала, в котором оказались замешаны предшественник Абдулова на посту главы Минздрава Павел Дегтярь, председатель комитета по соцполитике заксобрания Ульяновской области Игорь Тихонов и топ-менеджеры АО "Ульяновскфармация". Все они подозреваются в хищениях при госзакупках медицинских препаратов.
САРАТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ
Министра труда Саратовской области Наталью Соколову уволили после ее заявления о возможности питаться на 3,5 тысячи рублей в месяц. Глава области Валерий Радаев назвал отношение Соколовой к темам, которые "имеют жизненную важность для людей", недопустимым и пренебрежительным. 10 октября Соколова поспорила с местным депутатом-коммунистом Николаем Бондаренко о прожиточном минимуме для пенсионеров. Когда Бондаренко предложил ей самой попробовать прожить на такие деньги, Соколова отказалась, сославшись на статус министра. Ролик с ее высказываниями разошелся в интернете.
МАРИЙ ЭЛ
Первый вице-премьер Марий Эл Андрей Россошанский ушел в отставку осенью, по собственному желанию. Пост зампреда правительства он занимал чуть больше года — с ноября 2017-го. Уход Россошанского был бы ничем не примечательным, если бы не одно, довольно курьезное, обстоятельство: резюме с объявлением о поиске новой работы бывший высокопоставленный чиновник разместил в соцсетях.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Говорим о том, о чем другие вынуждены молчать.