Разведчики сообщают не то, что обнаруживают, а то, что их руководители хотят услышать. Такую особенность разведывательного аппарата тоталитарных государств отмечал социолог Питер Бергер, сравнивая социологию с разведкой. Очевидно, это касается не только разведки, но и в целом информирования "руководителей" и не только в тоталитарных, но и в авторитарных государствах.
На этой неделе Владимир Путин на встрече с членами Совета по развитию гражданского общества и правам человека подтвердил, что находится в особой, очень ограниченной реальности, в которой ему удобно находиться, и не предпринимает попыток выйти из неё.
Николай Сванидзе на встрече правозащитников с президентом, говоря о позорной истории с арестом Льва Пономарева "за перепост", упомянул уголовные дела организаций "Сеть" и "Новое величие". Разговор Сванидзе и главы СПЧ Михаила Федотова с Путиным о "Сети" и "Новом величии" стоит того, чтобы процитировать эту часть стенограммы почти полностью (примечательно, что видеозапись и стенограмма второй половины заседания так и не были опубликованы ни на сайте Кремля, ни на сайте СПЧ, и эта закрытость, на мой взгляд, противоречит названию и предназначению Совета по развитию гражданского общества и правам человека):
"Сванидзе: Это был перепост сообщения, не призыва, о прогулке родителей и детей, проходящих по двум очень сомнительным и мутным делам, так называемые "Новое величие" и "Сеть". Это плохие дела, Владимир Владимирович, там пытки, провокации и уже очень тяжелые последствия для здоровья молоденьких девочек, одна из которых несовершеннолетняя. И у меня, и у Михаила Александровича есть на руках медицинские документы, они производят впечатление. <…>
Путин: Меня, честно говоря, забеспокоило то, что Вы сказали по поводу того, что совершаются какие-то правонарушения в отношении несовершеннолетних в рамках тех организаций или движений, я не знаю, что это такое.
Сванидзе: Это официальные названия дел — "Новое величие" и "Сеть". Вам не докладывали об этих делах?
Путин: Нет. И, безусловно, с этим нужно поразбираться. <…>
Федотов: Владимир Владимирович, можно два слова по поводу дела организации "Сеть"? Я не буду говорить ни слова о том, по поводу чего их обвиняют, не знаю, но я разговаривал с людьми, которые написали заявление о том, что к ним применяли пытки электрошокером. И последующие проверки военного следственного управления показали, что ничего не было.
Путин: А при чем здесь военное следственное управление?
Федотов: А потому что применяли к ним пытки сотрудники ФСБ. <…>
Путин: Давайте мы внимательно посмотрим. Меня очень беспокоит то, что Вы сказали, реально, беспокоит. Это абсолютно недопустимо. С этим нужно поработать. Разберемся.
И это лежит в основе этого перепоста, из-за которого он пострадал и сейчас сидит в тюрьме
Сванидзе: Владимир Владимирович, извините бога ради. К тому, о чем Вы сейчас говорили, о чем коллеги говорили минуту назад. Михаил Александрович говорил о деле "Сети". В деле "Нового величия" другая очень серьезная проблема, которой надо заняться. Там провокация, которая лежит в основе всего дела. То есть молодые ребята, сотрудник некий — сотрудник, работник, кто он — не знаю, — засланный казачок, взрослый, который собрал, организовал, дал название, сказал: "Что вы тут дурью маетесь? Давайте мы сделаем организацию, создадим, дадим ей название, направим ее против властей". И ребята пострадали из-за этого. Вот этим занимался Пономарев, и это лежит в основе этого перепоста, из-за которого он пострадал и сейчас сидит в тюрьме.
Путин: Надо посмотреть. То есть Вы говорите, что гапоновщиной какой-то они там занимались. Давайте посмотрим.
Сванидзе: Совершенно верно. Именно так.
Путин: Я вообще первый раз это слышу. Я посмотрю. Хорошо?"
Реальность Путина формируется в основном "справками", которые готовят администрация президента и спецслужбы
Итак, Владимир Путин, судя по его словам, 11 декабря впервые услышал о делах организаций "Сеть" и "Новое величие". Это означает, что он не читает "Новую газету", не слушает "Эхо Москвы", не просматривает сайты "Медузы", "Радио Свобода", русских служб Би-би-си и "Немецкой волны". В каждом из этих изданий были десятки (в некоторых случаях — сотни) сообщений об этих делах. Реальность Владимира Путина формируется в основном "справками", которые составляются администрацией президента и спецслужбами. Одну из таких "справок" о Льве Пономареве Путин упомянул на вчерашней встрече с правозащитниками: "что я увидел из той справки, которую прочитал: речь шла о призывах к несанкционным митингам, шествиям и так далее".
На мой взгляд, это опасность для всех: и для граждан России, и для граждан других стран. Конструкторы, создающие путинскую реальность посредством "справок", могут наполнять и, по всей видимости, наполняют её угрозами и заговорами. В этой реальности есть действия западных спецслужб, но может не быть, например, эпидемии ВИЧ в России, пыток и провокаций ФСБ, абсурдного "макового дела" Ольги Зелениной и предпринимателей, созданного ФСКН, и многого другого. Путин доверяет сообщениям его "агентов" и не предпринимает попыток сопоставить их с другими источниками информации, хотя он сам —бывший разведчик тоталитарного государства. Может ли способствовать развитию страны президент, не пользующийся Интернетом, не читающий независимую прессу и узнающий о происходящем из "справок", которые готовит подчинённая ему "агентура"?
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в рубрике "Мнения", может не совпадать с позицией редакции.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Говорим о том, о чем другие вынуждены молчать.