Ссылки для упрощенного доступа

Татарский язык до Кремля довел


Совершенно невозможное, по многим внешним признакам, событие всё же состоится: 9 декабря с согласия исполкома Казани прямо под стенами Казанского кремля протестный митинг. И более того: Татарстан уже заподозрили в экспорте демократии!

Предыдущую акцию с лозунгами, начинающимися с протестного слова "нет", здесь, на площади Тысячелетия, видели 1 мая 2016-го. Но то было "нет" особого рода — от лиц, наделенных специальной привилегией на произнесение этого слова специально оговоренным тоном. Достаточно сказать, что под решительным плакатом "Нет — росту налогов и цен, да — росту зарплат и пенсий" стояли тогдашний лидер официальных профсоюзов Татарстана Татьяна Водопьянова, вице-премьер Василь Шайхразиев, вице-спикер Римма Ратникова, депутаты Госдумы, Госсовета РТ и прочие лица "Единой России".

Словом, это "нет" всему плохому и "да" власти, которая делает это плохое, притом раздающееся из уст этой же власти — вызывало желание цитировать профессора Преображенского: "Когда эти баритоны кричат "бей разруху!", это означает, что каждый из них должен лупить себя по затылку"…

Последний же митинг на площади Тысячелетия, на который казанцев не пришлось доставлять в порядке производственной дисциплины, состоялся еще 24 декабря 2011-го. Эта акции серии "За честные выборы" собрала под стенами Кремля более тысячи человек.

После этого власти Татарстана надежно огородили центр столицы от митингов законодательными рогатками, чтобы туда не просочилась и протестующая мышь, а мог пройти разве что благодушный единоросский медведь. А власти Казани, демонстрируя сугубую бдительность, отказывались согласовывать проведение протестных акций даже в четырех официальных "гайд-парках" на отшибе (в сквере Тинчурина, отдаленных от центра парках им. Петрова и "Крылья Советов" и в поселке Дербышки).

Все остальные темы — скорее всего, некий "гарнир", чтобы привлечь побольше народу на митинг "за татарский язык"

И вдруг в конце ноября случилось непредставимое. Исполком Казани дал "добро" на проведение митинга 1) явно протестного (заявленные темы: "систематическое нарушение конституционных прав граждан на свободу собраний", "защита прав незаконно осужденных" — очевидно, по "делам мусульман", протест против строительства мусоросжигательного завода и пенсионной реформы…); 2) организуемого буквально только что учрежденным движением, ни один из коллективных участников которого не обладает сколько-нибудь широким влиянием и поддержкой как сверху, так и снизу; 3) прямо в сердце Казани, на площади Тысячелетия… Которая - особый сверхбонус! — даже не входит в число мест, официально отведенных властями под проведение публичных акций.

В общем, внезапно власти Казани и, стало быть, Татарстана — невозможно представить, чтобы столичная мэрия дала разрешение митинговать у стен Кремля без согласия последнего, — продемонстрировали, кажется, такую широту взглядов на осуществление демократических свобод, что дальше уж, вроде, и некуда. (Тем более, что уж кого-кого, а эти власти точно в подобных пристрастиях до сих пор и заподозрить-то не было никакой возможности.) Дальше — разве что согласие на митинг сторонников Навального во главе с ним самим и прямо в Кремле…

Ну а раз в Татарстане уличной демократии так много, задумались эксперты федерального уровня, так не пускает ли республика излишек этого продукта на экспорт?.. Вот уже влиятельный телеграм-канал "Незыгарь" оповестил: "Как сообщает источник, протесты в Ингушетии и Приморье имеют один источник финансирования — наличные деньги на организацию протестов поступали через фирмы-однодневки из Татарстана… Говорят, что силовые структуры сейчас внимательно изучают эти каналы"…

Источники эти, конечно, не понимают в нашей специфике ни черта. Чтобы знатные люди Татарстана переправляли деньги не на благодатные Сейшельские острова, а в суровые российские регионы для поддержки уличных протестантов?! Да бросьте!

Но какова же все-таки истинная причина внезапного приступа либерализма татарстанских властей, выразившегося в разрешении на проведение протестного митинга у стен Казанского кремля?

"Возможно, дело тут в одном из главных пунктов, заявленных организаторами как темы митинга — это требование ВТОЦ защитить государственный статус татарского языка и открыть Татарский национальный университет, — считает известный казанский политолог, завкафедрой социальной и политической конфликтологии КНИТУ Сергей Сергеев. — Все остальные темы — скорее всего, некий "гарнир", чтобы привлечь побольше народу на митинг "за татарский язык". Для других организаций-членов "Советов общественной самоорганизации РТ" (в частности, экологов) митинг в самом центре города - это достижение, оправдывающее все компромиссы.

Власти Татарстана, без боя "сдав" обязательность изучения татарского языка в школах республики...решили пойти к цели кружным путем

Но почему, разрешая проведение 9 декабря этого митинга, его организатору Равилю Мухаметзянову внезапно припоминают выступление на митинге 30 августа и назначают на 6 декабря суд, грозящий ему арестом? Ведь это, в свою очередь, ставило под вопрос реальную возможность проведения этой самой разрешенной акции…

"Организатора судят, чтобы продемонстрировать Москве классическое «не виноватая я, он сам пришел": мол, повышение статуса татарского языка - требование снизу, а татарстанская властная элита вынуждена отбивать этот напор рассерженных масс!" — полагает Сергеев.

В самом деле, весьма похоже, что власти Татарстана, без боя "сдав" (как это выглядело год назад) обязательность изучения татарского языка в школах республики, на самом деле не отказались от этой темы — но решили пойти к цели кружным путем. Как те нормальные герои, которые, как пелось в детской песенке, всегда идут в обход.

Год назад Рустам Минниханов выразил недовольство, обнаружив, что тему защиты государственного татарского языка у власти перехватил ВТОЦ ("Сейчас уже оппозиционные структуры пытаются быть сторонниками татарского языка, чтобы был раздрай между русскими и татарами", — заявил он в Госсовете РТ). А в сентябре этого года оказалось, что уже власть перехватила у ВТОЦ идею организации татарского вуза (поручение создать Национальный педагогический институт прозвучало в ежегодном послании президента)…

С другой стороны, интересна статистика публичных мероприятий, согласованных в этом году исполкомом Казани.

В числе разрешенных оказались относительно немногочисленные акции: митинг вкладчиков «сгоревших» банков; организованный КПРФ митинг в честь 100-летия Октябрьской революции; митинг родителей детей-инвалидов против низких пособий; митинг против повышения пенсионного возраста, организованный "Справедливой Россией"… Единственным массовым из разрешенных стал митинг сторонников Алексея Навального в поддержку "забастовки избирателей" (в промзоне у мусороперерабатывающего завода собралось более тысячи человек).

За это же время мэрия Казани дала "добро" на проведение пяти акций ВТОЦ и "Азатлык". Причем три из них были так и заявлены как протест против федерального закона о добровольности изучения национальных языков, а на двух остальных эта тема поднималась ораторами. (Во всех случаях количество участников, по оценкам СМИ, составляло несколько десятков человек).

Особо отметим, что февральский митинг ВТОЦ "в защиту татарского язык" стал первым за много лет публичным мероприятием этой тематики, санкционированным властями.

Митингу под стенами Казанского кремля властями Татарстана отведена роль очередного аргумента в торге с Московским кремлем

Все это определенно наводит на мысль, что власти Татарстана, уступив позиции госязыка в прошлом году в прямом столкновении с федеральным центром, решили вернуться к методу, уже испытанному в начале 1990-х. Когда власти вначале сами завозили в центр Казани людей в зеленых повязках, потом заводили их, а потом демонстрировали тревожную картинку растерявшимся властям в Москве — и в итоге получили столько суверенитета, сколько смогли проглотить. (Потом активных деятелей этого уличного движения сжили с политической арены, а желанный суверенитет оказался независимостью только для самой власти — но это уже другая история, о которой обычно забывают.)

Похоже, и предстоящему воскресному митингу под стенами Казанского кремля властями Татарстана отведена роль очередного аргумента в торге с Московским кремлем. На этот раз — о возвращении обязательного татарского в школы республики.

Кстати, и коллизия вокруг главного организатора этой акции своевременно разрешилась — да так, что намек на заинтересованность самой власти в этом разрешении выглядит весьма прозрачным.

Вчера Вахитовский райсуд Казани должен был рассмотреть административное дело Равиля Мухаметзянова (его обвиняют, кстати, в том, что на митинге в честь Дня республики 30 августа выступил "не по теме" — т.е. против отмены обязательного преподавания госязыка в школах Татарстана). Ожидалось, что суд вынесет решение в тот же день: дела такого рода рассматриваются, как правило, не долее двух-трех часов. Однако Мухаметзянов затребовал переводчика, и суд ему такового даже предоставил —​ по информации "Idel.Реалии", в лице помощника судьи… которая вскоре заявила, что с переводом не справляется. И суд был отложен на 11 декабря.

Эта-то двухходовка и привела к желанному результату. Сам суд стал сигналом для Москвы, что власти Татарстана "языковых протестантов" отнюдь не поддерживают. А история с внезапно потребовавшимся переводчиком, который был предоставлен, но вот незадача, оказался не в состоянии переводить — дала возможность не оставлять стратегический митинг без организатора.

Ну а что потом Мухаметзянов будет-таки признан виновным — сомнений, учитывая статистику "митинговых" решений судов Татарстана, практически нет. Но ведь это будет уже после митинга…

Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в рубрике "Мнения", может не совпадать с позицией редакции.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Говорим о том, о чем другие вынуждены молчать.

XS
SM
MD
LG