Благотворительный фонд "Нужна помощь" и издание "Такие дела" опубликовали рейтинг проблем сиротства в регионах России. Эксперты проанализировали все субъекты страны и предоставили данные о количестве детей в детских домах, проценте усыновления и отказа в усыновлении за 2017 год.
Рейтинг построен на пяти показателях: число детей-сирот; темпы устройства детей в семьи; количество тех, кто стал сиротой повторно; число "воссоединившихся" кровных семей. Чаще всего, исходя из проанализированных данных, найти семью не могут дети с третьей и четвертой группой инвалидности, подростки после 11 лет и те, кто оказался в детских домах с братьями и сестрами. Их доля одинаково высокая во всех регионах.
Лучше всего, по данным исследования, ситуация обстоит в трех регионах страны: в Воронежской области, Краснодарском крае и Чувашии. Здесь большое количество жителей хотят взять детей на воспитание и низкая доля тех, кто попадает в детские дома. За счет этого сглаживается достаточно высокая доля детей-сирот. Например, в Чувашии на 2971 детей-сирот в 2017 году приходилось 634 семьи, готовые принять ребенка на воспитание. "Количество, явно достаточное для покрытия текущих потребностей субъекта", — заверяют исследователи.
Также в исследовании говорится, что низкий уровень масштабов сиротства, в том числе и социального, характерен для национальных республик. Тут практически всех детей, потерявших родителей, передают под опеку родственникам. Достаточно редкими являются и случаи отказа от детей в роддомах. В число таких регионов вошел Татарстан. Здесь на конец 2017 года зафиксировано 8580 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. При этом 593 из них нуждались в семейном устройстве. По мнению экспертов, это относительно немного, если сопоставить с общей численностью детского населения. Однако в исследовании отмечена нехватка в республике специалистов по охране детства.
Башкортостан, Марий Эл и Удмуртия стоят на ступень ниже. Здесь, как заверяют исследователи, проблема выражена на уровне среднего по стране. В Башкортостане на конец 2017 года насчитывалось 13130 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при этом 1344 нуждались в семейном устройстве.
Низкий уровень масштабов сиротства, в том числе и социального, характерен для национальных республик
В Марий Эл — 2208 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 302 из них нуждались в семейном устройстве. Всего за год зарегистрировано 149 семей, желающих принять ребенка. На конец года, с учетом тех, кто уже стоял на учете, принять ребенка хотели 74 семьи. "Именно по показателю "готовность принимать детей в семьи" Республика Марий Эл отличается от большинства регионов в худшую сторону", — уточняется в документе.
В Удмуртии зафиксировано 5148 детей-сирот, из которых 815 нуждались в семейном устройстве. Это средний уровень по стране.
"Мы допускаем и даже знаем, что в некоторых регионах, не попавших в список благополучных, государственные и некоммерческие организации реализуют важные инициативы по улучшению ситуации, однако данные, заложенные в рейтинг регионов, позволяют фиксировать (и сравнивать) только самые общие характеристики рассматриваемой проблемы", — говорят исследователи.
По стране за прошлый год официально было зарегистрировано 50 210 детей-сирот. Эксперты отмечают, что в реальности ситуация может быть хуже
Диаметральные показатели в рейтинге у Еврейской автономной области и Чеченской республики. У наиболее благополучного по масштабам социального сиротства региона — Чеченской Республики — нулевые абсолютные значения по четырем показателям из пяти, на которых построен рейтинг (исключение — темп устройства детей в семьи). У анти-лидера — Еврейской автономной области — самые худшие позиции по доле сирот среди детского населения вообще и нуждающихся в устройстве в семьи, в частности.
В целом же по стране за прошлый год официально было зарегистрировано 50 210 детей-сирот. Эксперты отмечают, что в реальности ситуация может обстоять куда хуже.
"В сиротских учреждениях детей гораздо больше, чем в федеральном банке данных (как минимум в два раза); не становится их и меньше — просто все научились "не портить статистику", — говорится в документе.
В заключении эксперты пришли к мнению, что причины распространения сиротства, а значит и возможности для решения этой проблемы, не ограничиваются уровнем общего благосостояния региона. Проблемы зафиксированы как в субъектах в большой долей дотаций на детей сирот, так и в регионах, где деньги на решение этого вопроса не выделяются вовсе. Кроме того в итогах исследования говорится, что в России не существует единого ресурса, на котором были бы собраны и представлены в понятном виде разрозненные данные по социальным проблемам.
Учредитель организации приемных семей Казани "Мы вместе" Татьяна Степанова считает, что за последние пять лет общество значительно трансформировалось для решения проблем сиротства.
— В последнее время я наблюдаю много молодых семей, готовых пойти на усыновление. Это говорит о том, что менталитет людей поменялся, они уже не боятся этого процесса так, как боялись раньше. Многие из них готовы не соблюдать тайну усыновления, — говорит Татьяна Степанова.
Менталитет людей поменялся, они уже не боятся этого процесса так, как боялись раньше
По ее словам, за это время повысился и уровень жизни детей в детдомах. Сейчас у сирот есть все, что может позволить себе среднестатистическая семья. Из-за этого некоторые из них отказываются уходить в приемные семьи.
— В будущем помимо прочего нам необходим кластер "профессиональных родителей", которые будут готовы работать со сложными детишками. Пока такого кластера нет. Мы со своей стороны помогли за последний год 24 детям с заболеваниями найти дом. Лет восемь назад в год усыновляли только двух-трех детей с заболеваниями, — рассказывает Татьяна Степанова.
Она уверена, в ближайшее время нужно популяризировать темы усыновления, открыто говорить о них на федеральном уровне. По ее мнению, искоренить страхи в вопросе усыновления может лишь позитивный опыт. А саму ситуацию спасут не представители власти, а родители, которые пойдут на усыновление.
"Idel.Реалии" уточнили мнение о положении детей-сирот по результатам рейтинга у детского омбудсмена в РТ Гузель Удачиной и руководителю Комитета по социальной политике Госсовета РТ Светланы Захаровой. На момент публикации материала ответы в редакцию еще не поступили.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Говорим о том, о чем другие вынуждены молчать.