В канун Дня народного единства выяснилось, что никакого единства в народе-то и нет. По крайней мере, Общество русской культуры РТ на конференции, посвященной своему 25-летию, довольно долго и обстоятельно припоминало все обиды, накопленные за четверть века. Традиционно досталось оппонентам из "титульной нации", а краеугольным камнем обсуждений стал "языковой конфликт" в Татарстане. Но не обошлось в повестке и без тем глобальных. Сионизм, правда, упомянули лишь мельком — зато выяснили, что русский мир в окопах Донбасса защищают даже "англоязычные", и поставили точку в вопросе, был ли масоном Александр Салагаев.
Почти пятичасовую конференцию в отеле "Милена" предваряла церемония у Храма-памятника воинам, павшим при взятии Казани в 1552 году. В программе были заявлены панихида, минута молчания и салют. Салют корреспондент "Idel.Реалии" не пропустил: в воздух взмыли две сигнальные ракеты. Летели они низко и недалеко, почти как новейшие разработки Роскосмоса — и завершили полёт сразу за забором, окружающим храм. Звук выстрелов потонул в шуме Кировской дамбы.
На этом церемония закончилась, и участники двинулись от храма обратно к дамбе. Возглавлял процессию председатель ОРК РТ Михаил Щеглов, вооруженный хоругвью "Русь святая, храни веру православную", за ним шествовали несколько мужчин в кубанках и камуфляже (как выяснится, уже на конференции — гости из "окопов Донбасса") и просто люди в гражданском. Процессия насчитывала ровно двенадцать человек, что, конечно, выглядело очень символично.
Не шалить, в носу не ковыряться!
Конференц-зал отеля, где ОРК отмечало свой четвертьвековой юбилей, тоже собрал знаковое количество участников — тридцать три человека. Зарегистрироваться настоятельно попросили всех присутствующих, включая представителей СМИ. Корреспондент "Idel.Реалии" занял место рядом с коллегой из "Бизнес онлайн" — и, кажется, это был исчерпывающий пул журналистов, проявивших интерес к мероприятию.
Зато на высоте оказалось техническое сопровождение конференции — заседание транслировалось онлайн в соцсетях, о чём в самом начале предупредил Михаил Щеглов:
— Две трансляции, друзья! Не шалить, в носу не ковыряться!
От исследования собственных ноздрей участники конференции благоразумно воздержались, а вот без некоторых "шалостей" по ходу действия всё же не обошлось.
Началось же всё чинно-благородно — с общей молитвы. Затем Щеглов перешел к процедурным вопросам, предложив себя в качестве председателя собрания, а религиоведа Раиса Сулейманова — секретаря.
— Любо! — по-казачьи лаконично отреагировал мужчина в кубанке.
"ВСЕ, КТО С НАМИ СОРАБОТНИЧАЛ"
Возглавив собрание теперь уже официально, Щеглов предложил "помянуть добрым словом тех, кто с нами соработничал (sic! — прим. авт.), и кого, к сожалению, сейчас с нами нет". При этом председатель ОРК вновь зачем-то упомянул панихиду на Казанке — чем немедленно воспользовались в зале:
— С одиннадцати часов многие из вас были на Храме-памятнике воинам, павшим при взятии Казани...
— При освобождении, — вставил кто-то с места.
Щеглов предпочёл не развивать мысль и попросил спички — зажечь поминальную свечу:
— Сначала я их всех поименую, чтоб все понимали, о ком речь, а потом мы их молитвой помянем...
Покойный профессор Валерий Лузгин был упомянут как создатель славянского движения: "Очень много сделал. В частности, написал серьёзную книгу о сионизме, которую у него в Госдуме расхватали — она даже до Казани не дошла" (Дабы не осталось сомнений, в каком направлении работала мысль автора, упомянем название книги — "Сионизм как источник фашизма").
Другие покойные запомнились председателю ОРК менее экстравагантными трудами — охраной памятников, возрождением ремёсел, разработкой лекарственных препаратов... Первым же Щеглов назвал Александра Салагаева, председателя ОРК, умершего в 2014 году (уже в конце конференции он предложит назвать в честь Салагаева одну из казанских улиц, и это предложение будет встречено аплодисментами).
По завершении заупокойной молитвы Михаил Щеглов предложил помолиться уже за здравие всех союзников ОРК и первым затянул "Многая лета"...
Покончив, наконец, с ритуальной частью, председатель общества перешел к хлебу насущному. Начал — с рассказа о самых внушительных победах ОРК за минувшую четверть века. Таковых оказалось ровно две.
Поскольку Михаил Щеглов раскрыл всю интригу еще накануне, упомянем обе победы лишь вкратце.
Первая — "создание условий гармоничного развития русского языка и языков других народов России в образовании" (или, говоря попросту, лишение татарского и других языков народов РФ статуса государственных).
Вторая — "региональное руководство стало слушать то, о чём говорит русская общественность и Общество русской культуры в частности". Тут уже Щеглов обошёлся без эвфемизмов и описал все события в духе лихо закрученного политического триллера, который начался с "Норд-Оста" (точнее, с реакции на захват заложников гостей телепередачи на ВГТРК "Татарстан"), а закончился в лучших традициях индийского кино — песнями и плясками. Как похвалился Михаил Щеглов, статус официального праздника Каравон (хоровод на местном русском диалекте) получил после того, как ОРК на волне скандала привлекло к себе внимание Минтимера Шаймиева.
"АБСОЛЮТНО ГРАНТОВАЯ" ТЕМА
Тему хороводов и хорового пения Щеглов упомянет за встречу еще не раз. И всякий раз — с неизменной любовью. Он даже предложит создать организацию по возрождению традиций русского хорового пения. Не забыв упомянуть, что тема — "абсолютно грантовая". Тут можно было бы позлословить, но самим Щегловым в этом случае движет, похоже, чистая любовь к искусству.
— Споём сегодня, что ли, за чаем, после собрания? — именно такую реплику выдал председатель ОРК, предваряя тему хоров. И с надеждой всмотрелся в зал.
Но и нейтральная, казалось бы, тема пения оказалась социально взрывоопасной. Приглашенный Щегловым учитель пения "с большой буквы" Владимир Ульянов (правда, Павлович, а не Ильич) поведал, как приобщая мальчишек к хоровому пению на стыке восьмидесятых и девяностых, вызвал гнев татарских националистов:
— Уже зрела тоцовская организация, которая расчухала это дело: "Как же так, татарских мальчиков обучают церковному пению?!" А я вам скажу, что именно церковное пение ставит голос! Все русские певцы — великие русские певцы! — были выходцами из церковного хора!
Но особенно скользкой и непредсказуемой была, конечно же, тема дружбы народов. В этом вопросе подкачал даже белорусский "эксперт", ключевой вопрос которому председатель ОРК предварил пассажем про "сакральную связь русских и белорусов" и украинскую "вакханалию".
— Звучат опасения, что в Белоруссии тоже есть силы, которые могут русских и белорусов развести, — подошёл к главной мысли Щеглов. — Вот насколько вы, как эксперт... Насколько это опасно?
Из объяснений предпринимателя, фамилии которого корреспондент "Idel.Реалии", к сожалению, не расслышал, следовало, что экспертом по вопросам российско-белорусской дружбы он является лишь потому, что живёт на две страны — Россию и Белоруссию.
Мужчина начал с того, что описал географическое положение Белоруссии. Затем сообщил про "карту поляка", с помощью которой Польша активно заманивает к себе белорусскую молодежь. Карта, по словам предпринимателя, сулит хорошие скидки в польских магазинах — поэтому на все свои выходные белорусская молодежь зависает там.
Мало того, что коварство Запада не знает границ, так еще и претензий России к "братскому народу" белорусы, как оказалось, не разделяют:
У меня есть с детства любимая пословица: "Если ты — курица, не петушись"
— Граница — тыща километров с Украиной. Её, закроешь, что ли? И потом, они же как рассуждают: "А что мы друг другу плохого сделали?" Поэтому Беларусь с Украиной связь не рвёт, и вот эти экономические отношения Беларуси с Украиной являются яблоком раздора сейчас России с Белоруссией. Потому что Российская Федерация поставила жёсткие условия прекратить поставки топлива Белоруссией на Украину. Тогда Белоруссия задаёт резонный вопрос: "Хорошо, мы не продадим солярку Украине, мы продадим её Польше. А послезавтра та перепродаст Украине... Смысл этой канители тогда? Что она даёт?" Надо же думать, всё-таки. Амбиции — это хорошо, они у всех есть, но порой амбиции надо свои приглушивать. У меня есть с детства любимая пословица: "Если ты — курица, не петушись". А где там петушиться, если у нас один процент мирового ВВП остался?!
— Ну понятно. Спасибо, Сергей Палыч, — разочарованно откликнулся Михаил Щеглов. — Видите, какой сложный вопрос-то я задал? Думал, русские с белорусами... Кто большие братья? А оказывается, сложно...
Впрочем, нашлись в зале люди, которым всё происходящее в России и вокруг неё представляется довольно простым.
"МЫ ВСЕ ВОЕВАЛИ ЗА РУССКИЙ МИР"
Стоило начать своё выступление Аркадию Фокину, представляющему Совет ветеранов кряшенского движения Казани, как его перебил другой "ветеран".
"Русское и кряшенское национальные движения: опыт взаимосотрудничества" — так назывался назывался доклад представителя кряшен (с его основными тезисами "Idel.Реалии" познакомят вас отдельно).
— Мне кажется, такая связка совершенно неслучайна, — начал Фокин. — Хотя казалось бы — два несовместимых сослагаемых...
— В сорок пятом кто был победитель? — выкрикнул с места мужчина в камуфляже.
— Одну секунду, — попросил у Щеглова Фокин.
— В сорок пятом кто победил? — нетерпеливо повторил вопрос мужчина.
— Вы что, пьяны, что ли?
— В сорок пятом кто победил? — настаивал гость.
— Нет, вы пьяны?
— Весь народ был здесь! — торжествующе выкрикнул мужчина, как будто конференция ОРК проводились в Рейхстаге. — Татары! Русские! И прочие! Нации! Все были здесь!
— Не обращайте внимания, — посоветовали с места Фокину.
— Он воевал, — добавил ещё кто-то.
Доклад продолжился, но мужчину в камуфляже (его отрекомендовали, как представителя добровольцев Донбасса) просто так было не унять. Ближе к концу доклада Фокина он еще раз взял слово. И на сей раз посвятил его концепции "Русского мира" (в своём, разумеется, представлении):
— Вы понимаете, как была создана Россия сама? Мы что, считаем себя обиженными? Мы — одно целое! Не надо кого-то в нашей стране и русском мире отделять и разделять. Я вам могу сказать, как боевой человек. Вы знаете, в окопе сколько нас было? И англоязычных, и мусульман со всяких регионов. Мы все воевали за русский мир. Нас не надо разделять и не надо на этом акцентировать. Мы — одно целое!
В общем, англоязычные народы внезапно тоже оказались частью "Русского мира". Такой поворот стал неожиданностью даже для большинства участников конференции.
МАСОНСТВО И ОКНО В РУССКУЮ ИДЕНТИЧНОСТЬ
Юбилейная конференция ОРК оказалась богата на планы. Михаил Щеглов ухватился за идею Аркадия Фокина создать Сообщество православных народов РТ.
На 12 декабря Щеглов наметил масштабное обсуждение основного закона страны (напомним, что это — день Конституции России).
— В Конституции много сомнительных положений, — вслух рассуждал председатель ОРК. — А давайте-ка мы 12 декабря обсудим Конституцию и государствообразующий статус русского народа. К дискуссии пригласим татар, кряшен, конечно... Других всех... И возможные последствия обсудим. Вот ещё, видите, одна хорошая созидательная идея.
Из созидательных идей не столь внушительных масштабов прозвучало предложение назвать казанскую улицу именем Александра Салагаева.
— Аэропорт давайте назовем! — выкрикнул кто-то с места (любовь к масштабам сработала и тут).
Углубившись в воспоминания о своём предшественнике, Михаил Щеглов счёл необходимым развеять сомнения — чьи именно, так и осталось делом тёмным — касательно принадлежности Александра Салагаева к ложе вольных каменщиков:
— Мне рассказывали: Салагаев — масон. Я вам совершенно чётко могу сказать: он точно не был масоном. Он был совершенно искренним деятелем, сыном русской земли...
Таким образом, тема масонства тоже, как и полагается, не обошла собрание русского общества стороной.
Нам, русским, этого предмета не то что бояться не надо
Но, пожалуй, главным откровением от председателя ОРК стали слова про "окно в русскую идентичность". Причем сомнений в том, кто именно прорубил это окно в ходе языкового конфликта Москвы и национальных республик, нет никаких. Конечно, решающую роль в этом Щеглов отвел президенту страны Владимиру Путину.
— В результате разных коллизий появился в образовательном пространстве новый предмет — "родной язык"... Нам, русским, этого предмета не то что бояться не надо, а это нам — окно в русскую идентичность, о которой сегодня многие говорили. [Одно дело,] когда ты изучаешь русский язык просто как грамматику и последовательность символов, как государственный язык коммуникации, но когда у тебя он же в статусе "родной язык", у тебя есть возможность усвоить это уже как язык твоей матери, язык твоего народа, — торжественно подытожил Михаил Щеглов.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Говорим о том, о чем другие вынуждены молчать.