После волны сообщений о распространении ВИЧ на юго-востоке Татарстана, вызванной петицией ВИЧ-активистов, республиканский СПИД-центр убрал со своего сайта данные о распространении вируса в татарстанских районах, включая Бугульминский, Альметьевский и Лениногорский. Посмотреть, что стало скрываться, можно посредством сохранённой копии страницы.
Начальники из минздрава или администрации президента Татарстана решили: гражданам и журналистам не следует знать, что поражённость ВИЧ в Бугульминском районе республики значительно выше, чем в России в целом.
В Бугульминском районе к тому моменту, когда эти данные были скрыты (к началу августа 2018 года), на 100 тысяч граждан приходился 861 человек, живущий с ВИЧ, тогда как в России значение этого показателя — 666 (к 1 июля 2018 г.). В Альметьевском районе к этому времени поражённость ВИЧ составила 569 человек, живущих с ВИЧ, на 100 тысяч граждан, в Лениногорском — 503. В других районах Татарстана — от 29 до 337.
Несколько дней раздел "Эпидемиологическая ситуация " на сайте СПИД-центра был пуст, позже на нём появились данные о ситуации с ВИЧ в России и Республике Татарстан без сведений по районам. Сопоставление России и Татарстана неслучайно: поражённость ВИЧ в республике в целом ниже, чем в Российской Федерации. Амбициозные татарстанские чиновники любят подчёркивать, что республика — ведущий регион России. Как утверждал незадолго до своей отставки министр здравоохранения Татарстана Адель Вафин, в республике "ситуация по ВИЧ относительно Российской Федерации более стабильная ". Юго-восточные районы республики, особенно Бугульминский, портили эту картину, и данные о них на сайте СПИД-центра решено было скрыть.
В Татарстане ситуация по ВИЧ относительно России более стабильная. Юго-восточные районы республики, особенно Бугульминский, портили эту картину, и данные о них на сайте СПИД-центра решено было скрыть
Однако сведения о распространении вируса в районах Татарстана можно найти в еженедельных сводках на сайте республиканского управления Роспотребнадзора. Из первой же сводки, опубликованной после "засекречивания" эпидемиологических данных СПИД-центром, следует, что за неделю с 26 июля по 1 августа 2018 года в Бугульминском районе было выявлено 5 новых случаев ВИЧ — столько же, сколько в Казани, несмотря на значительно меньшую численность жителей. За эту же неделю в Набережных Челнах, Альметьевском, Лениногорском, Зеленодольском, Нижнекамском, Спасском и Чистопольском районах было выявлено по одному случаю. За последние два месяца (август — сентябрь 2018) число людей, которым поставили диагноз "ВИЧ-инфекция", в Татарстане выросло на 175 человек.
Одним из немногих, если не единственным, кто публично говорил о серьёзности ситуации с ВИЧ на юго-востоке Татарстана, был Тимур Исламов. Для прекращения эпидемии, по его словам, необходимо обеспечить антиретровирусной терапией всех людей с ВИЧ без исключения. В настоящее время лечение назначают только на поздних стадиях заболевания — тем, у кого иммунный статус снизился до 350 клеток CD4 в кубическом миллиметре крови. В регионе, по словам Исламова, необходимо развивать низкопороговые программы обмена шприцев, предоставления презервативов и информирования о методах снижения риска. По-другому распространение ВИЧ не остановить. Парадоксально, но публикации Тимура Исламова, в том числе о положении дел на юго-востоке Татарстана и возможностях его изменения, были определены минюстом Татарстана как политическая деятельность и стали основанием для признания Фонда Тимура Исламова — единственной организации, занимающейся действенной профилактикой ВИЧ в этом регионе, — иностранным агентом.
Публикации Тимура Исламова, в том числе о положении дел на юго-востоке Татарстана и возможностях его изменения, были определены минюстом Татарстана как политическая деятельность и стали основанием для признания Фонда Тимура Исламова иностранным агентом
Власти используют различные способы депроблематизации ситуаций, которые определяются гражданами как проблемы. Одним из приёмов, применяемых президентом России Владимиром Путиным на протяжении многих лет, является представление той или иной ситуации как существующей не только в России, но и в других странах, прежде всего западных. Путин множество раз начинал свои ответы на критические вопросы о коррупции, нарушениях прав и свобод человека, полном контроле властей над телеканалами в России с указания на западные страны. Другими способами, используемыми властями, являются ссылки на нехватку ресурсов для изменения ситуации ("в бюджете нет средств "), представление существующей ситуации не как широко распространённого явления, а как отдельных инцидентов (Виктор Золотов о коррупции в Росгвардии), утверждения о "неискренности" и "скрытых интересах" тех, кто определяет какую-либо ситуацию как проблему ("иностранные агенты"). Существует также способ "опровергающих историй" — конкретных примеров, показывающих, что всё не так, как утверждают оппоненты. Российские власти в качестве "опровергающих историй" используют мега-события: Универсиаду, Олимпиаду-2014, ЧМ-2018, которые должны показать, какой свободной и развитой страной является Россия.
Между тем, самым грубым и неэффективным способом депроблематизации является блокирование информации о ситуации, её "замалчивание". Именно этот приём используется татарстанскими властями в отношении ВИЧ/СПИДа на юго-востоке республики. Через некоторое время, когда число случаев ВИЧ в юго-восточных районах Татарстана вырастет на сотни, скрывать и не обсуждать ситуацию будет невозможно, а к критике республиканских властей за бездействие добавится критика за утаивание положения дел. Республика Татарстан вместо того, чтобы быть "ведущим и опорным" регионом в борьбе с эпидемией ВИЧ, на этот раз демонстрирует другим российским регионам, как не следует действовать.
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в рубрике "Мнения", может не совпадать с позицией редакции.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Говорим о том, о чем другие вынуждены молчать.