В России эпидемия ВИЧ-инфекции. Ежегодно число людей, живущих с ВИЧ, увеличивается более, чем на сто тысяч. Официально в стране к концу прошлого года насчитывалось уже 944 тысячи россиян, живущих с ВИЧ. Эпидемиологи предполагают, что ещё 500–600 тысяч человек являются ВИЧ-положительными, но не знают об этом.
Российские власти не могут остановить распространение вируса и не признают, что в стране эпидемия. Традиционализм, насаживаемый властями, препятствует профилактике ВИЧ: в российских школах обсуждение темы презервативов исключено из-за законодательных ограничений, заместительной терапии нет, риторика традиционных ценностей способствует тому, что ВИЧ-позитивные воспринимаются как люди с отклоняющимся поведением.
ТЕСТ НА ЗНАНИЕ СИТУАЦИИ С ВИЧ В РОССИИ МОЖНО ПРОЙТИ ЗДЕСЬ
Профилактикой ВИЧ в России занимается небольшое число НКО, сотрудники которых помогают людям с ВИЧ в ситуациях, когда они узнают о своём диагнозе, и убеждают их принимать антиретровирусную терапию, объясняют гражданам, как передаётся и как не передаётся вирус, обеспечивают потребителей инъекционных наркотиков чистыми шприцами, раздают презервативы. Недавнее исследование ВИЧ-активизма, проведённое Центром молодёжных исследований НИУ ВШЭ в Казани и Петербурге, показывает, что сотрудники таких общественных организаций смысл своих действий видят в помощи людям, которых затронула эпидемия ВИЧ, и в том, чтобы эпидемию остановить. Именно на это направлены их усилия. Ниже несколько фрагментов исследовательских интервью с сотрудниками НКО в Татарстане, которые занимаются профилактикой ВИЧ:
"Нравится помогать людям… Конечно, хочется, да, там и что-то своё, бизнес, но, мне кажется, эту работу я всё равно не оставлю. То есть буду совмещать, что-то думать. Потому что даже бывают такие ситуации, там, выходные, никто не звонит и уже, ну, прямо не хватает, вот, повариться в каких-то трудностях, кому-то помочь".
"Когда встречаешься с семнадцатилетней девушкой, которая закончила только что 11 классов с золотой медалью, а ей поставили диагноз "ВИЧ-инфекция", и эта девочка, она думает, что всё, за что мне, да, вот мой красный диплом, вот и парень один был-то у меня, да, я его любила, хотела за него замуж, а тут — бах, и так получилось. И когда через какое-то время ты видишь вполне счастливого человека, с ребёнком, мне кажется, какие там бизнес-проекты могут это заменить, никакие".
"В закрытые двери стучаться потерял смысл я. Я в эту тему пришёл людям помогать, а не политикой заниматься".
Ресурсов у этих организаций очень немного, поскольку западные фонды в основном ушли из России, а помощь со стороны государства минимальна или вообще отсутствует. Если сформулировать это кратко: сотрудники НКО, занимающиеся проблемой ВИЧ/СПИДа, знают, как остановить эпидемию ВИЧ, умеют работать с разными группами и аудиториями, но таких организаций и сотрудников очень мало и возможности их крайне ограничены.
И даже эти немногочисленные небольшие организации объявляются в России иностранными агентами. Вчера минюст России сообщил, что признал таким агентом Фонд Тимура Исламова, занимающийся профилактикой ВИЧ в Республике Татарстан. Очевидно, что статус иноагента существенно затруднит действия фонда.
ПОДРОБНЕЕ О СИТУАЦИИ С ФОНДОМ — ЗДЕСЬ
Хотелось бы сказать чиновникам из минюста, которые приняли это решение: когда вы узнаете о том, что с ВИЧ живёт ваш родственник, друг, знакомый (вы уже знакомы с такими людьми, но не знаете, что у них ВИЧ, поскольку они вынуждены скрывать свой диагноз), вспомните о своих действиях в отношении фонда Тимура Исламова. Вы не только не помогаете остановить эпидемию ВИЧ, но способствуете тому, что ВИЧ через некоторое время станет частью повседневности всех россиян, включая вас самих.
В колонке использованы исследовательские материалы, полученные в рамках проекта "PROMoting youth Involvement and Social Engagement: Opportunities and challenges for ‘conflicted’ young people across Europe" (поддержан программой исследований и инноваций Европейской комиссии ГОРИЗОНТ 2020).
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в рубрике "Мнения", может не совпадать с позицией редакции.
Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен. Мы говорим о том, о чем другие вынуждены молчать.