Власти в Татарстане создают Telegram-каналы патриотической направленности, снимают антиэкстремистские фильмы, а Общественная палата создает школу молодого эксперта, основная задача которой подготовить специалистов для проведения судебной экспертизы экстремистских и террористических высказываний. "Idel.Реалии" изучили "антиэкстремисткие" закупки в Татарстане и выяснили, что главный исполнитель таких задач — член Общественной палаты республики Вадим Козлов. Почему общественник и эксперт, работающий в ОП РТ, получает миллионные контракты и как именно в республике борются с "языком вражды" — в материале "Idel.Реалии".
ЦЕНА ЭКСТРЕМИЗМА
Сегодня Владимир Путин внес в Госдуму законопроект о смягчении статьи об экстремизме. Президент предлагает изменить часть 1 статьи 282 УК РФ. Ответственность за экстремизм в интернете и СМИ будет наступать только если это нарушение совершено более одного раза в течение года. В первый раз это будет расценено лишь как административное правонарушение.
За последний год Аппарат ОП РТ потратил около 2,5 млн рублей на консультации чиновников по теме экстремизма, мониторинг его распространения в республике, исследование подобных материалов и "создание школы молодого эксперта — специалистов, привлекаемых к участию в судебных экспертизах"
Около недели назад в нескольких пабликах во "ВКонтакте" появились посты о тендере из Пермского края. Министерство территориальной безопасности искало специалиста "по проведению психолого-лингвистических исследований и экспертиз на предмет выявления высказываний экстремистского и террористического характера". Закупка с максимальной начальной ценой в 2 млн рублей появилась 19 сентября. В ней сказано, что эксперту намерены платить по 2 тысячи рублей в час за работу.
Только за последний год таких закупок в регионах Средней Волги нашлось не более двадцати. Отметим, что учитывались лишь те тендеры, где об экстремизме было заявлено в описании. Из них дюжина — в Татарстане. Причем самыми частыми заказчиками выступает Аппарат Общественной палаты (ОП) республики, уже бывшее Министерство по делам молодежи и спорту, а также агентство "Татмедиа".
Например, за последний год Аппарат ОП РТ потратил около 2,5 млн рублей на консультации чиновников по теме экстремизма, мониторинг его распространения в республике, исследование подобных материалов и "создание школы молодого эксперта — специалистов, привлекаемых к участию в судебных экспертизах".
В других регионах — Башкортостане, Марий Эл, в том же Пермском крае — нашлось лишь по одной-две закупки. Это не говорит о том, что в этих регионах Средней Волги не борются с экстремизмом и терроризмом. Возможно, подобные задачи реализуют не через госзакупки или скрывают их в других крупных тендерах.
ГОСЗАКУПКИ ПРЕСЛЕДУЮТ КОЗЛОВА
Вадим Козлов — руководитель рабочей группы по социально-политическим вопросам при Казанском федеральном университете, до конца весны этого года исполнительный директор "Казанского межрегионального центра экспертиз" и председатель "Центра по изучению экстремизма, дискриминации и ксенофобии Республики Татарстан". Он же работает доцентом кафедры археологии и этнологии Института международных отношений, истории и востоковедения КФУ. С июня этого года — и.о. директора "Института педагогики, психологии и социальных проблем". И, самое важное, — член Общественной палаты Татарстана.
Его "Казанский межрегиональный центр экспертиз" — частная компания. Собственно, как и "Центр по изучению экстремизма, дискриминации и ксенофобии Республики Татарстан", где Козлов до мая этого года был учредителем и председателем правления. Кстати, этой организации принадлежит Центр по трудоустройству и адаптации мигрантов. Его исполнительный директор Маъруф Ходжиев — председатель Ассамблеи народов Татарстана.
Специалисты "Казанского межрегионального центра экспертиз" (КМЦЭ) довольно часто участвуют при подготовке судебных экспертиз в рамках уголовных дел по экстремизму и терроризму. Еще они выступают исполнителями по госзакупкам для нужд различных ведомств и госкорпораций Татарстана. Например, Общественной палаты и "Татмедиа". Точнее, выступали до конца весны этого года. Как мы уже отметили, в апреле-мае Козлов покинул компании и перешел работать в Институт педагогики, психологии и социальных проблем. А уже в июле институт получил свой первый тендер от Аппарата Общественной палаты — на организацию и постоянную работу в РТ школы молодого эксперта. Но об этом позже.
За последние четыре года КМЦЭ участвовал в 27 тендерах, 16 из которых выиграл. За это время организация потратила на нужды борьбы с экстремизмом порядка 13 млн бюджетных рублей.
Большая часть закупок оформлялась для нужд Общественной палаты Татарстана. Здесь и мониторинг потенциальных экстремистских сообществ, и проведение экспертиз, и создание националистических, патриотических групп. На эти закупки за последние четыре года ОП РТ потратила более десяти миллионов рублей. Самая дорогая закупка от июля 2015 года — проведение для ОП форума социально ориентированных НКО за 5,2 млн рублей. Выиграл ее также КМЦЭ.
Первая зарегистрированная в базе госзакупка, которая ушла центру Козлова, датируется августом 2014 года. Тогда Общественная палата заказала проверку школьной литературы на наличие признаков экстремизма. Стоило это 700 тысяч рублей.
Судя по данным портала Госзакупок, КМЦЭ также проводил конференции и выпускал некие информационно-аналитические материалы для Академии наук РТ (четыре тендера на 1,5 млн рублей), искал специалистов и организовывал мониторинг экстремистских настроений в соцсетях для "Татмедиа" (три тендера на 4 млн рублей).
ШКОЛА МОЛОДОГО ЭКСПЕРТА
Самая интересная закупка Общественной палаты Татарстана — школа молодого эксперта. Тендер опубликован в конце июня, а уже в середине июля его выиграл Институт педагогики, психологии и социальных проблем. Его конкурентом здесь выступал тот самый КМЦЭ, но проиграл. Удивительное совпадение — сразу после ухода Козлова из компании тендер получает подконтрольный ему институт.
Согласно техническому заданию закупки, подготовка и переподготовка специалистов ведется по следующим направлениям: психология, лингвистика, религиоведение и политология. Каждая дисциплина — по 108 академических часов. Обучение делится на очную и заочную (дистанционное обучение) части. Первая включает 24 часа, вторая — 84.
Сам курс, если верить документации, рассчитан минимум на 50 человек. Исполнитель должен за 15 дней после подписания контракта предоставить методичку по курсу на не менее 50 страницах. Столь крупная задача обошлась Общественной палате РТ в 495 тысяч рублей.
Общественная палата РТ одной из главных своих задач ставит поддержание межэтнического мира и согласия в республике. ОП регулярно организует встречи и конференции о межэтнических и межконфессиональных отношениях.
"Общественная палата призвана обеспечить согласование общественно значимых интересов граждан, некоммерческих организаций, органов государственной власти Республики Татарстан и органов местного самоуправления для решения наиболее важных вопросов экономического и социального развития Республики Татарстан, защиты прав и свобод граждан, развития демократических институтов", — говорится в описании на сайте ОП РТ.
Многие сейчас перегибают палку в некоторых моментах определения экстремизма
Мы спросили о школе самого Вадима Козлова, так как он представляет и Общественную палату, и исполнителя этого тендера.
— [Создание школы] не с точки зрения дефицита кадров происходит. Это просветительский, обучающий проект, — рассказывает он. — Сейчас есть разные проекты по типу кибердружин, например, где смотрят в интернете материалы с признаками экстремизма. Хотя это все вопрос сложный и здесь, конечно, определенными полномочиями обладает либо суд, либо правоохранительные органы. В нашем случае это проект по правовой грамотности. Там изучаются разные методики "языка вражды", которые позволяют классифицировать текст и выявить признаки, которые с точки зрения уголовного кодекса квалифицируются как экстремистские. Наши эксперты здесь просто делятся опытом экспертной работы для всех желающих. На эти курсы ходят представители молодежных организаций, студентов — все те, кому близка тематика.
Козлов поясняет, что одна из причин создания подобной школы заключается в том, что "многие сейчас перегибают палку в некоторых моментах определения экстремизма". "Чтобы этого не было, наши эксперты дают некие общие азы", — уточняет он.
Вадим Козлов состоит в Общественной палате и сотрудничает с КФУ; при этом основные получатели закупок от ОП РТ, министерств и других госучреждений — это его же компания, институт и КФУ. Почему тендеры получают близкие к самим ведомствам лица, мы спросили в самой Общественной палате. Пресс-секретарь ОП на вопрос о возможном конфликте интересов попросил напрямую связаться с Вадимом Козловым.
— Это ведь открытый конкурс. Выигрывали и мы, но не только мы, — отвечает Козлов. — В победителях были и сторонние организации. Здесь тендер, он и есть тендер — открытая конкурентная борьба. Иногда просто никто не заявлялся. Тематика достаточно сложная, и иногда мы просто были единственными участниками не от того, что какие-то условия создавались, а просто никого не было. Например, в прошлом году чуть ли не треть аукционов, на которые мы заявлялись, выиграли сторонние организации из Сибири, Ростова.
Он также не видит конфликта интересов в своей работе на учреждение-заказчика и компанию-исполнителя госконтрактов.
— Я — рядовой член общественной палаты. Мы же там ни зарплату, ничего не получаем. То есть я как руководитель организации не могу на тендер претендовать? Я же не руководитель Аппарата общественной палаты и не сам себе эти тендеры отдаю. Я заявляюсь как представитель организации. Причем, это ведь открытые тендеры. То есть вся документация в открытом доступе, пожалуйста, — уверяет Козлов.
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ СЪЕМКИ В ЛОНДОНЕ
В этом и прошлом году агентство "Татмедиа" опубликовало две госзакупки на создание антиэкстремистского фильма и двух видеороликов. Тексты техзадания в закупках практически идентичны: "ролики должны профилактически воздействовать на молодую аудиторию, необходимы съемки заключенных по экстремистским статьям, обязательно использование экспертного мнения".
География работы также идентична. Это национальные республики России и обязательные съемки в Великобритании. "Idel.Реалии" нашли первый фильм, созданный по условиям госзакупки. Он называется "Ловушка Хизб ут-Тахрир" (по некоторым данным, именно в Лондоне расположена их центральная штаб-квартира). Фильм длится 35 минут и полностью совпадает с теми требованиями, которые указаны в техническом задании тендера. Кроме одного момента — обязательных съемок в Лондоне, которых в фильме всего 11 секунд хронометража с общими кадрами одной из мечетей британской столицы.
В этом году фильма пока нет. В контракте прежними остались в том числе и условия согласования: в течение 30 дней после подписания госконтракта сценарий должен быть представлен заказчику ("Татмедиа"), Аппарату антитеррористической комиссии РТ, МВД по республике и Управлению местной ФСБ.
"Созданный документальный фильм и видеоролики должны быть размещены сроком до 15.12.2018 на 300 аккаунтах в социальных сетях (сообществах, профилях, группах, страницах, аккаунтах) сети интернет с совокупным количеством подписчиков на этих страницах не менее 1 000 000 человек", — говорится в закупке 2018 года.
В прошлом году речь шла о сотне аккаунтах и сотне групп в соцсетях с суммарным охватом в 400 тысяч человек. Также изменился хронометраж фильма и сумма госконтракта. В 2017 году фильм должен был длиться не менее 26 минут за 1,25 млн рублей, а в этом — не менее 15 минут за один миллион рублей. Отметим, что неизменным остался и победитель госаукциона — ООО "Баер студия". Организация известна съемками программ для республиканского телеканала ТНВ.
АНТИЭКСТРЕМИСТСКИЕ КАНАЛЫ В TELEGRAM
Особо отметим несколько тендеров "Татмедиа", которые получил КМЦЭ Козлова. Это две госзакупки "об организации работы квалифицированных специалистов в интернете по адресному профилактическому воздействию на категории лиц, наиболее подверженных идеологии экстремизма и терроризма" от 2017 и 2018 годов.
Экстремизм
Согласно статистики Управления Судебного Департамента РТ, в 2017 году в Татарстане по экстремистским и террористическим статьям осудили (статьи 280 и 282 УК РФ) 21 человек. За полгода 2018 года — три человека осуждены по части 1 статьи 282 УК РФ ("возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства").
Портал правовой статистики Генпрокуратуры России предоставляет несколько иные данные, однако в него включены как административные, так и уголовные статьи за экстремизм и терроризм. Количество противоправных действий по годам: 2011 год — 14; 2012 — 21; 2013 — 45; 2014 — 52; 2015 — 68; 2016 — 38; 2017 — 47; на август 2018 года — 26.
В 2017-м исполнителю — в данном случае КМЦЭ — предстояло выбрать несколько наиболее популярных интернет-ресурсов религиозной, исламской, националистической и праворадикальной направленности и лидеров мнений (примерно 50 человек). После этого необходимо было ежедневно мониторить их на предмет экстремизма. Каждый месяц отчет об этом нужно было согласовывать с Аппаратом президента РТ и Управлением местной ФСБ. Информацию об активных пользователях "с признаками экстремизма" КМЦЭ обязан был передать и в правоохранительные органы.
Другая задача — работа по противодействию распространения экстремистского контента. "Объектом мониторинга выступают интернет-ресурсы псевдоисламской, националистической, пантюркистской и праворадикальной направленности, имеющие выявленные признаки экстремизма", — сказано в документации.
И третья часть закупки — создание и популяризация в сети антиэкстремистских интернет-ресурсов. В прошлом году в закупке речь шла о нескольких порталах — исламской, тюркской и патриотической направленности, а также группах во "ВКонтакте" и в "Фейсбуке". В этом году последнюю соцсеть убрали и добавили вместо нее Telegram.
Согласно техническому заданию, исполнитель должен создать два канала в Telegram — патриотической и тюркской направленности. Там он должен опубликовать не менее 100 постов "объемом не менее 100 печатных знаков каждый за период действия контракта" (март-декабрь этого года). Также нужно создать 50 "оригинальных визуальных материалов в формате постера, демотиватора и других".
Цель первого патриотического канала — привлечь не менее 500 постоянных участников. В случае со вторым — тюркской направленности — не менее 2500 человек.
В агентстве "Татмедиа" не смогли сообщить "Idel.Реалии", о каких именно порталах и каналах в Telegram идет речь. Они предложили направить письменный запрос для получения информации. На момент публикации материала ответ на запрос еще не поступил.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Говорим о том, о чем другие вынуждены молчать.