В минувшую пятницу, 22 сентября, Лямбирский райсуд Саранска признал общественного деятеля Мордовии, ученого Мордовского государственного университета Марата Салимова виновным в распространении экстремистских материалов. На странице ученого во "Вконтакте" были обнаружены аудиозаписи чеченского барда Тимура Муцураева, внесенные в федеральный список "экстремистских материалов". Сам Салимов утверждает, что произошла подмена: он делал перепосты треков Градского и Пугачевой — вот только начинка песен при сохранении старых названий в какой-то момент оказалась другой.
Утром 14 сентября в дверь Марата Салимова постучались сотрудники полиции. На руках у них было постановление суда об обыске квартиры. Оперативники сообщили, что на странице Салимова в соцсети "ВКонтакте" размещены запрещенные материалы, а именно — песни чеченского барда Тимура Муцураева, признанные экстремистскими.
Марат Салимов был сильно удивлён. В интервью радио "Азатлык" он сообщил, что обнаружил песни Мацураева на своей странице в сети только во время обыска:
— Несколько лет назад я репостил на своей странице "Вконтакте" песни Аллы Пугачевой и Александра Градского. Название постов сохранилось, но, нажав на ссылку, можно услышать Тимура Мацураева, песни которого в списке экстремистских материалов.
Записи были расположены в разделе "Музыка" и являлись доступными для всех пользователей соцсети.
Ученый не стал препятствовать правоохранителям, а те, в свою очередь, изъяли системный блок компьютера и книгу "40 хадисов имама ан-Навави".
Следствие предъявило обвинение Марату Салимову спустя неделю, 21 сентября. Суд назначили на следующий день.
— Адвокаты ознакомились с делом вечером в четверг, а на утро пятницы был назначен суд. Никаких экспертиз защита предоставить не успела. Суд, как и следствие, к сожалению, проигнорировал факт несанкционированного доступа к моей странице и признал меня виновным. Хотя в самих материалах дела есть доказательства доступа посторонних лиц на мою страницу во "ВКонтакте", — рассказал "Idel.Реалии" Марат Салимов.
Его защитники полагают, что ссылки на эти аудиозаписи мог кто-то подменить, причем не только у Салимова, а по всей соцсети. Тем не менее именно ученого суд признал виновным по статье 20.29 КоАП РФ ("Производство и распространение экстремистских материалов") и обязал выплатить штраф в 1 тыс. руб.
Чаще всего пользователи сами виноваты во взломе собственных аккаунтов. Причины просты и стары как мир
Как люди вообще получают доступ к чужой странице в соцсетях? По этому запросу Google предлагает более ста тысяч ссылок. Среди них автоматические программы, текстовые и видеоинструкции. Программист, специализирующийся на безопасности в сети, рассказал "Idel.Реалии" о наиболее популярных методах взлома. По его просьбе мы не публикуем имя.
— Как правило, простому человеку не так легко освоить методы взлома страниц, несмотря на все программы и видеоинструкции. Но нет ничего нереального. В среднем процесс взлома занимает меньше часа времени, — рассказал эксперт.
По его словам, как правило хакеры используют четыре основных метода взлома. Первый из них — "фишинг". Здесь пользователя заманивают на фейковый сайт соцсети, который просит ввести пароль. После того, как пользователь набирает необходимые символы, на экране монитора появляется сообщение об ошибке, а злоумышленники получают доступ к странице.
Следующий метод носит название "malwаre". Здесь на взломанных сайтах хакеры размещают вредоносные программы. Когда пользователь переходит на такой сайт, программа автоматически устанавливается на компьютер. Обнаружить ее в этом случае способен активный антивирус.
Читайте также
"Россия под наблюдением" — о чем говорится в докладе Агоры
Еще два метода основаны на непосредственном контакте с пользователем. Так, пароль можно подсмотреть или подобрать, обладая начальной информацией о его содержании.
Этим могут заниматься и сами блюстители порядка, чтобы закрыть "просвет" по делам
— Чаще всего пользователи сами виноваты во взломе собственных аккаунтов. Причины просты и стары как мир. Излишняя доверчивость и недостаточная внимательность. Не могу сказать, что движет людьми, которые намеренно размещают запрещенный контент на страницах других пользователей. Этим могут заниматься и сами блюстители порядка, чтобы закрыть "просвет" по делам, — предположил спикер.
Руководитель Центра компьютерной безопасности Университета Иннополис Сергей Петренко уточняет, что технически для доступа к чужой странице достаточно перехватить пароли с промежуточного модема или маршрутизатора, либо с помощью клавиатурного шпиона — Кейлогера (англ. keylogger,— от англ. key — клавиша и logger — регистрирующее устройство). Это программное обеспечение или аппаратное устройство, регистрирующее различные действия пользователя — нажатия клавиш на клавиатуре компьютера, движения и нажатия клавиш мыши.
— Стопроцентной защиты нет. Улавливается только 45% атак и другого вредоносного воздействия из 100% возможных. То есть 55% атак даже не обнаруживаются и, соответственно, не предотвращаются. По этой причине ни совершенная политика безопасности социальной сети, ни традиционные средства защиты информации (СЗИ от НСД, антивирусы, межсетевые экраны, VPN и пр.) не спасают. Выход один — знать риски безопасности и уметь ими управлять на практике, — пояснил Сергей Петренко.
В делах по экстремизму ключевое значение имеет заключение эксперта
Как считает адвокат международной правозащитной группы "Агора" Ирина Хрунова, ключевую роль в доказывании виновности или невиновности человека в подобных делах играют непосредственно заключения экспертов.
— Не бывает главных и второстепенных доказательств. Все они равны по своему юридическому значению. Но в делах по экстремизму ключевое значение имеет заключение эксперта. Это документ, который составляют специалисты — социологи, лингвисты, психологи. Они могут расценить текст, запись в социальной сети на предмет воздействия на окружающих, — сказала Ирина Хрунова.
Она ведет дело основателя татарского патриотического фронта "Алтын Урда" Даниса Сафаргали. Его обвиняли в публикации 15 постов в социальной сети "ВКонтакте", которые, по мнению следствия, оказывали воздействие "на представителей различных групп населения с целью пропаганды принципиальной несовместимости взглядов", а также формировали "негативные характеристики групп лиц по социальному признаку президента России, органов власти, СМИ", оскорбляли "религиозные чувства верующих православных христиан".
В конечном итоге суд признал Сафаргали виновным. С учетом других преступлений его приговорили к трем годам колонии общего режима. Защита уже подала апелляцию на решение суда.
Были случаи, когда следователь в начале получил одну обвинительную экспертизу, позже другую, которая, наоборот, говорила в пользу подозреваемого или обвиняемого
По информации Генпрокуратуры России, с января по июль 2017-го года в стране зафиксировано в общей сложности 958 преступлений "экстремистской направленности". За аналогичный период прошлого года их было зарегистрировано чуть меньше — 908 фактов. Виновными за этот период в 2017-м году признали 574 человека, а в 2016-м — 529 человек.в общей сложности
— Я не могу дать однозначный ответ, как расследуются такие дела. Здесь все зависит от разных обстоятельств: регион, населенный пункт, тяжесть вменяемого преступление, само отношение следствия к делу. Знаю о случаях, когда следователь в начале получал одну обвинительную экспертизу, позже другую, которая наоборот говорила в пользу подозреваемого или обвиняемого, а после этого назначал третью. Ее результаты были вообще нейтральными. И в итоге следователь заявлял о прекращении уголовного дела. Были случаи, как с Сафаргали: при очевидной нервной первой экспертизе суд сразу встал на сторону обвинения, несмотря на последующие заключения, — резюмирует Ирина Хрунова.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Мы говорим о том, о чем другие вынуждены молчать.