Эксперты Института истории имени Шигабутдина Марджани в Казани изучили три виртуальных татарских сообщества во "ВКонтакте" и пришли к выводу, что соцсети на национальных языках становятся популярнее официальных СМИ, а национальный интернет оказывает всё большее влияние на сознание молодежи. Заведующая отделом этносоциологии института Гульнара Габдрахманова в интервью Радио Азатлык рассказала о результатах исследования.
— Что значит "национальный интернет"?
— Национальный интернет развивается у многих народов нашей страны. Но надо сказать, что у татар он самый активный. Национальный интернет мы определяем как совокупность различных ресурсов, в которые вовлечены представители разных этнических групп (или народов), которые проявляют интерес к своей этничности, культуре, языку, истории. Эти интересы проявляются через самую разную этноориентированную информацию. Когда мы раскрывали структуру национального интернета, мы говорили, что этноориентированная информация широко представлена на различных информационных ресурсах.
Социальный сегмент национального интернета часто делается на энтузиазме людей, которых интересуют проблемы своего народа
Первый компонент — прежде всего, порталы органов государственной власти, которые пытаются представить культуру народов нашей страны. Они это делают как на русском, так и на национальных языках, в том числе на татарском. Сюда же мы относим различные электронные издания, которые уделяют большое внимание освещению культуры народов нашей страны. Кроме того, это различные познавательные ресурсы, которые предоставляют народам возможность изучать историю, языки, культуру. В качестве примера мы приводим наш проект "Ана теле" (онлайн-школа изучения татарского — ред), который поддерживается в республике.
Второй компонент национального интернета — это социальные медиа. Сюда мы относим различные блоги, которые ведут активисты, социальные сети, форумы, сайты знакомств. То есть площадки, где люди самостоятельно организовываются, начинают общаться, обмениваться различной этнической информацией. Если информационные ресурсы как-то регулируются государством, поддерживаются им, то социальный сегмент национального интернета часто делается на энтузиазме людей, которых интересуют проблемы своего народа, истории, языка и культуры.
— Вы изучали электронные СМИ как на татарском языке, так и в целом те, которые пишут о Татарстане. Насколько СМИ Татарстана отвечают запросам сегодняшней аудитории? Какие есть плюсы и минусы?
— Как я уже говорила, методов изучения национального интернета пока очень мало. В основном они опираются на статистику популярности тех или иных электронных изданий, сайтов. Это недостаточный показатель, поскольку количество посетителей еще не является показателем эффективности работы. Видимо, придется вырабатывать специальные методы для того, чтобы понять, насколько реально популярны те или иные издания. Как это делать, мы пока не знаем. Поэтому наша задача — сформировать такую методику. Мы не очень беремся оценивать эффективность электронных изданий.
— Насколько содержательны СМИ на татарском языке?
— Мы проанализировали татарский ресурс Матбугат и русский Татпресса — аудитория у них отличается. Татароязычная аудитория Матбугат.ру — это жители или выходцы деревень, а Татпрессу.ру больше читают русскоязычные городские жители. В русскоязычных электронных СМИ больше пишут на социальные темы, много дискутируют о политике, татароязычным близки темы религии, культуры, нравственности, проблемы семьи. Про политику, помимо сайта радио Азатлык, электронные национальные СМИ почти не пишут.
— В прошлом году мы наблюдали, насколько остро обсуждалась тема татарского языка. Был всплеск комментариев в СМИ. Вы считаете, эта тема действительно будоражит читателей, или это была атака на Татарстан?
После выступления Владимира Путина был огромный всплеск
— Как социолог могу сказать, что после выступления Владимира Путина был огромный всплеск — появились группы в социальных сетях, в реальной жизни люди пытались выразить свою позицию. Потихоньку градус обсуждения стал падать — у людей появилась некая усталость от этого вопроса. После принятия закона о языках градус немного повысился — люди вновь стали это обсуждать, но сейчас градус вновь упал, и люди переключились на обсуждение пенсионной реформы, текущих дел. Тем не менее, тема языка очень многих людей волнует — только потому, что у многих людей дети, внуки, соседи учатся в школе. В этот вопрос так или иначе вовлечено огромное количество людей.
Кроме того, проблемы национального языка были, есть и будут очень важными для людей. Я как-то говорила, что у людей сейчас очень актуализировано национальное самосознание — всероссийские опросы это показывают. Одним из главных компонентов поддержания этнического самосознания у людей является язык.
Комментарии, которые выкладываются в соцсетях, не могут быть объективным показателем языковой ситуации. Какая-то часть населения не читает электронные издания, другая — совершенно равнодушно относится к языковому вопросу, никак не реагирует. Не все находят время писать комментарии.
Наши исследования всегда показывали, что большое количество респондентов поддерживает изучение родных языков, государственный статус татарского языка. Русские Татарстана говорили, что они с понимаем относятся к необходимости изучения татарского в республике. Но другой вопрос, что всех волновали методы изучения.
— Ситуация изменилась. Будете ли вы проводить новое исследование об отношении к преподаванию языков?
— Было бы неплохо. Это тяжелый труд, требующий определенных расходов. Мы пока только наблюдаем, но исследование было бы очень интересно. Пока нам никто его не заказывал. Может, какие-то другие учреждения проводят такое исследование, я не в курсе.
— Способны ли соцсети заменить классические СМИ?
У людей сейчас очень актуализировано национальное самосознание
— В соцсети "ВКонтакте" есть около 6 тысяч пабликов на татарском языке. Это для российской молодежи самая популярная платформа. Аудитория татарских пабликов постоянно растет, татары объединяются по этническому принципу в соцсетях. Самая большая группа — "Татары и татарочки", в ней 114 тысяч подписчиков. Есть субэтнические группы, например, мишаре, сибирские татары, кряшены. Татары объединяются также по регионам. Есть отдельная группа "Кызык-мызык", посвященная татарскому юмору, там почти 190 тысяч подписчиков. Любители татарских песен состоят в паблике "Иң шәп татар җырлары". Читатели этих пабликов общаются не только онлайн, они встречаются и в реальной жизни.
На сегодня соцсети — очень важный ресурс, имеющий большое влияние на читателей. Печатные СМИ и государственные институты теряют влияние на сознание народа. Сидящий неизвестно где администратор паблика способен завести дискуссию и вовлечь всех в обсуждение любого интересного вопроса, тем самым формируя их самосознание. Это новый механизм влияния на умы молодых людей.
Соцмедиа конкурируют с традиционными СМИ и выигрывают. Пока государственные и печатные СМИ долго раскачиваются, администраторы паблика уже оперативно публикуют актуальные вопросы и доносят информацию до читателя. Их аудитория — 17-25 летние. Это мы еще не изучали Инстаграм и Телеграм — мы не успеваем, у нас ограничены ресурсы.
— Есть случаи, когда власти пытаются "прибрать" популярные паблики в свои руки и контролировать их?
— Контролировать интернет очень трудно. Конечно, для государства важно все знать и всем управлять. Думаю, некоторые паблики продались, кому-то нужны деньги. Но, насколько я знаю, большинство из них пожелали остаться независимыми, потому что им дорога идея.
— Вы не анализировали паблики "Родительского сообщества Татарстана" (РоСТ) и "Татар ата-аналары / Татароязычные родители"?
Большинство пабликов пожелали остаться независимыми, потому что им дорога идея
— Да, мы за ними наблюдали. Это очень противоположные по взглядам группы, очень разные и по тактике, и по эффективности. Татарский паблик организовался очень быстро. Среди подписчиков есть татары из других регионов России и проживающие за рубежом. В татарском паблике тратят много сил и времени на споры и эмоции. Основной смысл постов — "надо сохранить татарский, потому что это наша гуманитарная миссия". Слов было написано много, но группе не хватило рациональной стратегии. Механизма следующих шагов не было. Мы заметили, что пользователи пытались попросить помощи со стороны, была попытка мобилизовать татар в других странах. Стиль комментариев в татарской группе был более сдержанным, когда там писали против татарского языка. Прямых оскорблений там не было. Возможно, администраторы чистили такие комментарии, но тон общения был более приятный и дружелюбный.
Группа РоСТ же каждое свое предложение оформляла в жалобы в прокуратуру, писала письма президентам России и Татарстана. Они предпринимали конкретные шаги. Стиль общения в этом паблике более ксенофобный: были посты, способные вызвать межнациональные конфликты. Толерантности к другим мнениям не было совершенно.
— Как будет развиваться национальный интернет?
Русские Татарстана говорили, что они с понимаем относятся к необходимости изучения татарского
— В геометрической прогрессии. Национальный интернет — это ведь не только сайты и соцсети. Это образовательные методики изучения языков, это игры на этих языках. Сейчас все это развивается стремительно. Музыкальные проекты, например. Познавательный сегмент будет очень развиваться, люди стремятся себя выразить.
— Они не будут бояться репостов, лайков?
— Когда мы видели, как люди оскорбляют друг друга по языковым вопросам, это было просто безобразие. Такие вещи нужно пресекать. Я за разумную цензуру. Это читают дети, молодежь. Это формирует их мышление.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Мы говорим о том, о чем другие вынуждены молчать.