В Казани 9 сентября прошла акция против повышения пенсионного возраста. Несогласованный с властями митинг перерос в несанкционированное шествие к Казанскому Кремлю. Для подавления протеста власти использовали бойцов в касках — сотрудников различных спецподразделений. Полицейские порой действовали жестко — в итоге, по подсчетам журналиста "Idel.Реалии", в отделах полиции оказалось около 25 человек. Все они (кроме одного несовершеннолетнего) проведут ночь за решеткой.
Митинг против повышения пенсионного возраста, организованный местным штабом Алексея Навального, уже за пару дней до его проведения ознаменовался задержаниями. В пятницу, ближе к вечеру, задержали главу штаба Эльвиру Дмитриеву. Ее привезли в отдел полиции "Япеева" — там на нее составили протокол об административном правонарушении за призывы к участию в несогласованном исполкомом Казани митинге (власти предложили провести акцию в поселке Юдино, однако организаторы отказались и решили устроить митинг в изначальном месте, сославшись на то, что парк Тинчурина является гайд-парком). Дело возбудили по ч.8 ст.20.2 КоАП РФ — повторное нарушение законодательства о митингах, однако отпустили с обязательством о явке в суд завтра, 10 сентября. Дмитриевой грозит до 30 суток ареста.
Задержания продолжились в субботу вечером — около своего дома был задержан активист Андрей Бояршинов. Его отвезли в отдел полиции "Япеева" и оставили там на ночь. На него также возбудили дело по ч.8 ст.20.2 КоАП РФ. Бояршинова обвинили в том, что в паблике "Заявочный комитет. Казань" во "ВКонтакте" он сделал репост записи о митинге штаба Навального в парке Тинчурина. Полицейские напомнили, что исполком города не согласовал акцию в указанном месте, предложив провести митинг в поселке Юдино. Сегодня утром Бояршинова привезли в суд; ближе к пяти вечера судья принял решение арестовать активиста на 15 суток.
Около полудня у подъезда своего дома задержали непосредственного организатора митинга против повышения пенсионного возраста — Камиля Гатауллина. Его отвезли в отдел полиции "Ямашевский", однако через два часа отпустили без составления протокола.
***
За полчаса до начала митинга в парке Тинчурина молодой человек в шортах и синей куртке — Олимжон Авезов — раздает приглашения на митинг. В этот момент в парке вовсю идет торговля — по воскресеньям тут располагаются продавцы блошиного рынка. Один из полицейских замечает Авезова и предлагает ему пройти к полицейскому ПАЗику. Там ему вручают предостережение о недопустимости нарушения законодательства о митингах, но отпускать после этого отказываются.
К этому моменту на еще кишащей продавцами барахолке начинается акция. Как такового митинга нет — сцена отсутствует, плакатов практически нет. К 14 часам в парке — под аплодисменты — появляется глава местного штаба Навального Эльвира Дмитриева. Прошедшую ночь она провела не дома, опасаясь того, что ее задержат еще до начала акции.
Участники митинга достают плакаты: "Нет повышению пенсионного возраста и точка!", "Путин — мы не смиримся, Навальный — мы не сдадимся", "Нет пенсионному грабежу! Надоели аферисты в правительстве", "Хватит воровать и врать. Нам не нужна пенсионная реформа". На авансцену выходит заместитель начальника полиции Казани Виктор Котников. Он четко дает понять, что акция не согласована и просит участников разойтись: "Где ваш организатор? Я вас предупреждаю: расходитесь!" В ответ на это высокопоставленный полицейский слышит от активистов, что они имеют право собираться мирно и без оружия.
— Вы должны выполнять требование сотрудника полиции, — повышает голос Котников.
— Мы — граждане России, — отвечают ему присутствующие.
— Ваш митинг не согласован!
— Почему не согласован? Почему? — отвечает пожилая женщина.
— Есть 31 статья Конституция, почитайте! — заявляет мужчина.
— Я прошу вас всех расходиться, иначе вы будете задержаны! — предупреждает Котников.
— Не уйдем! — кричит в ответ толпа.
Спустя минут пять становится ясно, что сотрудники полиции не позволят поднимать никакие плакаты: "Задержите человека с плакатом", — приказывает сотрудникам Виктор Котников". "Позор, позор, позор", — скандирует толпа. Участники акции начали передавать друг другу плакат, чтобы никто не подвергся задержанию. Однако в какой-то момент грозный полицейский молча вырывает бумагу и оставляет себе.
"Полиция с народом! Не служи уродам!", "Путина в отставку!", "Путин — вор!", "Позор!", "Надоел", "Нет пенсионной реформе", "Мы здесь власть", "Верните наши деньги", — то и дело кричат протестующие. К этому моменту на парапет фонтана взбираются несколько мужчин с транспарантом "Нет пенсионной афере". Виктор Котников тут же реагирует, подходит к одному из них и дает указание задерживать. Рената Салимова и Никиту Храмова под крики "Позор" обыскивают и заводят в полицейский пазик.
Некоторые участники пытаются выступить перед протестующими, но их практически не слушают, а других — просят уйти с импровизированной сцены.
По другую сторону фонтана проходит еще одна акция — на этот раз согласованная. Власти разрешили с 14 до 21 часа провести пикет "против пропаганды суицида в СМИ и соцсетях". Организатор — "Молодая гвардия Единой России". Их акция не сопровождается большим количеством полицейских или сотрудников Центра "Э", которыми просто заполнен митинг штаба Навального.
Спустя час раздается: "Идем гулять в центр!". Толпа из примерно 250 человек организованно уходит из парка Тинчурина и выходит на улицу Татарстан. Одни предлагают идти на Баумана, другие предлагают пройти к Кремлю. Не пройдя и 700 метров, на обочине паркуется полицейский автозак, из которых выбегает два десятка сотрудников в касках. Полицейские тут же задерживают активиста молодежной татарской организации "Азатлык" Батырхана Агзамова, который нес в руках татарстанский флаг, и мужчину с российским триколором. Под крики "Позор" и "Отпусти" их сажают в автозак и увозят.
Толпа, выкрикивая "Путин вор", "Пенсионный грабеж", "Долой царя", продолжает шествие. На пересечении улиц Татарстан и Тукая сотрудники в касках выстраиваются шеренгой и преграждают путь протестующим. Мужчина в голубой рубашке пытается пройти через толпу бойцов, заявляя, что это "моя земля", но его не пускают.
"Лица прячут трусы", — кричат сотрудникам несколько участников шествия.
— Вам что, промыли мозги? Вы что, биороботы, киборги-убийцы? Что вы делаете? Вы ненормальные люди? Пропустите нас! — обращается к шеренге сотрудников молодая женщина. Ответа она так не услышит.
Толпа протестующих принимает решение обойти сотрудников и двигаться к центру по параллельным улицам. В этот момент руководитель спецподразделения обращается к Виктору Котникову с вопросом, что делать. Высокопоставленный полицейский дает указание отходить и двигаться дальше — толпа полицейских на красный сигнал светофора перебегает улицу. В итоге, одна часть протестующих идет к центру по улице Зайни Султана, а другая — по улице Татарстан. На пересечении улиц Московская и Татарстан толпа вновь делится на две группы. Одни идут к Баумана по стороне театра Галиаскара Камала, а другие — по противоположной. Уже поредевшие группы встречаются у часов на Баумана, к этому моменту подъезжает полицейский автозак. В этот момент журналист "Idel.Реалии" получает сообщение от Олимжона Авезова — его задержали недалеко от театра Камала.
Толпа движется в сторону Академии наук Татарстана, скандируя "Мы здесь власть", "Путин — вор!", "Президент против народа", "Один, два, три, Путин уходи". В какой-то момент полицейские принимают решение задержать молодого человека в уже мокрой от дождя малиновой рубашке. "Я люблю полицию", — кричат в ответ протестующие. Становится понятно, что полицейские дадут участникам шествия дойти до Кремля.
Подойдя к Спасской башне, активисты около 15 минут стоят и изредка выкрикивают лозунги, среди которых "Путина в отставку!" и "Долой продажные СМИ". Вскоре они все-таки заходят на территорию Кремля и направляются к резиденции президента Татарстана, по ходу скандируя "Нет срокам за репосты", "Он нам не царь" и "Пенсионный грабеж". К этому моменту в шествии принимают участие не более 100 человек — в основном молодежь. Полиция им не мешает.
Постояв рядом с резиденцией не больше 15 минут, активисты принимают решение вернуться на Баумана. Но на выходе из Кремля их поджидает автозак. Бойцы подразделения "Рысь" по указке сотрудника Центра "Э" хватают молодых людей и отводят в автозак. За руки и за ноги несут и 20-летнего Рамазана Салахетдинова, он кричит полицейским, что имеет инвалидность второй группы, но никого это не останавливает. Около Кремля и здания Минобрнауки Татарстана бойцы спецподразделения задерживают около 15 человек.
В казанском штабе Навального "Idel.Реалии" рассказали, что в отдел полиции "Япеева" доставили как минимум 15 участников акции, в ОП "Вишневский находятся восемь активистов. Сотрудничающий с юридической службой "Апология протеста" адвокат Сергей Муханов сообщил "Idel.Реалии", что его и юриста штаба Навального Данила Нургалеева не пускают к задержанным. "В чем они обвиняются, нам также не говорят, воду им передать не разрешают", — отметил Муханов. По его словам, полицейские также запретили ему дать консультации задержанным, несмотря на то, что они просили об этом руководство ОП "Япеева". Юрист Эльза Нисанбекова в разговоре с "Idel.Реалии" констатировала, что ее не пускают в ОП "Вишневский. Там, по ее словам, находится несовершеннолетний задержанный.
- ОБНОВЛЕНО В 21:20:
Юрист Штаба Навального в Казани Данил Нургалеев сообщил "Idel.Реалии", что 15 задержанных, находящихся в ОП "Япеева" оставляют на ночь. Суд состоится в понедельник. В отношении них составлены протоколы по ч.2 статьи 20.2 КоАП РФ — организация либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке соответствующего уведомления. Юрист "Открытого права" Эльза Нисанбекова сообщила "Idel.Реалии", что семь задержанных из ОП "Вишневский" также проведут ночь в полиции. Одного несовершеннолетнего задержанного только что отпустили. Какую статью инкриминируют остальным, пока не известно.
По всей стране на акциях сторонниках Навального было задержано более 800 человек.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Говорим о том, о чем другие вынуждены молчать.