Ссылки для упрощенного доступа

Кинули по-татарстански, или Снова в палатки, снова в лагеря


18 августа, соципотечники ЖК "Салават күпере", которые так и не получили свои квартиры, вновь разбили палаточный лагерь у собственных домов. Люди с детьми переехали на улицу, чтобы еще раз обратить внимание местных властей на ситуацию с социальными недостроями. "Idel.Реалии" наблюдали, как строился лагерь.

Палаточный протест для соципотечников "Салават күпере" не в новинку. Год назад они точно так же разбивали лагерь и требовали сдать дома, квартиры, за которые они ежемесячно платят. Тогда протест завершился практически через месяц после начала. Причиной стало сообщение, что Госжилфонд РТ (заказчик строительства жилого комплекса) обязал ПСО "Казань" ( подрядчик) покинуть стройку.

Именно эта компания, принадлежащая депутату Госсовета республики Равилю Зиганшину, затягивала сроки строительства и сдачи домов на несколько лет. Год назад люди поверили, свернули лагерь и разъехались по домам в надежде заселиться в новые квартиры в скором времени. Но спустя год они снова собрались практически на том же месте, с теми же проблемами.

Палаточный протест
Палаточный протест

Сейчас среди протестующих жители только одного дома — 11-1. Помимо него не достроенными остались дома 11-3 и 11-5. Как говорят протестующие жители, они больше не в силах ждать.

— Мы должны были жить в наших квартирах с 2015 года. Эти три года люди снимают жилье и платят за ипотеку. Последней каплей стало то, что скоро начало учебного года. У нас у многих молодые семьи с несколькими детьми. У кого-то дети должны пойти в сад, у кого-то в школу и естественно возить их из других районов будет просто невозможно. Вы видите, в доме вообще нет рабочих. Лето, такая пора, когда всё везде строится. У нас же — мертвый сезон. Когда можно было сэкономить на отоплении, рабочей силе, подрядчик решил этого не делать и в принципе не строить, — рассказывает "Idel.Реалии" Марина Власова.

Марина Власова
Марина Власова

Она сидит на стуле у импровизированного входа на территорию лагеря. Несколько женщин стоят вокруг нее. Они грызут семечки и обсуждают последнюю информацию о ПСО "Казань". Перед выходными стало известно, что Минстрой РТ все же решил заменить подрядчика на стройке в "Салават күпере". На незаконченные объекты должны заступить две компании — "Строитель Плюс" и "Народный дом". За собой ПСО "Казань" всё же оставила право достроить дом 11-3. Сейчас он готов на 99 процентов.

— Еще одна цель нашей акции: заставить нашего подрядчика сдать пакет документов и объект новому подрядчику как можно быстрее. Сейчас уже точно известно, что ПСО сняли с двух домов: 11-1 и 11-5. Уже объявили о новых подрядчиках. Мы сдвинулись с мертвой точки. Всё благодаря нашим одиночным пикетам. Конечно, пока ПСО тянет и не съезжает с объектов, не сдает документы на дома. Но именно поэтому мы здесь находимся. Пусть они видят, как люди ждут их ухода, — уточняет Марина Власова.

Ее слова поддерживают и другие собравшиеся женщины. По их словам, они будут добиваться, чтобы ПСО "Казань" отдала деньги, которые перечислил Госжилфонд за эти дома, новому подрядчику. "Надо же им на что-то достраивать дома", — говорят соципотечники.

Участница палаточного протеста с детьми
Участница палаточного протеста с детьми

Пока дамы обсуждают новости, мужчины строят общий импровизированный шатер. Между несколькими деревьями они натянули навес — крышу. Стены заменяет натянутая в несколько слоев между стволами деревьев пищевая пленка. Здесь будут проходить обеды и ужины, вечерние посиделки. Это пространство уже назвали залом. Параллельно другие мужчины строят мангал для казана, а остальные тащат и собирают большой стол. "За ним все поместятся", — говорит один из них.

Соципотечники признаются, у них лопнуло терпение. Большая часть их соседей получила ключи от своих квартир через митинги и протесты в любое время года и при любой погоде. "Видимо, других вариантов у нас нет", — говорят они.

— Ладно, если бы это было государственное жилье. Как раньше, когда выдавали бесплатно. Но мы ведь платим за это жилье реальные собственные деньги. Людям параллельно приходится снимать жилье. Еще один больной вопрос в стоимости квадратного метра. Когда мы должны были получить свои квартиры в 2015 году, квадратный метр стоил 29 тысяч. Сейчас цена уже превышает 36 тысяч рублей. Кто нам возместит эту разницу? — спрашивают соципотечники.

Возведение стены из пищевой пленки
Возведение стены из пищевой пленки

Они не застрахованы от повышения цен на квартиры в случае, если застройщик забрал деньги и не достраивает дома. Они вообще не застрахованы ни от чего. Люди понадеялись на помощь государства, и теперь вынуждены, как они сами говорят, годами платить за воздух.

Люди понадеялись на помощь государства, и теперь вынуждены годами платить за воздух

Вот, например, Флюза. У нее двое детей. Старший ребенок учится в школе, пойдет в шестой класс, а младший — идет в детский сад. Флюза с семьей до последних дней жила в 10-м микрорайоне, пока руководство садика не заявило, что ей нужно привести ребенка в понедельник, иначе его место уйдет другому.

— Оттягивать было уже нельзя, очень много детей дошкольного возраста. В понедельник ребенка нужно вести в сад, а квартира наша так и не сдана. От сложного положения мы уже решили снять какое-то жилье здесь в "Салават күпере", переехали на прошлой неделе. Возить детей в школу и в садик с 10-го микрорайона не то, чтобы сложно, это невозможно. Особенно учитывая, что я не на машине. Помимо этого мне пришлось уволиться, потому что сейчас ездить туда отсюда также нереально. Ищу работу тут поблизости. Мы переехали сюда с надеждой, что сдача дома затянется не надолго. Надежда снова появилась после новостей о смене застройщика, — рассказывает Флюза.

Флюза
Флюза

А вот Альбина. У нее трое детей. В палаточном протесте она участвует вместе с ними. Она тоже ждет квартиру последние семь лет. За это время они с мужем купили комнату в общежитии в 15 квадратных метров. Там они живут впятером по сей день.

— Мы очень надеялись, что начнем новый учебный год в новой квартире, записались в садик, но нет. Возить сюда детей на общественном транспорте с Московского района очень неудобно. Сейчас мы надеемся только на нового застройщика. Очень хочется въехать в нашу квартиру хотя бы до конца года, — говорит Альбина.

Альбина с детьми
Альбина с детьми

Таких как она и Флюза здесь практически полдома. Полдома в палаточном лагере по соседству от стройки. Все они намерены жить здесь пока ПСО "Казань" не покинет объект, а новый подрядчик не привезет своих рабочих. Последних соципотечники ждут больше, чем чиновников. Если на рабочих они надеются, то чиновникам просто хотят посмотреть в глаза.

— Хочется заглянуть в их чиновничьи глаза и поинтересоваться, сколько еще можно над нами издеваться. А в это время наш практически готовый дом рушится на глазах: сильный ветер выбивает окна, вентиляция заржавела, по стенам пошла плесень. Вот такая получается картина, — резюмируют соципотечники.

Дом 11-1
Дом 11-1

Но пока что соципотечников навещают только сотрудники полиции. Всякий раз люди повторяют, что это не митинг, а акция, которая не несет опасности для окружающих.

Параллельно с палаточным протестом они намерены продолжать серию одиночных пикетов у Госжилфонда и Кабмина республики. Эту акцию они начали в первых числах августа и будут продолжать вплоть до получения ключей от квартир.

Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен. Мы говорим о том, о чем другие вынуждены молчать.

XS
SM
MD
LG