В Советском районном суде Казани больше месяца продолжается рассмотрение иска семерых садоводов к СНТ "Смородинка". Они просят отменить результаты межевания земель общего пользования садового общества, согласно которым по их участкам и постройкам проходит аллея. Большинство из них уже получили протоколы о самовольном захвате ее частей из управления Росреестра по РТ. Срок исполнения предписаний об устранении нарушений госорган продлил до осени.
О том, что они захватили земли общего пользования СНТ, истцы узнали в декабре минувшего года, когда получили уведомления от управления Росреестра по Республике Татарстан. Сначала управление пригласило их на выездную проверку, а после замеров составило протоколы о нарушении земельного законодательства и выдало предписания об их устранении.
Из этих документов садоводы узнали, что, во-первых, по их трем соткам проходит аллея, а во-вторых, они ее самовольно захватили, установив заборы и возведя строения. При этом некоторым из их участков, как уверяют хозяева, почти семьдесят лет.
Семьдесят — если и преувеличение, то небольшое. Садовое общество на этом месте — в Советском районе Казани, близ железнодорожной станции 804-й километр — существует с конца пятидесятых годов прошлого века. В 1959 году Высокогорский районный Совет народных депутатов ТАССР отвел 9,5 га земли колхоза "Правда" предприятию п/я 157 (преобразованному позже в "Казанский оптико-механический завод") под коллективные сады рабочим и служащим в постоянное пользование. В 1996 году садовое общество №1 ПО КОМЗ было переименовано в садовое товарищество "Смородинка".
Перпендикулярно аллеям были предусмотрены тропинки, шириной около метра, по которым можно пройти к каждому участку
Возможно, давней историей садового общества объясняется его планировка. Аллеи в нем располагались не через каждые два ряда участков, а через три, четыре, пять рядов, а то и четырнадцать. Зато перпендикулярно аллеям были предусмотрены тропинки, шириной около метра, по которым можно пройти к каждому участку.
Эта планировка отражена в плане-схеме "Смородинки", предположительно 2011 года, имеющемся в материалах дела. Но на кадастровом плане территории, как зимой выяснили садоводы, ситуация иная — там аллей существенно больше.
Аллеи эти официально возникли в июле 2016 года, когда СНТ провело межевание земель общего пользования, а участок с соответствующим видом разрешенного использования был поставлен на кадастровый учет с номером 16:16:000000:6200.
Кадастровый учет участков истцов был проведен раньше — с 1993 до 2008 годы, но с декларированной площадью. Межевание до проверки Росреестра садоводы не сделали — вроде как не было нужды.
Из протоколов Росреестра следует, что двое из истцов — Надежда Хисамова и Юлия Пекки умудрились "захватить" не только часть земель общего пользования, но и кусочки двух участков своей соседки Диляры Фарзиевой. Последняя, как утверждают садоводы, является супругой председателя СНТ Дмитрия Афонина (это отчасти подтверждается тем, что в отзыве на иск у обоих указан один адрес).
Участки Фарзиевой поставлены на кадастровый учет в сентябре 2016-го, их границы установлены. В отличие от трех соток "захватчиков" площадь каждого из ее участков превышает девять.
Пару недель назад, когда в "Смородинке" побывал корреспондент "Idel.Реалий", на месте ее участков не было ничего, кроме насыпей грунта. Прежде, говорят соседи, там находились заброшенные садовые участки.
"ВСЕХ ИЗВЕСТИЛИ В СМИ"
Истцы просят суд признать недействительными результаты межевания участков Фарзиевой и земель общего пользования СНТ.
Истцы уверяют, что СНТ при межевании земель общего пользования не согласовывало с ними смежные границы, как это не сделала и супруга председателя. Хотя, утверждают они, границы их участков существуют на местности более 15 лет и закреплены заборами и межами. У некоторых в качестве последних выступают стены возведенных много лет назад домов и построек.
Площади участков указаны в свидетельствах о праве бессрочного пользования. Однако в результате межевания земель общего пользования СНТ и участков Фарзиевой, как считают истцы, часть участков последних была отчуждена, и фактическая площадь сократилась.
Иной точки зрения придерживается представитель ответчиков Денис Смольянинов.
Сами истцы, мол, самовольно передвигали заборы и возводили постройки за территорией границ своих участков, то есть совершали самозахват
Он заявляет, что при установлении границ участков истцов специалисты на место не выезжали, в свидетельствах о праве бессрочного пользования земельными участками площадь указана недостоверная. А сами истцы, мол, самовольно передвигали заборы и возводили постройки за территорией границ своих участков, то есть совершали самозахват.
К тому же, добавляет представитель, у СНТ уже есть межевой план, участок поставлен на кадастровый учет, а у истцов подготовлены лишь проекты межевания. А значит, "нет основания доверять их доводам".
Госпожа Фарзиева предъявила истцам через Смольянинова встречный иск, в котором утверждает, что те сами нарушают ее права, препятствуя в пользовании земельным участком. Мол, она не имеет нормальной возможности к нему проехать, так как соседние участки перегородили к нему проезд в нарушение действующего законодательства Российской Федерации.
Она апеллирует к СНиП 30-02-97 "Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан", утвержденных постановлением Госстроя РФ от 1997 №18-51, согласно которым ширина проезжей части для улиц принимается не менее 7 метров, для проездов — не менее 3,5 м.
К слову, Смольянинов неоднократно заявлял ходатайство о привлечении к участию в деле МЧС. Однако суд в его удовлетворении отказывал, мотивируя отказ тем, что спор носит частный характер.
Истцы настаивают на том, что СНТ не только не согласовало с ними смежные границы, но и вообще не уведомило садоводов о том, что проводит межевание земель общего пользования. Дескать, в самом СНТ объявлений не было.
"А зачем мнения неплательщиков учитывать?" — возразил Смольянинов, добавив, что "всех известили в СМИ".
Как выяснилось, в "Казанских ведомостях" 30 марта 2016 года было опубликовано объявление о выполнении кадастровых работ в отношении земельного участка, расположенного по адресу: г. Казань, СНТ "Смородинка", в связи с уточнением границ земель общего пользования. Заказчиком работ являлся председатель СНТ "Смородинка" Афонин.
В протоколе о межевании земель общего пользования нет ни слова
В газетном объявлении сообщалось, когда и где состоится собрание заинтересованных лиц по поводу согласования местоположения границ (30 апреля 2016 года с 10:00 до 13:00 в СНТ "Смородинка"), где можно ознакомиться с проектом межевого плана (в СНТ), в какой срок и где принимаются обоснованные возражения относительно местоположения границ, содержащихся в проекте межевого плана, и требования о проведении их согласования на местности (с 30 марта по 30 апреля 2016 года в СНТ).
9 апреля 2016 года в "Смородинке" проходило очередное общее собрание членов СНТ. В его протоколе о межевании земель общего пользования нет ни слова.
УПРАВЛЕНИЕ РОСРЕЕСТРА ПО РТ: ВЫДАНО ВСЕГО 10 ПРЕДПИСАНИЙ
Истцы считают, что управление Росреестра отправилось к ним с проверкой с подачи председателя СНТ Дмитрия Афонина и представителя Дениса Смольянинова. Мол, те направили в госорган жалобы о незаконном захвате территории садового товарищества.
Садоводы, ходившие на рассмотрение административных дел в Росреестр, говорят, что наложений участков на земли общего пользования СНТ было выявлено множество. Однако, как следует из ответа замруководителя управления Росреестра по РТ Артема Костина на запрос Радио Свободная Европа/Радио Свобода, по итогам проверок садоводам СНТ "Смородинка" было выдано всего 10 предписаний об устранении нарушений земельного законодательства.
Возможно, это объясняется тем, что в местах наложений не оказалось ограждений или построек садоводов (у многих участков нет заборов). А может быть, это результат похода истцов на прием к начальнику отдела земельного надзора, геодезии и картографии управления, после которого, по их словам, последний лично выехал на место и оценил ситуацию.
На суде представитель управления Росреестра, привлеченного в качестве третьего лица, занял нейтральную позицию, оставив решение на усмотрение суда. Отметил лишь, что при образовании земельных участков Фарзиевой (они образованы путем перераспределения нескольких участков) обязательное согласование границ со смежными землепользователями не требовалось.
ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕКТЫ СТАЛИ ЧАСТНЫМИ
Итак, по версии СНТ и управления Росреестра истцы захватили земли общего пользования садового товарищества, те, чье фактическое существование, садоводы отрицают. При этом некоторые прежние территории и объекты общего (или служебного) пользования "Смородинки", отраженные в старом плане-схеме, каким-то образом стали частными.
Прежде по обе стороны от въезда в товарищество, судя по плану, располагались: дом старшего сторожа, дежурная охрана, садовый комитет, складские помещения, емкости для воды, домик сторожа, сад сторожа. Сейчас на их месте — сформированные земельные участки, находящиеся в частной собственности. Один — у Диляры Фарзиевой, второй у женщины, которую соседи, по их словам, никогда не видели. Причем участкам присвоены порядковые номера, которые по старому плану находились в другой части СНТ.
Обе женщины купили участки у предыдущих владельцев.
Участок Фарзиевой стал частным в 2009 году — при другом председателе. Правда, как вспоминают садоводы, они продолжали им пользоваться до появления Афонина (он стал председателем в 2013 году). Фарзиева его приобрела в 2015-м.
Право собственности на второй участок было зарегистрировано в конце 2015-го. Спустя два месяца он был продан нынешней владелице.
Согласно протоколу очередного собрания членов СНТ "Смородинка" от 9 апреля 2016 года членами правления садового товарищества сроком на два года были избраны четыре человека. В их числе — Фарзиева Диляра Рафаэлевна, Афонин Дмитрий Николаевич, Смольянинова Наталья Владимировна.
Последняя, как полагают садоводы, приходится (или приходилась) супругой Смольянинову Денису Валерьевичу, который представляет СНТ в суде.
Из протокола членов правления от 1 декабря 2015 года следует, что и тогда в правление входили те же лица.
Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен. Мы говорим о том, о чем другие вынуждены молчать.