Вдохновил на ратный труд членов татарстанского ОСВОДа замминистра по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям РТ Николай Суржко. Чиновник пообещал Обществу спасения на водах всестороннюю помощь и даже деньги. Правда, раскошелиться придётся не республике, а муниципальным образованиям.
До штаб-квартиры МЧС Татарстана на Губкина, где 15 февраля состоялся республиканский форум ОСВОДа, добрались, впрочем, не со всех уголков республики. Когда упомянули один из восточных районов РТ, выяснилось, что делегаты от него отсутствуют вовсе. Правда, по уважительной причине — машина не завелась. К тому же телефонная связь не подвела: позвонили, предупредили… В общем, не всё ещё гладко с материальным обеспечением добровольных помощников МЧС — хотя задачи перед ними уже сейчас ставятся весьма амбициозные.
"КТО НЕ ЗАХОЧЕТ — МЫ ЗАСТАВИМ ЭТО ДЕЛАТЬ!"
— Мы с вами стоим на пороге очень серьёзных изменений, - объявил с трибуны Николай Суржко. — Мы постараемся, чтобы безопасность людей на водных объектах была одной из приоритетных задач, которую будут решать главы администраций в районах. Кто не захочет — мы заставим это делать!
Пока работой райадминистраций в Татарстане замминистра явно недоволен: в 2016 году за купание в неположенных местах к ответственности было привлечено всего 12 человек, в 2017 — 28. Явно недорабатывают административные комиссии районов, наделенные полномочиями штрафовать, попенял Суржко.
Но теперь-то работы районам точно прибавится:
— Мы выступаем с предложением по увеличению количества пляжей, их должно стать значительно больше. Уже согласовываем с президентом 15 мест, которые войдут в программу помощника президента Фишман, которая занимается общественными пространствами. 15 пляжей будет делать она.
По словам Суржко, места размещения новых пляжей уже "дважды согласованы" с главами районных администраций. Видимо, на районных глав фамилия внештатной помощницы президента республики произвела такое магическое действие, что они не сочли нужным вникнуть во все детали.
— Так вот, на этих местах должны быть спасательные посты, — продолжал замминистра. — Оборудование спасательного поста у нас тоже разработано, есть типовые схемы, есть расчеты того, какое оборудование необходимо купить, начиная от аншлага, лодки, будки и заканчивая матросами-спасателями и ихней заработной платой. Да, за эту работу в активный летний сезон надо платить, и мы это будем делать!
"БУДЕМ СОБИРАТЬ С МИРУ ПО НИТКЕ"
Еще до начала форума корреспондент "Idel.Реалии" поинтересовался у главного госинспектора по маломерным судам Юрия Венедиктова, предусмотрены ли какие-либо поощрения для спасателей-добровольцев. Венедиктов ответил, что на федеральном уровне "именно по ОСВОД пока никаких нормативных документов нет", зато республика уже внесла свою лепту:
— Когда мы воссоздавали ОСВОД в 2016 году, нами было инициировано распоряжение КЧСПБ РТ и рекомендовано главам муниципальных образований предусмотреть ряд льгот — имущественных, прежде всего — для членов ОСВОД. Это и снижение налога. Кроме того, если брать дежурства на пляже, там уже предусмотрены, соответственно, денежные вознаграждения. На это предусмотрены соответствующие финансовые средства в бюджетах муниципальных образований.
В общем, рекомендации будут республиканскими, а вот карман — муниципальным.
Правда, по словам председателя совета РОО "ОСВОД РТ" Максима Ситникова, у ОСВОДа остаются еще надежды на гранты.
— Источники финансирования [будут] разнообразные, — пояснил Ситников корреспонденту "Idel.Реалии". — Мы подготовили грантовые заявки как по линии МЧС, так и по линии президентских грантов. Так же на предстоящем Совете безопасности будут подняты вопросы о финансировании благоустройства мест массового отдыха граждан в летний период перед главами районов. Будем собирать с миру по нитке.
И если у грантодателей еще остаётся выбор, выделять на спасение утопающих средства или нет, то муниципальным образованиям, похоже, не отвертеться.
"ЛЕГЧЕ ПРОСТО НЕ СОГЛАСОВАТЬ МЕСТО ПОД ПЛЯЖ"
По словам Ситникова, оборудовать один пляж всем необходимым стоит порядка полумиллиона рублей:
— Это: создать пляж, проверить дно, обеспечить пляж всем необходимым оборудованием спасательным и заплатить зарплаты спасателям за три летних месяца, — перечислил он корреспонденту "Idel.Реалии".
Эдуард Шарафиев, депутат Совета Зеленодольского района, считает, что местные администрации необходимость изыскивать дополнительные средства только отпугнёт от благого начинания.
Не думаю, что местные главы ринутся за свой же счёт себе проблемы зарабатывать
— Если у глав не будет финансовых источников, то легче просто не согласовать территорию под пляж — и всё. Всегда можно сказать, что данная местность не подходит по тем или иным причинам, и поставить плакат "Купаться запрещено", чем содержать. Содержание пляжа — средства, которые могли быть элементарно не заложены в бюджет на этот год. Второе — это ответственность. Если что-то случится на официальном пляже, скорее всего, могут и головы чьи-то полететь. Поэтому не думаю, что местные главы ринутся за свой же счёт себе проблемы зарабатывать, — поделился он своими опасениями с корреспондентом "Idel.Реалии".
— Сумма в 500 тыс. руб. для муниципального бюджета настолько существенна?
— Если смотреть бюджет района — это одно, если бюджет муниципального образования в виде сельского поселения — другое. Для последнего сумма в полмиллиона — большие деньги. Для района, может, и не столь значительные, но опять же — бюджеты районов отличаются. К примеру, Зеленодольский район — дотационный. В любом случае и здесь 500 тыс. руб. — солидные средства. Район не может их просто забрать с любой другой строки и направить на пляжи.
— В МЧС считают, что муниципальные образования могли бы и чаще штрафовать за купание в запрещенных местах. Может, тогда и средства появятся?
Вместо того, чтобы заниматься благоустройством поселка, ремонтом дорог, школ, ты будешь следить за отдыхающими
— Это очень сложно реализовать на практике. Даже если за это возьмутся, это будут выборочные рейды. В районах до сих пор с мусором справиться не могут. Там тоже много кого можно штрафовать. За несанкционированное складирование стройматериалов, сельхозоборудования — сена, навоза. Еще с этим работать и работать. Если административные комиссии все силы направят, чтобы следить за купанием в неположенных местах, во-первых, финансовых, человеческих ресурсов на это не хватит. И может пострадать качество другой работы. Это же дополнительная головная боль. Вместо того, чтобы заниматься благоустройством поселка, ремонтом дорог, школ, ты будешь следить за пляжем и отдыхающими, которые приехали на шашлык…
— А что думаете про освобождение членов ОСВОДа от местных налогов?
— Это копейки, которые, прежде всего, сам член ОСВОДа не заметит. В местный бюджет идут земельный и имущественный налог, частично НДФЛ… Коэффициенты во всех поселениях разные, но суммы, в основном, небольшие.
— Выходит, у самих районов никакого стимула помогать ОСВОДу нет?
Либо это будут средства республиканского и федерального бюджета, либо муниципалитетам вновь придется проводить референдумы по самообложению
— Местные администрации и так всегда отвечали за ситуацию на воде, но на существенные изменения денег у них нет. На аншлаги у воды средства в бюджетах закладывались и будут закладываться, но они мизерные и ситуации не изменят, — считает депутат. — Если есть такое пристальное внимание к проблеме со стороны федеральных и республиканских властей, стоит задуматься о создании программы, где будут предусмотрены источники финансирования. Либо это будут средства республиканского и федерального бюджета, либо муниципалитетам вновь придется проводить референдумы по самообложению. Правда, не знаю, насколько это самообложение будет поддержано местным населением, но если на уровне республики считают, что вопрос назрел, то, наверное, население должно идею поддержать. А вообще должна работать в первую очередь профилактика. Нужно больше пропаганду среди жителей проводить, начиная со школьной скамьи.
ХОЛОДНОЕ ЛЕТО 2017-ГО
О необходимости пропаганды безопасного поведения на воде много говорили и на форуме ОСВОДа. Но если в этом случае всё более или менее понятно (про работу в школах, например, с самого начала говорят, что это — "общественная нагрузка" для членов ОСВОДа), то оплата труда и материальное обеспечение тех же спасателей может превратиться в серьёзный камень преткновения.
В МЧС и ГИМС подчеркивают, что полномочия по оплате возложены на муниципалитеты; муниципалитеты, понятное дело, при их финансовых возможностях сделают всё, чтобы избавить себя от этой ноши — не потому ли в республике официально функционирующие пляжи можно пересчитать по пальцам?
При этом Максим Ситников работу по организации пляжей со спасателями на этот год оценил как приоритетную. По его словам, чаще всего в Татарстане на воде гибнут именно из-за купания в неустановленных местах.
В 2016 году на водоёмах в республике произошло 136 несчастных случаев, в 2017 — 98. Свою лепту в снижение несчастных случаев, по словам Ситникова, внесло холодное лето. В целом же количество ЧП на воде из года в год остаётся примерно на одном и том же уровне.
Переломить ситуацию призван воссозданный в 2016 году республиканский ОСВОД. Сейчас общая численность его членов в Татарстане — 565 человек. Николай Суржко, выступая на форуме организации, сравнил ОСВОД с армией. Вопрос, кто будет эту армию кормить, пока остаётся открытым.
Возможно, какая-то ясность появится спустя две недели — когда состоится Совет безопасности РТ под председательством Рустама Минниханова. Одним из ключевых вопросов станет как раз обеспечение безопасности на воде.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Мы говорим о том, о чем другие вынуждены молчать.