Анастасию Матиборскую уволили 30 декабря прошлого года. "Idel.Реалии" ранее писали о том, что у преподавательницы возник конфликт с директором Гульсиной Закирзяновой после того, как большинство учеников в классе Матиборской отказались изучать татарский язык.
— Все началось с изменения программ преподавания татарского языка. Мы провели родительское собрание, где все должны были написать заявления о выборе русского или татарского языка. Тогда директор сама выступила со словом. Она была недовольна, что большинство хочет выбрать в качестве родного языка русский. Она долго убеждала родителей принять решение в пользу татарского языка, и многие согласились. Однако шесть человек все еще настаивали на изучении русского как родного. Директор не стала им противоречить. В конце она спросила, имеют ли они какие-то претензии в мой адрес. Все родители ответили, что у них нет никаких замечаний. На этом собрание закончилось. На следующий день директор подошла ко мне и спросила, как дела в моем классе по поводу татарского. Я ответила, что шесть человек выбрали русский, а она мне сообщила, что я "плохо поработала", — рассказывала Анастасия Матиборская.
27 октября педагог узнала, что ее отстраняют от классного руководства и забирают продленку. Эти обязанности передали 20-летнему учителю татарского языка. Директор гимназии Гульсина Закирзянова сообщила Матиборской, что та "не справилась с обязанностями".
Взамен классному руководству и продленке она получила уроки ИЗО и музыки в начальных классах, а также родной русский язык (новый предмет, изучаемый вместо татарского) в первых, четвертых и пятых классах.
Тогда претензии Анастасии Матиборской заключались в незаконном изменении учебной нагрузки. Когда история прозвучала в СМИ, руководство школы потребовало от молодого учителя предоставить объяснение, почему она вывела тему на всеобщее обозрение, а также потребовало объяснить использование на смартфоне мессенджера WhatsApp. Девушка написала объяснительные, но ее проблема нисколько не изменилась. Она доработала на должности учителя-предметника до конца календарного года, после чего ее уволили.
Школа аргументировала увольнение тем, что девушка не справлялась со своими обязанностями. Матиборская же считает увольнение незаконным. Основная причина таких санкций, по её мнению, в отказе агентировать родителей за изучение татарского языка в качестве родного.
Девушка намеревалась добиться восстановления на работе и выплаты ей среднего заработка за время после увольнения и до восстановления. Кроме того, Анастасия Матиборская настаивала на возмещении морального ущерба, который девушка оценила в 10 тысяч рублей.
Представители школы на заседании заявили, что по Матиборская была уволена из-за нарушения внутришкольного контроля и в связи с изменением учебной нагрузки. Судья Ирина Иванова же поинтересовалась, в каком порядке девушку ознакомили со всеми актами проверок и решений.
— Учитель может сколько угодно не справляться со своими обязанностями, но вы обязаны уведомлять его обо всех изменениях в законном порядке, — заявила судья.
— Все административные нормы были выполнены в соответствии с законом. С какими-то из них она сама отказалась ознакамливаться, — заявил представитель школы.
После этого ответчик поинтересовался, в каком качестве Анастасия Матиборская планирует восстановиться на работе: на должности классного руководителя или учителя-предметника. Девушка сообщила, что ей важно восстановить классное руководство. В ответ на это представитель школы поинтересовался, почему ее не волнуют интересы детей.
— В третьем классе, который вела Анастасия Константиновна (Матиборская — прим. ред.), уже другой классный руководитель. Родители им полностью довольны и на последнем собрании просили не менять учителя, — заявил представитель школы.
В прениях Анастасия Матиборская сообщила, что несмотря ни на что хотела бы соблюсти выполнение собственных прав и восстановиться на месте работы из-за нарушений при увольнении. Ответчик — представители школы — настояли на том, что учитель был уволен в законном порядке.
В конечном итоге суд удовлетворил иск частично и признал незаконным увольнение девушки. Суд постановил восстановить ее на должности, а также выплатить денежную компенсацию за моральный ущерб и время с момента увольнения и до восстановления. Частичное удовлетворение иска сказалось на сумме морального ущерба. Изначально девушка запрашивала 10 тысяч рублей, а суд постановил выплатить пять тысяч.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Мы говорим о том, о чем другие вынуждены молчать.