Ссылки для упрощенного доступа

Год Икс для городских лесов: нет причин не вырубить


Местные власти кивают на Рослесхоз: мол, это он создает (или признает) городские леса. Рослесхоз кивает в ответ: дескать, лес становится городским, если это указано в градостроительных документах. Последние утверждают местные власти, для которых городской лес —​ это невозможность застраивать территорию, пополнять бюджет и обязанность за ним ухаживать. Велики ли шансы?

Почти весь 2017 год Казанская межрайонная природоохранная прокуратура боролась с исполкомами Лаишевского района и Орловского сельского поселения (а заодно — с "ТАИФом") за судьбу 259 га леса, арендуемых холдингом и включенных в границы деревни Орел.

Прокуратура добивалась, чтобы лес использовался как городской лес (лес, расположенный на землях населенных пунктов). Она требовала: проведения лесоустройства, разработки и утверждения лесохозяйственного регламента, создания лесничества и ведения в отношении лесных участков государственного лесного реестра. Оппоненты надзорного органа настаивали, что спорная территория вовсе не городской лес, поскольку никто его таковым официально не признал.

Поначалу фемида была к прокуратуре благосклонна. Но после рассмотрения апелляционной жалобы в Верховном суде Татарстана все изменилось. Первое дело вернулось в районный суд, и на этот раз победу одержал Лаишевский райисполком.

У татарстанцев отбирают 253,8 га леса "под лагерь"

В середине декабря в апелляционную инстанцию попало второе дело. Его, возможно, ожидал тот же поворот, тем более что состав судебной коллегии Верховного суда был тем же, но заседание отложили на начало января.

Рассчитывать, что прокуратура выиграет, было сложно. "ТАИФ" арендует территорию уже с десяток дет и давно объявил о своих планах: там должен появиться культурно-оздоровительный комплекс. Несколько лет назад к участку в лесу даже прорубили прямую автомобильную дорогу. Завершающим аккордом стал перевод участков из земель лесного фонда в земли населенных пунктов путем присоединения их к деревне Орел, а также их безвозмездная передача Росимуществом Орловскому сельскому поселению.

Пока "ТАИФ" участки арендует, но вряд ли что-то помешает компании приобрести их в собственность.

Исполнение требований прокуратуры означало бы согласие с тем, что спорная территория является городским лесом. А согласно Лесному кодексу капитальное строительство в городских лесах запрещено. Тогда прощайте, планы! Ну не в виде же шалашей руководство компании видит будущий санаторий. Поэтому ни "ТАИФ", ни органы местного самоуправления района этого допустить не могли.

В схватке с данным холдингом проиграть неудивительно. Неудивительно и отношение госорганов и органов местного самоуправление к городским лесам. Проблема в том, что процесс и его результаты могут стать судьбоносными для всех городских лесов Татарстана.

СПЧ РЕКОМЕНДУЕТ, ОРГАНЫ ВЛАСТИ НЕ РЕАГИРУЮТ

21 марта 2016 года совет по развитию гражданского общества и правам человека при президенте Российской Федерации провел специальное заседание на тему "Обеспечение прав на благоприятную окружающую среду и учёт мнения населения при формировании и реализации градостроительной политики". Одна из тем была посвящена городским лесам.

По итогам заседания СПЧ в этой части рекомендовал Рослесхозу:

  • разработать и закрепить четкую и простую процедуру установления границ лесничеств в городских лесах, не зависящую от проведения или непроведения в них лесоустройства;
  • принять план действий, обеспечивающий установление границ лесничеств и постановку их на государственный кадастровый учет во всех городских поселениях Российской Федерации до окончания 2017 года;
  • разместить на официальном сайте агентства приказы Рослесхоза об определении количества лесничеств и лесопарков на территории поселений и установлении их границ;
  • обратиться к органам местного самоуправления городов и посёлков городского типа с просьбой об оказании содействия в установлении границ лесничеств на их территориях.

СПЧ также рекомендовал органам местного самоуправления Татарстана:

  • внести изменения в действующие генеральные планы и правила землепользования и застройки, отнеся все леса, расположенные на территории населённых пунктов, к зоне городских лесов (функциональной зоне — для генплана, территориальной зоне — для правил землепользования и застройки) с установлением для них режима использования, соответствующего режиму использования, определенному для городских лесов частями 5.1 и 6 ст. 105 Лесного кодекса РФ;
  • создать лесничества в данных городских лесах и направить заявки об утверждении их границ в Рослесхоз.

Как видно, СПЧ исходил из того, что городскими леса становятся автоматически — в силу своего расположения на землях населенных пунктов.

Единственное, что из рекомендаций совета точно сделал Рослесхоз — он разместил на своем сайте приказы об определении количества лесничеств и лесопарков в населенных пунктах и установлении их границ.

Органы местного самоуправления республики к рекомендациям не прислушались вовсе.

Заброшенный парк возле Казанки
пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:02:09 0:00

КАК СТАТЬ ГОРОДСКИМ ЛЕСОМ

Возвращаясь к процессу по таифовскому лесу, посмотрим, что же сделали госорганы.

Во-первых, Рослесхоз согласовал генплан Орловского сельского поселения, в котором земли лесного фонда включались в границы деревни Орел с целью размещения на них объектов капитального строительства культурно-оздоровительного назначения. То есть фактически согласовал застройку леса.

Во-вторых, сначала чиновники Минэкономразвития, затем Рослесхоза в ответ на запросы главы Орловского сельского поселения предоставили свое видение того, что такое гороской лес.

По мнению Рослесхоза, леса на землях населенных пунктов становятся городскими лесами только "в случае принятия соответствующих документов градостроительного зонирования, предусматривающих создание таких лесов на землях населенного пункта". То есть в случае, если это указано в правилах землепользования и застройки.

Лаишевский суд и Рустам Минниханов разошлись во взглядах на лес

Замдиректора департамента недвижимости Минэкономразвиятия Михаил Бочаров в ответе главе поселения написал: "Существование городских лесов подтверждается, во-первых, наличием соответствующей территориальной зоны, во-вторых, утвержденным в установленном порядке лесохозяйственным регламентом, который устанавливает границы лесничеств, лесопарков, расположенных на землях населенных пунктов".

Схожую позицию занимает и Минприроды России.

В начале года ведомство утвердило новую Лесоустроительную инструкцию, в которой изменило определение городских лесов. Если в действующей инструкции к городским лесам относятся "леса, расположенные на землях населенных пунктов" (пункт 24), то в новой редации — "леса, расположенные на землях населенных пунктов в соответствии с документами территориального планирования, градостроительного зонирования населенного пункта, а также материалами лесоустройства" (п.27).

Новую Лесоустроительную инструкцию, правда, Минюст до сих пор не зарегистрировал.

Генплан и правила землепользования и застройки принимают органы местного самоуправления. А для них, как верно подметил представитель "ТАИФа" в суде, городской лес — бремя. Его надо содержать, а отдавать под застройку нельзя. Кто из руководителей местной власти в Татарстане добровольно взвалит на себя такую обузу?

БЕЗНАДЕЖНОЕ ДЕЛО

Особо внимания заслуживает позиция Верховного суда РТ. Судебная коллегия, вынося определение по первому делу таифовского леса, отметила, что отнесение лесов к защитным лесам находится в исключительных полномочиях Рослесхоза. А значит, только Рослесхоз может признать растительность населенного пункта городским лесом.

Проблема в том, что Рослесхоз такими отнесениями не занимается. Михаил Крейндлин, руководитель программы по особо охраняемым природным территориям "Гринпис России" утверждает: ни одного подобного приказа Федеральное агентство лесного хозяйство не издало. Оно издает приказы об определении количества лесничеств и установлении их границ на землях населенных пунктов. Но и те, как указано на его сайте — на основании заявки и пакета документов органа местного самоуправления.


Создается патовая ситуация. С одной стороны, органы местного самоуправления кивают на Рослесхоз — мол, он должен признавать территорию городским лесом. С другой стороны, Рослесхоз леса к городским не относит, границы лесничеств в лесах населенных пунктов Татарстана, насколько нам известно, не устанавливает (поскольку нет заявок от органов местной власти). При этом агентство согласовывает генпланы, предусматривающие их застройку (поскольку заявки на это есть).

Ну и все вместе — Минэкономразвития, Минприроды, Рослесхоз — продвигают идею, что лес на землях населенных пунктов станет городским только после его обозначения таковым в градостроительных документах и проведения лесоустройства. И то, и другое делают органы местной власти. Которым городские леса не нужны.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Мы говорим о том, о чем другие вынуждены молчать.

XS
SM
MD
LG