В Татарстане накануне прошли референдумы о самообложении в 872 сельских поселениях 43 муниципалитетов. Почти на всех участках, где за волеизъявлением граждан следили независимые наблюдатели, референдумы признаны несостоявшимися. О том, как прошло голосование в республике, почему у граждан появилось непреодолимое желание изъявить волю своих родственников, и что не так с выборами в Буинске — в специальном репортаже "Idel.Реалии".
Татарстан вполне могли бы признать самым демократичным субъектом России, а то и всего мира. Здесь уже пятый год подряд гражданам предлагают решать вопросы местного значения на референдумах. Но все начинается с одного вопроса в тихое воскресенье — "готовы ли вы заплатить по ХХХ рублей с каждого совершеннолетнего гражданина на решение вопросов местного значения?". Суммы от 100 рублей до 500. В Татарстане назвали это самообложением (софинансированием) и пустили референдумы на конвейер. Только вчера они прошли аж в 872 сельских поселениях 43 муниципалитетов. Как правило, этим способом собрать с населения денег раз в год пользуются почти все поселения.
Суть софинансирования в том, что на каждый собранный рубль правительство Татарстана выделяет еще по четыре. То есть, если с жителей по результатам референдума решено собрать по сто рублей, на эти деньги государство выделит еще четыреста. Все средства, выделенные правительством и собранные с жителей, должны быть целевыми — направляться только на работы, указанные в вопросе референдума. Схема вроде бы прозрачная, но вот жители татарстанских деревень, поселков и райцентров порой не могут понять, почему нельзя просто выделить "эти четыре рубля" и не собирать с граждан очередной "налог". Это мнение разделяют и простые избиратели, и даже члены комиссий, проводящих эти самые референдумы.
Наряду с такой формой демократического процесса, 19 ноября в Татарстане прошли дополнительные выборы депутатов представительных органов местного самоуправления. Замещению подлежали 14 мандатов в Азнакаевском, Зеленодольском, Кукморском, Менделеевском, Новошешминском, Сабинском, Сармановском и Ютазинском районах.
КИСЛОТНОЕ НЕБО НАД ОСИНОВО
Около пяти часов утра из импровизированного штаба движения "Голос", собравшего наблюдателей со всей России, полтора десятка человек разъехались по прилегающим к татарстанской столице селам и городам. Волонтерам предстояло отслеживать ход голосования с момента открытия участков и до окончания подсчета бюллетеней. С координатором сети региональных отделений движения "Голос" Виталием Авериным отправились и корреспонденты "Idel.Реалии".
Первой точкой, которую посетили журналисты, стало Осиново Зеленодольского района, что в нескольких километрах от Казани. Поселок встретил заезжего правозащитника и журналистов флюоресцирующим ярко-желтым небом. Такой жизнеутверждающий цвет ему придавали завод "Оргсинтез" и совхоз "Майский".
Ничего примечательного ни на одном из четырех участков, расположенных здесь, не произошло. Вместе с тем, челны комиссий на вопрос о том, где же стражи порядка, и почему полицейский присутствует лишь на одном участке, уточнили, что из-за нехватки кадров правоохранителям приходится работать в режиме "мобильной группы", которая в установленное время обзванивает УИКи и уточняет, все ли в порядке.
Немногим интереснее оказалось и на октябрьском участке. Комиссии вежливо и приветливо общались с представителями СМИ, а особенно радушные председатели даже предлагали чай и горячие обеды. На одном из УИКов, впрочем, титульные листы списков избирателей украшали карандашные отметки с названиями улиц, которые члены комиссии тут же клятвенно пообещали стереть.
ВАСИЛЬЕВО И ПРОГОЛОСОВАТЬ "ЗА ТОГО ПАРНЯ"
В поселке Васильево корреспонденты столкнулись с тем феноменом, который среди татарстанских наблюдателей считается прочной и сложившейся электоральной традицией. Так, буквально на глазах журналистов члены комиссии №1556 выдали одной из избирательниц два бюллетеня — на нее и ее мужа.
Корреспонденты потребовали от комиссии прекратить нарушать закон, в результате чего лишний бюллетень изъяли. Сама гражданка пояснила, что ее муж работает на севере и не может поучаствовать в референдуме, но очень хочет. Эта версия разошлась с историей зампреда УИК №1556 Ольги Груздовой, которая заявила, что супруг избирательницы — инвалид и не может прийти на участок. Неясно, в таком случае, почему семья не обратилась в комиссию с просьбой прислать переносную урну для голосования на дому.
Ну мы же не за Путина голосуем! Это всего лишь референдум
В какой-то момент в УИК и вовсе сказали, что бюллетени нарушительнице выдали два разных члена комиссии, и то — по недоразумению. Если верить этой версии, выходит, что муж и жена прописаны по разным адресам, а проверявший паспорт работник комиссии чудом спутала женщину с мужчиной.
"Ну мы же не за Путина голосуем! Это всего лишь референдум!" — уговаривали журналистов секретарь и председатель комиссии.
После десяти минут споров и просьб закрыть глаза на "незначительное" нарушение, акт о признании бюллетеня недействительным все-таки составили, как того требует закон.
Симптоматично, что в те минуты, когда корреспонденты "Idel.Реалии" добивались соблюдения законодательства, на участке появились ещё два человека с несколькими паспортами в руках. Другая же гражданка требовала выдать бюллетень на мужа по копии его паспорта и генеральной доверенности на ее имя. Она утверждала, что если у человека есть право распоряжаться чьей-то недвижимостью, то проголосовать за доверителя на референдуме — сущий пустяк.
О похожих инцидентах писали наблюдатели в чате в Telegram. Некоторые граждане приходили на участок с паспортами членов семьи и очень удивлялись, когда им внезапно отказывали в осуществлении чужого права на волеизъявление.
Неподалёку от участка, на автобусной остановке, висел, видимо, ранее наклеенный плакат с призывом приходить на референдум. В правом нижнем углу листовки значился единственный вариант ответа с галочкой напротив: "ДА".
БУИНСК И ДРУГИЕ НАРУШЕНИЯ
Отдельного места в истории вчерашнего голосования заслуживает Буинск. Там решали вопрос о том, готовы ли граждане заплатить по 500 рублей на строительство тротуаров и обустройство уличного освещения.
В Буинске проживает почти 21 тысяча человек. Даже если представить, что зарегистрированных в городе избирателей старше 18 лет ровно половина (а их, конечно, больше), то в итоге получается, что на тротуары и освещение соберут в перспективе более 26 млн рублей. Сумма формируется просто: 500 рублей с каждого плюс 2000 софинансирование и умножаем на 10,5 тысячи человек.
Вопросов со стороны наблюдателей к членам комиссии не было бы, если бы референдумы прошли без коллизий. Но именно в Буинске зафиксировали большую часть серьезных нарушений.
Как сообщает "Голос" в хронике дня голосования, члены комиссии №1176 (Буинск — "Idel.Реалии") пригласили полицию для составления акта об административном правонарушении на наблюдателя от ПАРНАСа.
"Комиссия считает, что своими замечаниями наблюдатель вмешивался в работу комиссии. Напомним, что ранее на этом участке избиратель проголосовал по водительскому удостоверению, на что обратил внимание наблюдатель, которого теперь пытаются удалить с участка", — пишут эксперты движения. Что именно случилось на участке до этого и что происходило после — неизвестно.
Самооблажались. Как прошел референдум в 2016 году
На участке №1186 наблюдатель из Чебоксар, член движения "Весна" Анастасия Васильева во время голосования заметила, что работник комиссии Миляуша Бикмуллина выдала одному из избирателей сразу три бюллетеня в одни руки. Девушка смогла пресечь нарушение — мужчина бросил в урну только один из них. Два остальных Бикмуллина положила к себе на стол и "пыталась спрятать". Когда Васильева стала снимать все это на видео, член комиссии попыталась выбить у нее телефон, а после запретила вести съемку. Наблюдатель вызвала полицию и написала заявление. Об этом она сама рассказала "Idel.Реалии".
Другой наблюдатель на этом же участке заметил несколько бюллетеней в урнах для голосования, сложенных друг в друга, как будто кто-то вбросил их вместе. Однако член комиссии в ответ на жалобу заявила, что некоторые жители города приходят семьями голосовать и на выходе "складывают бюллетени".
Координатор штаба Алексея Навального в Чебоксарах Семен Кочкин осуществлял контроль на участке №1184 в Буинске. Он рассказал, что еще утром заметил, что в списках заранее вписаны паспортные данные избирателей, которые физически к этому времени не могли проголосовать, ведь участок только открывался. Активист вызвал полицию и смог "пресечь нарушение".
ВЫСОКАЯ ГОРА И РЕФЕРЕНДУМ В ИДЕАЛЕ
Трагикомическую историю рассказал журналистам "Idel.Реалии" наблюдатель с участка №1303 Юрий Сидоров. Так, в комиссию с просьбой прислать урну для надомного голосования обратилась мертвая старушка. Причём избирательница отошла в мир иной ещё до того, как оставила заявку. Заявление о волеизъявлении на дому поступило в комиссию 17 ноября в 15:45. На тот момент пенсионерку уже исключили из списка избирателей по причине смерти.
Тот же наблюдатель на том же участке зафиксировал другой случай, заслуживающий внимания. Пришедшая проголосовать женщина допытывалась, под каким номером она числится в списке избирателей. Когда наблюдатель спросил, зачем ей эта информация, та ответила, что она должна сообщить эти данные заведующей детским садом "Петушок", чтобы доказать своё присутствие на референдуме.
Корреспонденты "Idel.Реалии" все-таки "отыскали" в Высокой Горе образцово-показательный участок — УИК №1301. Члены комиссии дружелюбно общались с наблюдателями, соблюдали закон и даже смешно шутили. Журналисты издания провели на участке всего два с половиной часа — последний час голосования и подсчет голосов. На этом УИК целый день контролировали голосование два наблюдателя от движения "Голос" и один от "Единой России", и за все это время они не зафиксировали ни одной жалобы.
В целом, на участках поселка Высокая Гора наблюдатели зафиксировали рекордно низкую явку. Как рассказал корреспонденту "Idel.Реалии" избиратель, пришедший на №УИК 1301, референдум здесь не состоялся по абсолютно логичным причинам. Большинство средств, которые могли быть собраны в результате самообложения, планировали потратить не в самом поселке, а по соседству, в частности, в Инеше, Пермяках, Пановке, Эстачи, Клетни и Калинино.
Из 18 статей расходов, утвержденных решением совета Высокогорского сельского поселения Высокогорского муниципального района РТ, лишь три предусматривают финансирование благоустройства Высокой Горы. В частности, при участии народного софинансирования планировалось отремонтировать тротуары и контейнерные площадки, а также установить уличное освещение. Неудивительно, что абсолютное большинство сельчан предпочло не пользоваться своим избирательным правом.
***
Явка на 18:00 по Татарстану, согласно данным республиканского Центризбиркома, составила 62%. Окончательная явка будет известна в понедельник утром.
По данным наблюдателей от движения "Голос" и других независимых организаций, референдумы предположительно не состоялись в Высокой горе, Пестрецах, Осиново, Ленино-Кокушкино и Раифе. Так, например, в деревне Айша Зеленодольского района, явка меньше 20%, но подавляющее большинство участников референдума было согласно на самообложение в размере 200 руб.
Согласно данным "Idel.Реалии", в Тураевском сельском поселении Менделеевского района победу на дополнительных выборах в сельсовет одержал справоросс, активист из Нижнекамска, Ильнар Сираев. Информации по выборам в 13 других районах на этот час пока нет.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Мы говорим о том, о чем другие вынуждены молчать.