Будущее татарского языка и учителей татарского в школах Татарстана продолжает оставаться под большим вопросом. Стало известно, что 456 учителей татарского подали заявки на курсы переподготовки. Решение директора казанской гимназии №90 Гульсины Закирзяновой лишить одного молодого педагога классного руководства и продленки и передать эту работу другой, на взгляд директора школы, более профессиональной учительнице, осталось бы незамеченным, если бы этой новой кандидатурой не стала учительница татарского.
Анастасия Матиборская, 21-летний педагог начальных классов, закончила педагогический колледж и работает в сфере образования около года. С начала этого учебного года она устроилась на работу в казанскую гимназию №90 и буквально сразу же получила классное руководство и продленку в 3 "В" классе. Но только закончилась первая четверть, как ее отстранили от этих обязанностей. Причина, по мнению Анастасии Матиборской, проста: не убедила всех родителей подписать заявления об изучении татарского языка.
Она долго убеждала родителей принять решение в пользу татарского языка, и многие согласились
— Все началось с изменения программ преподавания татарского языка. Мы провели родительское собрание, где все должны были написать заявления о выборе русского или татарского языка. Тогда директор сама выступила со словом. Она была недовольна, что большинство хочет выбрать в качестве родного языка русский. Она долго убеждала родителей принять решение в пользу татарского языка, и многие согласились. Однако шесть человек все еще настаивали на изучении русского как родного. Директор не стала им противоречить. В конце она спросила, имеют ли они какие-то претензии в мой адрес. Все родители ответили, что у них нет никаких замечаний. На этом собрание закончилось. На следующий день директор подошла ко мне и спросила, как дела в моем классе по поводу татарского. Я ответила, что шесть человек выбрали русский, а она мне сообщила, что я "плохо поработала", — рассказала Анастасия Матиборская.
По ее словам, после этого диалога еще несколько дней все было в порядке. Далее дети ушли на осенние каникулы, а в школе началось распределение часов. На собрании 27 октября педагог узнала, что ее отстраняют от классного руководства и забирают продленку. Эти обязанности передали 20-летнему учителю татарского языка. Директор гимназии Гульсина Закирзянова сообщила Матиборской, что та "не справилась с обязанностями".
Часов у меня по сути столько же, но вот только теперь нет доплат
— Директор была очень возмущена отказом родителей от татарского. Мне кажется, что многих русских учителей убирают сейчас с классного руководства и передают его учителям татарского, дабы те сохранили свои места. Говорят, что нас не обделяют часами, да, часов у меня по сути столько же, но вот только теперь нет доплат, — сообщила педагог.
Взамен классному руководству и продленке, которые приносили семь тысяч в месяц, молодой учитель получила уроки ИЗО и музыки в начальных классах, а также родной русский язык (новый предмет, изучаемый вместо татарского) в первых, четвертых и пятых классах. С таким распределением, по словам Анастасии Матиборской, она будет получать не больше 12 тысяч рублей в месяц. Кроме того, молодой педагог удивляется, почему ей передали уроки родного русского языка в пятых классах, если она работает в начальной школе.
— У моего класса не очень хорошая успеваемость. Когда мне его только дали, директор рассказывала, что всему виной первая учительница. Сейчас она говорит, что детей запустила именно я. Конечно, я попыталась выяснить, почему она ранее говорила иначе, но в ответ услышала, что мне еще нужно долго учиться. После этого я поинтересовалась, почему мне тогда дали родной русский язык, который должен вести специализированный педагог, особенно в пятых классах. На это директор ответила: "Какая разница, пятый это класс или четвертый. Учитесь", — рассказала Анастасия Матиборская.
На ее защиту пытались встать родители учащихся 3 "В" класса. Они написали коллективное письмо, в котором попросили директора Гульсину Закирзянову вернуть педагогу классное руководство. Под этим письмом подписались 18 родителей из 26-ти.
Оставьте в покое педагогический коллектив, не вмешивайтесь
— Вопрос Анастасии Константиновны я обсуждала с заместителем директора школы. Внятного ответа мне не предоставили. Она сказала лишь то, что наша учительница слабая и не даст знаний нашим детям. В то же время, говорят, что новой учительнице нужно время на адаптацию, опыт приходит во время преподавания. Я поинтересовалась, если опыт приходит во время преподавания, почему же тогда нашего классного руководителя отстранили. На это мне не ответили. Позже мне сказали так: "Оставьте в покое педагогический коллектив, не вмешивайтесь", — рассказала мама одной из учениц 3 "В" класса Альбина Гарипова.
Ответ на свое письмо родители не получили. Администрация школы сообщила, что по закону может предоставить его в течение месяца. В это время же Анастасия Матиборская говорит, что переживает новое давление со стороны руководства.
— Сейчас директриса постоянно вызывает меня к себе и постоянно допрашивает. Например, почему я лично сообщила родителям о своем отстранении. Я имею право предупредить родителей, но директриса оказалась недовольна такой инициативой. Она считает, что это я подговорила родителей написать коллективное письмо в свою поддержку, хотя я вообще не имею к этому никакого отношения. Родители были шокированы сменой классного руководителя и сами решили исправить ситуацию. Директор в это не верит и обвиняет меня, — сказала педагог.
Директор школы действует в рамках своих компетенций
По ее словам, директор не намерена идти на уступки. Мы связались с руководителем гимназии №90 Гульсиной Закирзяновой, но та оказалась недоступна для комментария "Idel.Реалии". Ранее другим СМИ директор учебного заведения сообщала , что "Матиборская нулевой педагог, путается в окончаниях и суффиксах", "на нее неоднократно жаловались родители, а одного ребенка даже перевели в другой класс". Также Гульсина Закирзянова говорила, что молодой учитель был отстранен по итогам внутришкольного контроля, который провели именно после жалобы от родителей учеников.
Однако Анастасия Матиборская не готова принять отстранение от обязанностей. Она уже обратилась за помощью в прокуратуру Казани. "Idel.Реалии" связались с пресс-секретарем надзорного органа Русланом Галиевым. По его словам, прокуратура сможет действовать только после соответствующий проверки трудовой инспекции.
— Прокуратура как Российской Федерации, так и Республики Татарстан не вправе подменять специализированные органы в правовом поле. В этой ситуации первоначальную проверку должна провести трудовая инспекция. Однако это не исключает применение мер прокурорского реагирования. В данном случае ситуация нестандартная: с одной стороны, директор школы действует в рамках своих компетенций, а с другой, вероятно, нарушаются права учителя. Доказать или опровергнуть этот факт в первую очередь в любом случае необходимо сотрудникам трудовой инспекции. На основе их заключения мы сможем действовать в рамках своих компетенций, — сообщил Руслан Галиев.
Юрист "Открытого права" Эльза Нисанбекова считает, что ситуация,
произошедшая с Анастасией Матиборской, незаконна. По ее словам, существует приказ Минобрнауки 2014-го года №1601. Согласно нему, сокращение учебных часов и плана педагога в течение учебного года без уведомления не допускается.
Директор должен уведомить педагога за два месяца до планируемых изменений
— То есть, преподавателю в начале года устанавливается определенная учебная нагрузка. Она регламентирована не только локальным актом, но и трудовым договором между преподавателем и учебным заведением. Сокращение учебной нагрузки может происходить в крайних определенных случаях, но директор должен уведомить педагога за два месяца до планируемых изменений. Отсутствие подобных уведомлений, соответственно, является незаконным. Педагог гимназии
№90 получила такое уведомление через несколько дней после того, как узнала о сокращении нагрузки. Это противоречит действующему законодательству, — сообщила Эльза Нисанбекова.
"Idel.Реалии" также обратились за комментарием к председателю татарстанского профсоюза работников народного образования и науки Юрию Прохорову. На момент публикации материала руководитель реготделения не предоставил оперативный ответ. Ранее в комментарии Радио Азатлык Прохоров сказал, что в профсоюз уже обращались учителя, у которых сократили рабочую нагрузку.
— Мы им объясняем, что это нарушение трудового законодательства. Но обращающихся немного, так как сейчас министерство (образования и науки) проводит с учителями хорошую разъяснительную работу, — сказал Прохоров.
На сегодняшний день в профсоюзе состоят 200 тысяч человек. 32 тысячи из них — учителя школ. В Татарстане в профсоюз ежемесячно поступают взносы в размере 7 млн 168 тысяч рублей. Из них 22% идут в бюджет республиканского профкома, остальные в районы и города. Многие учителя, лишенные часов, даже не знают к кому обращаться. В страхе потерять и так небольшой свой доход, многие в спешке устраиваются сторожами и техничками в свои же школы.
Так, передача обязанностей одного учителя другому впоследствии может спровоцировать череду проверок. Случай Анастасии Матиборской — не единственный в Татарстане. Неизвестно, приобрела бы ли ситуация такой резонанс, если бы обязанности передали не учителю татарского языка, а другому предметнику.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Мы говорим о том, о чем другие вынуждены молчать.