Ссылки для упрощенного доступа

"Исчезновение из поезда не было связано с чьими-либо действиями"


Архивное фото
Архивное фото

Как стало известно "Idel.Реалии", военный следственный отдел СК России по Читинскому гарнизону прекратил уголовное дело по факту падения из поезда военнослужащего из Казани Артема Иванова. Следствие ранее возбудило уголовное дело по ст.110 УК РФ — доведение до покушения на самоубийство путем угроз, жестокого обращения или систематического унижения человеческого достоинства — однако прекратило его, заявив, что "исчезновение из поезда не было связано с чьими-либо действиями". Экспертиза установила, что психическое состояние Иванова "лишило его возможности осознавать фактический характер своих действий и руководить ими", а "непрерывно нарастающая тревожность, подозрительность трансформировалась у него в отдельные бредовые идеи, преследования, грозящей опасности, что определило его дальнейшее поведение — выпадение с поезда". Мать потерпевшего и адвокат не согласны с выводами следствия и намерены добиться возбуждения уголовного дела за покушение на убийство и халатность.

30 мая этого года Наталья Перескокова проводила своего сына — Артема Иванова — в армию на Дальний Восток. Она посадила его в поезд, который должен был доставить молодого человека и других призывников в Уссурийск. Перескокова рассказывала, что сын звонил ей из поезда каждый день и жаловался на то, что сослуживцы с ним не общаются. Мать по голосу своего сына понимала, что с ним не все в порядке. По словам Артема Иванова, "прапорщик" якобы говорил другим солдатам о нем "что-то плохое". Вечером третьего июня Наталья Перескокова поговорила с сыном в последний раз — после этого телефон был недоступен.

Через день, пятого июня, домой к Перескоковой пришел представитель военкомата и сообщил, что ее сын выпрыгнул из поезда. Мать в это не поверила и посчитала, что его сбросили с поезда из-за конфликта с тем самым "прапорщиком".

Позже выяснилось, что все произошло вечером 4 июня. Парня обнаружили на железнодорожных путях и в тяжелейшем состоянии доставили в реанимацию Читинского военного госпиталя. 6 июня он вышел из комы. Наталье Перескоковой тогда сообщили, что у сына гематома головы, отек мозга, сломана челюсть и ребра с левой стороны.

Наталья Перескокова. Фото Александра Герасимова, газета "Вечерняя Казань"
Наталья Перескокова. Фото Александра Герасимова, газета "Вечерняя Казань"

Спустя неделю военные следователи возбудили уголовное дело по статье 110 Уголовного кодекса России — доведение до покушения на самоубийство путем угроз, жестокого обращения или систематического унижения человеческого достоинства.

В июле стало известно, что по факту ЧП было проведено расследование, согласно результатам которого факт сброса Артема Иванова с поезда "не нашел своего подтверждения".

Врио командира войсковой части 29506 тогда сообщил, что по результатам проведенного разбирательства "за упущения в вопросах обеспечения правил перевозки, выполнения требований безопасности, поддержания воинской дисциплины личным составом воинского эшелона в выполнении требований устава внутренней службы ВС РФ, а также за слабую организацию воспитательной работы командованием приняты решения о привлечении виновных должностных лиц к дисциплинарной ответственности в виде выговоров и рассмотрения на аттестационной комиссии на предмет соответствия занимаемой должности".

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Он у меня нормальный мальчишка, почему они делают из него суицидника?"

Как удалось выяснить "Idel.Реалии", военный следственный отдел СК России по Читинскому гарнизону принял решение прекратить уголовное дело по ст.110 УК РФ "за отсутствием события преступления".

В постановлении о прекращении уголовного дела сказано, что у молодого человека в результате ЧП диагностировали "повреждения в виде сочетанной травмы головы, шеи, груди, конечностей, открытой черепно-мозговой травмы, ушиба головного мозга с формированием очагов контузии в лобных долях, субарахноидального кровоизлияния, линейного перелома затылочной кости справа, множественных ушиблено-рваных ран головы, закрытого краевого перелома тела СЗ-позвонка без нарушения функции спинного мозга, закрытых переломов 2-3-4 ребер слева".

Травмы Артема Иванова после случившегося ЧП
Травмы Артема Иванова после случившегося ЧП

Артем Иванов, давая показания, сообщил, что в поезде практически ни с кем не общался, поскольку не знал сослуживцев и планировал ближе с ними познакомиться уже в воинской части. Во время расследования уголовного дела выяснилось, что в поезде в один из дней у молодого человека заболела голова, началось головокружение — по этой причине он обратился к старшему команды, который сопроводил его в медицинский вагон, где он провел около суток.

Как ранее сообщала Наталья Перескокова, сын сообщил следователям, что непосредственно перед падением с поезда, его по лицу ударил один из сослуживцев. Следователи показали Артему Иванову фотографии личного состава военнослужащих — молодой человек среди них узнал рядового Маркевича, который якобы и нанес ему удар перед тем, как он оказался на железнодорожных путях.

Иванов также рассказал, что незадолго до ЧП во время доставки пищи из вагона-ресторана тот же Маркевич повалил его на пол, поскольку из-за неосторожных действий солдата он упал и разлил суп из термоса в тамбуре.

Вместе с тем в ходе очных ставок слова Артема Иванова не подтвердились. Маркевич сообщил следователям, что никогда не носил еду из вагона-ресторана, а во время ЧП в тамбур вагона вовсе не выходил. Другие военнослужащие, в том числе дневальный, также подтвердили слова Маркевича.

Последний также рассказал следователям, что не раз замечал, как Иванов постоянно смотрел в окно и ни с кем не разговаривал. По словам Маркевича, молодой человек на второй-третий день в поезде, сидя через одно купе на боковом сидении, спросил его, почему они его обсуждают. Маркевич ответил, что никого не обсуждает, после чего Иванов поинтересовался, видел ли он банку тушенки под кроватью. Маркевич объяснил, что не понимает, о какой тушенке речь, поскольку под кроватью сослуживца ее никогда не было. Именно тогда Маркевич поинтересовался, не кружится ли у Иванова голова — тот ответил утвердительно, после чего направился в медицинский вагон.

Было установлено, что вагон можно покинуть через межвагонное соединение

Согласно протоколу осмотра места происшествия, было установлено, что вагон можно покинуть через межвагонное соединение — именно там нашли тапочек солдата уже после того, как он оказался на путях. "Сведений, свидетельствующих о доведении до самоубийства, насильственном выпадении из поезда, следов борьбы на месте происшествия (в межвагонном соединении) не обнаружено", — сказано в постановлении о прекращении уголовного дела.

Кроме того, военнослужащий Егоров, который, по словам дневального, выходил курить в тамбур в то время, когда там находился Артем Иванов, сообщил, что когда он зашел, там уже никого не было. Дверь, ведущая в следующий вагон, была открыта, Егоров закурил сигарету, после чего увидел на металлических пластинах между вагонами зеленый тапочек. Сначала он не придал этому значения, однако спустя минуту вышел к дневальному и уведомил его о найденном тапочке. Егоров с дневальным зашли в тамбур, после чего об инциденте они сообщили сопровождающим.

Старший ординатор нейрохирургического отделения ФГКУ "321 ВКГ", который проводил медосмотр Иванова, показал, что молодой человек на вопрос относительно того, как он оказался на путях, сказал, что "пошел домой". Мать солдата и его отчим сообщили следователям, что находясь в госпитале, их сын на этот же вопрос ответил: "Все прыгали, и я прыгнул".

Архивное фото
Архивное фото

Судебно-психиатрическая экспертиза, проведенная 10 августа, показала, что у молодого человека в период следования поезда имелись "признаки остро развивающегося временного обратимого болезненного расстройства психической деятельности в виде реактивного состояния, лишавшего его возможности осознавать фактический характер своих действий и руководить ими". В связи с этим Артем Иванов не мог правильно воспринимать обстоятельства и события в период следования поезда, которые имели бы значение для уголовного дела.

Указанное расстройство психической деятельности, указали эксперты, "сопровождалось тревогой, настороженностью, подозрительностью, ощущением реальной угрозы жизни достигшей максимальной выраженности болезненных переживаний". По этой причине оценка окружающего не имела "смысловой и логической связи с восприятием".

"Непрерывно нарастающая тревожность, подозрительность трансформировалась у него в отдельные бредовые идеи, преследования, грозящей опасности, что определило его дальнейшее поведение — выпадение с поезда"

Кроме того, в экспертизе сказано, что молодой человек говорил о том, что это была его первая длительная поездка в поезде — ранее солдат ездил лишь в электричках, где нет спальных мест.

"Непрерывно нарастающая тревожность, подозрительность трансформировалась у него в отдельные бредовые идеи, преследования, грозящей опасности, что определило его дальнейшее поведение — выпадение с поезда", — сказано в экспертизе.

Следствие пришло к выводу, что "исчезновение из поезда не было связано с чьими-либо действиями, в том числе рядовых Маркевича, Егорова либо иных военнослужащих".

"Кроме того к показаниям солдата в части применения к нему насилия в период следования в поезде следует относиться критически, поскольку, как следует из заключения эксперта, в настоящее время он не может правильно воспринимать обстоятельства и события произошедшие в период следования в поезде, которые имеют значение для уголовного дела и давать показания по их существу, т.к. у него на тот период имелось временное психическое отклонение, спровоцированное длительным нахождением в замкнутом пространстве, а сведений, свидетельствующих о попытках доведения его до самоубийства не имеется. Кроме того, в ходе выполнения следственных действий с участием потерпевшего последний путался в показаниях, либо заявлял, что не помнит произошедших событий, что в совокупности с вышеуказанным заключением дает веское основание полагать, что его данные в ходе допросов и очных ставок показания не соответствуют действительности", — указал следователь.

Мать солдата Наталья Перескокова в беседе с журналистом "Idel.Реалии" рассказала, что недовольна решением следствия.

— Мы хотим заново возбудить уголовное дело, чтобы наказать виновных. Если говорить о ст.110 УК РФ, то они даже не нашли людей, которые довели до этого моего сына. Офицеры никак не наказаны, кроме выговоров. Мы хотим и их привлечь к уголовной ответственности, — констатировала Наталья Перескокова.

Ее представитель, адвокат Ольга Казакова отметила, что при прыжке из поезда такие травмы получить было бы невозможно. Казакова констатировала, что следствие должно выяснить, имелась ли причинно-следственная связь полученных Артемом Ивановым травм.

Адвокат Ольга Казакова, "учитывая характер травм", поставила под сомнение выводы следствия о том, что Иванов самостоятельно спрыгнул с поезда. По словам адвоката, пострадавший в своем допросе говорил следователю о том, что ему был нанесен удар сзади по голове, после чего он уже пришел в себя только в больнице.

"За случившееся никто не ответил. С результатами экспертизы мы не согласны — как можно было сделать такие выводы после выхода человека из комы".

— Уголовное дело должно было быть возбуждено по ч.30 ст.105 УК РФ ("покушение на убийство") и ст.293 УК (халатность) в отношении сопровождающих лиц. Сам врач Национального медицинского исследовательского центра нейрохирургии имени академика Николая Бурденко говорит, что впервые в своей практике встречает случай, когда человек с такими травмами остался жив. О полнейшем выздоровлении речи не идет, требуется длительное лечение и дальнейшая длительная реабилитация, — подчеркнула Ольга Казакова.

Она подвергла жесткой критике проведенное следствие и заявила, что будет добиваться возбуждения уголовного дела.

— За случившееся никто не ответил. С результатами экспертизы мы не согласны — как можно было сделать такие выводы после выхода человека из комы. Его в таком состоянии вообще нельзя было допрашивать, — отметила Ольга Казакова.

Адвокат подчеркнула, что помощник уполномоченного по правам человека в Татарстане уже обратилась с жалобой в прокуратуру читинского гарнизона, однако проведена ли соответствующая проверка, до сих пор не известно.

— Мы хотим, чтобы прокуратура проверила все следственные действия по расследованию уголовного дела. До сих пор не получен ответ, почему старшие по вагоны допустили случившееся. Даже если он упал сам, за это никто не ответил! — заявила Казакова.

"О самоубийстве речи вообще не может быть — домой он не хотел, службу в армии выбрал добровольно и обдуманно"

Сейчас, по ее словам, Артем Иванов находится в военном госпитале в Москве, где проходит комиссию. После ее прохождения Казакова намерена обратиться в прокуратуру. По словам адвоката, надзорное ведомство в данном случае должно лишь качественно провести свою работу.

— О самоубийстве речи вообще не может быть — домой он не хотел, службу в армии выбрал добровольно и обдуманно. Если он был психически невменяем, как указало следствие, как же он в таком случае прошел все тесты перед направлением в воинскую часть? — задалась вопросом Казакова.

Она также отметила, что молодой человек до сих пор не комиссован.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Мы говорим то, о чем другие вынуждены молчать.​

XS
SM
MD
LG