2 октября Вахитовский райсуд Казани продлил арест президенту Ассоциации малого и среднего бизнеса (МСБ) Татарстана Хайдару Халиуллину. Его обвиняют в мошенничестве и хищении денег в крупной объеме в составе организованной преступной группы. О чем идет речь, какой позиции придерживается следствие и что об этом думает адвокат — в материале "Idel.Реалии".
В четвертый раз суд при продлении меры пресечения президенту Ассоциации малого и среднего бизнеса Хайдару Халиуллину принимает сторону следствия. Теперь обвиняемый пробудет под домашним арестом до 4 января следующего года. Ему вменяют хищение и покушение на хищение бюджетных денег из программы "Лизинг-грант" — преступления по ч.3, ч.4 ст. 159 УК РФ ("Мошенничество, совершенное группой лиц по предварительному сговору, в крупном и особо крупном размере").
Основным аргументом здесь вновь стало то, что Халиуллин, будучи, к примеру, под подпиской о невыезде, может скрыться от органов следствия или воздействовать на других подозреваемых и обвиняемых. Среди них в общей сложности 24 человека. Адвокат Халиуллина Павел Мазуренко же продолжает настаивать на плохом состоянии здоровья своего подзащитного и его заинтересованности в окончании расследования.
— Мы услышали стандартный набор фраз со стороны следователя. С моей точки зрения, все это явно нарушает 14 статью УПК о презумпции невиновности. Нет никаких фактических обстоятельств, говорящих о том, что мой подзащитный может скрыться от органов следствия и суда. Это я могу аргументировать тем, что он трижды выезжал во время следствия зарубеж, когда еще не был под домашним арестом, и каждый раз возвращался, — заявил Павел Мазуренко.
Хайдар Халиуллин готов возместить ту сумму, в присвоении которой его обвиняют, но следствие "не дает такой возможности"
Сам Халиуллин своей вины не признает. Следствие вменяет ему 51 эпизод преступлений разной степени тяжести. Все они связаны с программой "Лизинг-грант".
— Я уже устал говорить, что невиновен, ни в каких преступных группах я не участвовал, — сказал он на заседании.
Адвокат обвиняемого уточнил, что несмотря на отрицание своей вины, Хайдар Халиуллин готов возместить ту сумму, в присвоении которой его обвиняют, но следствие "не дает такой возможности". Из материалов дела известны лишь примерные цифры — хищение более 21 млн рублей и покушение на хищение 18 млн рублей.
— Мой подзащитный косвенно виновен в том, что доверился не тем людям, которым нужно было это сделать, к сожалению. Это была его большая ошибка. Но он не виноват с точки зрения уголовного права. Тем не менее, он готов возместить ущерб, принять на себя часть материальной вины, но такой возможности нам предоставлено не было. То есть, фактически мы пока так и не знаем, какую же сумму мы можем возместить, — добавил Павел Мазуренко.
О возбуждении уголовного дела по факту мошенничества и хищения бюджетных денег из программы "Лизинг-грант" стало известно еще в октябре прошлого года. Тогда проверка Управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД Татарстана показала, что часть грантов были выданы незаконно, за так называемые "откаты". Курировала же программу Ассоциация малого и среднего бизнеса республики. После проверки в том же месяце Главное следственное управление Татарстана возбудило уголовное дело. Его ведет следователь Максим Туртыгин.
Сама же программа подразумевает выдачу государственных субсидий бизнесменам на покупку оборудования в лизинг. Сумма таких субсидий зависит от сроков существования фирмы, ее уровня и условий договора лизинга. К примеру, для начинающих предпринимателей субсидии составляют 45 процентов от общей суммы по договору лизинга, для действующих бизнесменов — от 30 процентов и до 50 процентов — для резидентов промышленных площадок муниципального уровня.
Первым задержанным и арестованным по подозрению в мошенничестве с программой "Лизинг-грант" в октябре прошлого года стал экс-руководитель комитета по информационным технологиям Ассоциации МСБ Тимур Аюпов. По версии следствия, он предлагал предпринимателям, обратившимся за грантом, упростить процесс его получения. Официально Аюпов сейчас находится под домашним арестом. Сегодня должно было состояться заседание о продлении его меры пресечения, но документы еще не поступили в суд.
Следом за ним, в январе этого года, сотрудники ГСУ МВД Татарстана задержали жену главы Ассоциации МСБ Марину Халиуллину. По сообщению пресс-службы Вахитовского суда, ее обвиняют в том же, что и Хайдара Халиуллина — хищение и покушение на хищение денег из программы "Лизинг-грант". Следовать Максим Туртыгин отказался объяснять, какую роль она могла выполнять в этом деле.
Он гарантировал, что мы получим грант, но 40 процентов должны будем отдать ему
Марину Халиуллину заключили под стражу 16 января, а спустя две недели перевели под домашний арест. То же ранее произошло с Аюповом, а в апреле и с Хайдаром Хайруллиным. По версии следствия, Халиуллин продвигал интересы Аюпова, будучи членом конкурсной комиссии при Минэкономики Татарстана.
"Idel.Реалии" связались с предпринимателем, который получил такой грант за дополнительные расходы. По его словам, после подачи документов на участие в программе, на него вышел молодой человек по имени Тимур и предложил помощь. Был ли это Тимур Аюпов — неизвестно.
— Я не буду говорить, кто и как нас свел с Тимуром. Его фамилии я, к сожалению, не помню. Собственно, мы встретились, этот молодой человек нам все расписал, объяснил. Он гарантировал, что мы получим грант, но 40 процентов должны будем отдать ему. Мы согласились. Позже выяснилось, что свою долю он берет наличкой, а деньги нам перечислили на расчетный счет. Тогда Тимур предложил помочь их обналичить за дополнительные шесть процентов. А деваться-то некуда. Итого, практически половину денег мы отдали ему, — рассказал предприниматель.
По его словам, он лично не знаком с Хайдаром Халиуллиным и другими фигурантами дела. Связь поддерживали только через одного человека.
— Знаю, что чуть меньше года назад они загремели. Тогда мы решили не продолжать бизнес и все оперативно свернули, — сообщил бизнесмен.
В понедельник на заседании Максим Туртыгин заявил, что в деле остаются неизвестные посредники и участники так называемого преступного сообщества. По его словам, расследование закончится в январе следующего года. В этот же период истекут меры пресечения всех обвиняемых.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Мы говорим о том, о чем другие вынуждены молчать.