Сегодня Арбитражный суд Татарстана рассмотрит сразу два иска Тимер банка о признании недействительными нескольких сделок и возвращению почти пяти миллиардов рублей. "Idel.Реалии" разбирались в претензиях банка.
"ТИМЕР" ЗНАЧИТ "ЖЕЛЕЗНЫЙ"
Новости о Тимер банке появляются регулярно с момента введения моратория в "старшем брате" кредитной организации — Татфондбанке — в декабре прошлого года. В тот же день, 16 декабря 2016 года, Тимер приостановил обслуживание держателей карт кредитной организации "в связи с решением международных платежных систем Visa и MasterCard о приостановлении обслуживания платежных карт через процессинговый центр Татфондбанка". Через несколько дней в банке вводится временное ограничение на выдачу вкладов. В начале этого года в банк вернулось обслуживание карт, но уже 20 февраля Центробанк назначил временную администрацию в лице Агентства по страхованию вкладов.
Связь Тимера и ТФБ образовалась еще в 2014 году, когда первый назывался "БТА-Казань" и попал под санацию второго. До этого активы банка составляли 20,4 млрд рублей, а вклады физлиц — 10,8 млрд рублей. В мае того же года регулятор принимает решение об оздоровлении банка и назначает санаторами АСВ и ООО "Новая нефтехимия" (основной бенефициар Татфондбанка).
Тогда же уставной капитал будущего Тимера снизили до одного рубля и вывели банк из-под контроля казахстанского БТА банка (47,33%) и пяти физлиц (остальные бенефициары). Новые владельцы в 2015 году меняют название на Тимер банк (с татарского "тимер" — "железный").
Спасение кредитной организации обошлось в 12,9 млрд рублей, из которых 9,9 млрд рублей выделило АСВ под 0,51% годовых на десять лет, а три миллиарда рублей направил Татфондбанк ("Новая нефтехимия" выкупила акций на 1,8 млрд, а банк предоставил кредит на 1,2 млрд). Сейчас 100% банка принадлежат "Новой нефтехимии".
ПРЕТЕНЗИЯ К ТАТФОНДБАНКУ
Арбитражный суд Татарстана сегодня начнет рассмотрение иска Тимер банка к Татфондбанку и Татагропромбанку (ТАПБ, еще одна дочка ТФБ — 46,6% банка принадлежит ООО "Новая нефтехимия") о признании недействительными нескольких сделок между банками на 300 млн рублей.
Отметим, что Татфондбанк лишился лицензии 3 марта этого года, 11 апреля признан банкротом. Татагропромбанк лишился лицензии 5 апреля, банкротом стал 22 мая.
В определении Арбитражного суда по иску Тимера сказано, что 29 ноября 2016 года Татагропромбанк перевел на свой счет в Тимер банке двумя платежами 300 млн рублей. В тот же день банк в пользу Татфондбанка в рамках межбанковского кредита также двумя платежами перевел такую же сумму. В иске сказано, что эти сделки прикрывали предоставление Татагропромбанком кредита ТФБ на 300 млн. Тимер просит суд вернуть эти деньги назад ТАПБ.
5 июля прошло предварительное заседание по делу. В качестве третьего лица привлекли Агентство по страхованию вкладов (конкурсный управляющий для ТФБ и ТАПБ, временный — для Тимера). Заявитель на заседании свой иск поддержал, а вот ТАПБ предоставил отзыв, заявив, что считает сделку правомерной. Банк уверен, что она была совершена в порядке обычного ведения деятельности банка, а доказательства Тимера, предоставленные в суд, недостаточны.
Татфондбанк озвучит свою позицию сегодня.
ПРЕТЕНЗИЯ НА 4,5 МЛРД
10 апреля Тимер банк обратился в Арбитраж с иском к ТФБ о признании двух договоров уступки прав требований от 24 октября и 25 ноября прошлого года недействительными и применении последствий недействительности в виде взыскания 2,9 млрд и 1,7 млрд рублей в пользу заявителя.
По этим договорам Тимер получил от Татфондбанка пакет кредитных договоров сразу пяти компаний: "Буинский сахар" (1,7 млрд рублей), "Нэфис Косметикс" (1 млрд рублей), ООО "Роял Тайм Групп" (восемь договоров на сумму 935,5 млн рублей), ООО "Сувар Девелопмент" (четыре договора на 508,2 млн рублей) и ООО "Краснодар Девелопмент" (шесть договоров на сумму 461,4 млн рублей).
Через две недели суд вынес определение, в котором оставил иск без движения — исковое заявление подано с нарушением требований Арбитражного процессуального кодекса РФ (банк не предоставил доказательства направления в адрес ТФБ претензии). После банк исправил это, и суд назначил на 6 июня предварительное заседание.
Сами по себе кредиты этим компаниям оказались не обеспечены залогами, но вместо этого Тимер получил обязательства у пяти компаний под высокий процент — от 14 до 19,4% годовых. Теперь же, по заявлению Тимера, часть компаний не платят ним. В этом, по мнению банка, вина ТФБ, который не передал им кредитное досье на компании, чем препятствовал оценке способности платить по обязательствам. Например, как заявил представитель Тимера Максим Толмачев на одном из заседаний, "Сувар Девелопмент" и "Краснодар Девелопмент" не обслуживают свои кредиты. Отметим, что "Краснодар Девелопмент" на 100% принадлежит "Сувар Девелопмент".
Суд на этом заседании по своей инициативе привлек к участию в деле в качестве третих лиц все пять компаний. Кроме того, судья обязал истца предоставить кредитные договоры, права требования по которым были уступлены по договорам уступки, документальные сведения о заемщиках ООО "Краснодар девелопмент", ООО "Сувар Девелопмент", на основании которых истцом сделан вывод об их невозможности обслуживать кредит, сведения о погашении задолженности по кредиту ООО "Буинский сахар", ООО "Роял Тайм групп", АО "Нэфис Косметикс". Третьи лица должны были на следующее заседание предоставить отзыв на иск и сведения о погашении кредита.
Следующее заседание состоялось 5 июля. На нем Тимер заявил ходатайства об истребовании у Федеральной налоговой службы документы третьих лиц о бухгалтерской отчетности, налоговых правонарушениях, счетах в других кредитных организациях, а также информацию о том, являются ли места их регистрации массовыми, а руководители и участники — массовыми заявителями.
Третьи лица заявили, что эта информация — коммерческая тайна и не имеет отношения к сути дела. Суд же не усмотрел мотивировки в действиях Тимера и отказал в ходатайствах.
Следующее заседание по делу состоится сегодня.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Говорим то, о чем другие вынуждены молчать.