Ссылки для упрощенного доступа

"У нас светскость в школах какая-то христианская"


Динара Шабаева
Динара Шабаева

Не только в мордовском Белозерье запрещают носить платки в школах. Но если в татарском селе пытались ограничить в этом учителей, то в Саранске, столице республики, добрались с этим и до детей. "Idel.Реалии" встретились с Динарой Шабаевой — матерью пятиклассницы, которая носит платок, — и поговорили об истории противостояния, причинах такого отношения со стороны школы желании решить проблему.

— Наши проблемы начали еще в 2014 году, когда правительство Мордовии издало постановление о типовых требованиях к школьной одежде. В нем говорилось, что школу нельзя посещать в головных уборах и платках. После этого на нас началось давление.

В 2014 году у нас было больше семей — 20-25. Мы тогда ходили по судам, много всего было. Забегая вперед скажу, что все суды мы проиграли. Но несмотря на это, давление прекратилось — дети смогли спокойно ходить в платках в школу. Мы тоже успокоились, подумав, что постановление просто не применяется в полной мере.

Снять платок или перейти на домашнее обучение

В 2017 году после новогодних каникул звонит учитель и говорит, что директор срочно вызывает нас к себе. Я спросила в чем дело, нам сказали, что директора сам все объяснит. Когда мы к нему пришли, спросили: "По платкам опять?". Он сказал: "Да, опять началось давление". Пояснил, что от них очень требуют, чтобы проблема разрешилась. Он предложил нам снять платок или перейти на домашнее обучение. С нами он общается не первый год и понимает, что платок мы не снимем, поэтому убеждал нас перейти на домашнее. Дал нам время подумать и пообещал, что домашнее образование будет хорошим — учителя будут приходить к ребенку и консультировать. Много чего хорошего нам пообещал.

Мы не оставляем им выбора — мы проблемные для школы

Я директору сразу сказала, что домашнее образование — это не выход. Ребенок только перешел в пятый класс, новые предметы и очень тяжело будет усваивать их, находясь дома. Директор дал время подумать, потом мы снова встретились. На столе у директора я увидела папки с именами моих детей — у меня еще одна дочь учится в этой же школе, в третьем классе. Она ходит без платка, но она пока еще маленькая. Я спросила у него, что это за папки, он сказал, что они о переводе моих детей в другую школу. Я спросила, на каком основании они хотят это сделать. Он заявил, что мы не оставляем им выбора — мы проблемные для школы, а его из-за нас постоянно отчитывают. Якобы школа постоянно страдает из-за того, что мы носим платки. Мне было это очень неприятно — дети у меня положительные, неконфликтные, хорошо учатся. Мы попрощались с директором на том, что он снова дал нам время подумать.

После второй встречи я позвонила родителям детей из других школ. Они сказали, что у них еще до Нового года это началось — всем директора предлагают уйти на домашнее обучение. У некоторых семей девочки учатся в 9 и 11 классах и им надо готовиться к экзаменам. Они попросили директоров "потерпеть" их до экзаменов и дать закончить школу. Но директора стали угрожать и говорить, что хороших оценок они могут не ждать. Все эти дети — очень положительные, у них хорошие оценки, они участвуют в олимпиадах. Гордость школы.

Писали на имя президента и премьер-министра, писали Рамзану Кадырову, другим религиозным деятелям

Проблема набрала обороты и мы встретились с адвокатами. Мы поняли, что проблему на местном уровне нам не решить — суд проигран, а постановление никто не отменял. Мы решили обратиться к федеральной власти: писали на имя президента и премьер-министра, писали Рамзану Кадырову, другим религиозным деятелям. После всех этих собраний у нас начались педсоветы в школах.

Директор пообещал, что педсовет у нас пройдет в "семейной" обстановке и в узком круге. Я, ничего не подозревая, пришла в школу, думая, что там будет человек пять, а сидело 15. Кто они — я не знаю. У меня было ощущение, что я кролик, которого запустили в клетку к волкам. Чувствовался негатив.

Мы пояснили, что на домашнее обучение мы не уйдем, что платок снимать тоже не будем — ребенку не комфортно это делать. Завуч сидела ко мне спиной и сказала потом, что это было ее ошибкой — взять нас в школу. Теперь якобы на всех собраниях их из-за нас отчитывают. Педсовет длился час-полтора. Я уже не помню всего, что там говорили.

Я уважаю твою религию и снимаю перед тобой, в знак уважения, свой нательный крест. Давай, ты тоже в знак уважения ко мне, снимешь свой платок

После него директор нас больше не вызывал, но с моим ребенком беседовал классный руководитель. Она ее позвала после уроков. "Аиша, я уважаю твою религию и снимаю перед тобой, в знак уважения, свой нательный крест. Давай, ты тоже в знак уважения ко мне, снимешь свой платок", — пересказала мне слова учителя потом дочь. Она в свою очередь сказала, что ей тяжело снять платок, потому что она себя и все вокруг привыкли ее видеть такой. Эти беседы продолжались.

Дети в школе хорошо относятся к тому, что моя дочь ходит в платке. Она даже рассказывала, что дети хотели ее поддержать, после того, как на нас началось давление, и прийти в платках все, даже мальчики.

Запрет мусульманских платков в российской школе? Вся суть конфликта в Мордовии - за 2,5 минуты.
пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:02:23 0:00

В один из дней Аиша пришла домой и спросила меня о том, что творится в Сирии. Я поинтересовалась у нее, почему ей стало это интересно. Она объяснила, что классный руководитель оставила ее после учебы и сказала: "У вашей религии есть отрицательная сторона — твоя мама может взять и сказать тебе, что вам надо ехать в Сирию и вы сядете и поедете туда", — рассказала она. Мы с мужем не выдержали тогда и пошли разговаривать с учителем. Спросили у нее, понимает ли она, что сказала одиннадцатилетнему ребенку. Она извинялась, постоянно просит прощения и по сей день. Сказала, что у нее не выдержали нервы, что по телевидению мусульман показывают как представителей воинствующей религии, что директор постоянно отчитывает.

Комиссия по делам несовершенолетних понимает, что мы не снимем платки, но поинтересовалась, что мы будем делать дальше

Мы попытались объяснить ей, что такие решения судов и реакция со стороны школы приводят только к межнациональной и межрелигиозной вражде, что выставляют нас постоянно как угрозу. Это уже не борьба против платков, это борьба против религии. Она выслушала, согласилась и пообещала сказать директору, что больше не играет в эти игры.

После этой беседы прошло больше недели и нам пришло письмо. В нем говорилось, что нас приглашают на комиссию по делам несовершеннолетних. Нас две семьи, у остальных уже прошли эти комиссии. Члены комиссии были с нами довольно приветливы. Они понимали, что мы не снимем платки, но поинтересовались, что мы будем делать дальше. Мы пояснили, что ждем реакции федеральных властей, которые внесут какие-то поправки и решат проблему. По сей день мы находимся в подвешенном состоянии, потому что мы не знаем какое решение будет.

В школах есть иконы, к ним приезжают иногда священнослужители на Первое сентября и освящают праздник

Другие семьи прошли через такое же. Но отчислить детей из школы не могут — это будет нонсенс! Они не рискуют ничего такого делать. Мы все, нас 12 семей, просто ждем, что будет дальше. На данный момент хотя бы прекратилось давление. Дети просто постоянно находились под давлением, переживали, что директор или классный руководитель опять вызовет к себе.

У властей, наверно, есть какая-то параллель между нами и Белозерьем. У них же какая позиция — если вы носите платки, значит у вас какая-то другая идеология. В школах это объясняют тем, что все должно быть по канонам светского образования — у детей не должно быть никаких различий. С другой стороны, в школах есть иконы, к ним приезжают иногда священнослужители на Первое сентября и освящают праздник. То есть это можно, а когда мы носим какой-то кусок тряпки на голове, то это уже недопустимо? В больницах тоже есть модельные комнаты, приходят священники, женщин от абортов отговаривают. Получается, что у нас светскость в школах какая-то христианская, – рассказала нам мама пятиклассницы Аиши.

  • В конце прошлого года в Белозерскую школу пришел новый директор, который на второй день после начала работы выпустил приказ, запрещающий ношение хиджаба в школе всем учителям. Это вызвало недовольство со стороны учителей-мусульманок, которых в школе большинство. Они отказались исполнять приказ и в начале января рассказали СМИ, что директор заставляет их под страхом увольнения и преследования правоохранительных органов снять хиджабы.
  • В начале февраля иск от 13 учителей школы поступил в Ромодановский суд Мордовии. В нем они просили отменить приказ, признать действия директора незаконными, восстановить их в правах и компенсировать моральный вред — по пять тысяч рублей на каждого истца.
  • 20 февраля на предварительном заседании директор школы не явилась в суд, а вместо себя прислала отзыв и заявление о рассмотрении дела в ее отсутствии. Также были предоставлены документы, отменяющие приказы о запрете ношения платков учителями школы и об отмене взысканий в отношении этих учителей. Стороны пытались разрешить конфликт в суде мировым соглашением, но так и не смогли достичь компромисса.
  • 28 марта Ромодановский районный суд отказал в удовлетворении исковых требований учителей Белозерской средней школы.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и первыми узнавайте главные новости.​

Обязательно посмотрите и это!

XS
SM
MD
LG