В Нефтекамском городском суде в понедельник прошел допрос полицейских, обвиняемых в пытках местного жителя Венера Мардамшина.
Напомним, что в Нефтекамском горсуде с ноября 2017 года слушается дело по обвинению начальника отдела уголовного розыска полиции Нефтекамска Ильвира Сагитова и его подчиненного, старшего оперуполномоченного отделения по раскрытию преступлений против собственности отдела уголовного розыска Радима Хайруллина в пытках Мардамшина. Как заявил потерпевший органам следствия, 10 ноября 2016 года он был без всяких оснований задержан сотрудниками полиции, доставлен в опорный пункт на улице Трактовой, где от него потребовали признаться в похищении местной предпринимательницы Насыровой. Когда Мардамшин отказался это сделать, его начали избивать, применяя дубинки и электрошокер. Тем не менее, добиться от него признания полицейским не удалось и на следующий день они его отпустили, взяв с него расписку, что он претензий к сотрудникам полиции не имеет. В больнице, куда Мардамшин сразу же обратился за медицинской помощью, врачи зафиксировали многочисленные травмы и ушибы на поверхности тела и внутренних органов, множественные кровоподтеки, ожоги на ногах от электрошокера и другие повреждения. Заявление о пытках было направлено Мардамшиным и его супругой в местный отдел Следственного управления СКР по Башкортостану. После пребывания в больнице Мардамшин с женой отправился на лечение в один из санаториев в Оренбургской области, однако, долечиться там не смог — 20 декабря 2016 года он был вновь задержан полицейской опергруппой, этапирован в Нефтекамск и заключен под стражу.
После вмешательства в ситуацию Комитета против пыток и огласки происходящего в СМИ Мардамшин был освобожден, а против пытавших его сотрудников полиции Хайруллина следственным управлением СКР по Башкортостану было возбуждено уголовное дело по пп. "а, б" ч. 3 ст. 286 УК РФ ("Превышение должностных полномочий с применением насилия и специальных средств"). Сагитов был арестован, у Хайруллина была отобрана подписка о невыезде.
С декабря 2017 года в суде начался допрос свидетелей защиты, который продолжался вплоть до апреля нынешнего года. Как сообщил "Idel.Реалиям" руководитель республиканского отделения Комитета против пыток Евгений Литвинов, представляющий интересы Венера Мардамшина в суде, за восемь заседаний были оглашены показания около 40 таких свидетелей, большинство из которых являлись сотрудниками полиции, а также друзья Ильвира Сагитова. "Полицейские заявляли о том, что не видели Мардамшина, ничего не знают о его задержании и пытках, а Сагитов был все время у них на глазах, на рабочем месте. Друг Сагитова заявил, что они провели вместе весь вечер и часть ночи 10 ноября у него дома, празднуя день полиции", — рассказал Литвинов.
В понедельник 7 мая суд начался с небольшого сюрприза — на заседание явился прокурор Нефтекамска Андрей Надежкин и потребовал отвода судьи Ибрагима Даутова, ведущего процесс, заявив, что суд "лично заинтересован в исходе уголовного дела". По мнению прокуратуры, суд безосновательно принял в качестве доказательств полученную от компании "Мегафон" детализацию звонков по мобильным телефонам полицейских 10 ноября 2016 года. Прокурор указал, что ответ от "Мегафона" был получен оперуполномоченным отдела полиции Гараевым, а доставлен был в суд исполняющим обязанности начальника отдела угрозыска Талиповым лишь спустя неделю и "без приложений к нему в распечатанном виде детализации телефонных соединений, что ставит под сомнение действия Талипова, который пытается помешать установлению истины по делу".
Защитники подсудимых и они сами отвод судьи не поддержали.
— Обвинение прекрасно понимает, что дело развалилось и пытается таким образом надавить на судью, чтобы избежать оправдательного приговора, — заявил адвокат Алексей Зеликман, защищающий главного подсудимого, Ильвира Сагитова.
Судья, в итоге, отвод себе не принял.
В ходе допроса Ильвир Сагитов заявил, что еще в 2008 году он раскрыл совершенную Венером Мардамшиным "кражу оружия", после чего защита Сагитова потребовала приобщить приговор по этому делу к материалам нынешнего процесса. По утверждению Сагитова, все обвинения в отношение него со стороны Мардамшина являются местью. "Он говорил мне, что не простит этого и отомстит", — добавил полицейский. Сагитов также заявил, что 10 ноября 2016 года он, не давал задания задержать Мардамшина и доставить его в опорный пункт, не требовал от него признаться в похищении предпринимательницы, не избивал его и вообще не видел его в тот день. По словам полицейского, к ним в те дни поступила "непроверенная информация" о том, что Мардамшина, якобы, избили конкуренты по игорному бизнесу. Сагитов также отрицал, что он, во время посещения им Мардамшина в больнице, требовал от него забрать заявление в следственный комитет и угрожал ему.
Сходных показаний придерживался и подсудимый Радим Хайруллин, утверждавший, что обвинения в его адрес со стороны Мардамшина являются местью за то, что полицейский принял участие в его задержании 20 декабря 2016 года в оренбургском санатории.
— Ничего удивительного в заявлениях подсудимых нет, их доводы о какой-то мести им со стороны Мардамшина — обычный способ защиты в таких случаях, — прокомментировал итоги допроса подсудимых Евгений Литвинов. — То, что они будут отрицать любое свое участие в избиении Мардамшина, говоря, что даже не видели его в тот день, нам также было изначально ясно, еще из показаний свидетелей защиты. У нас на этот счет есть свое мнение, его мы изложим в прениях и прольем свет на то, кто именно пытается исказить картину произошедшего.
21 мая суд должен перейти к прениям и заслушиванию последнего слова подсудимых, после чего состоится вынесение приговора.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Мы говорим о том, о чем другие вынуждены молчать.