23-25 октября в Саранске пройдёт Съезд мордовского народа по теме "Мордовский (мокшанский и эрзянский) народ в едином культурном коде многонациональной России". Ранее в своем третьем Заключении Консультативный комитет рамочной конвенции о защите национальных меньшинств Совета Европы выражал обеспокоенность по поводу усилий властей объединить носителей мокшанского и эрзянского языков в одну категорию "мордва". Эти усилия имеют "успех" — результаты переписи действительно свидетельствуют о значительном увеличении числа лиц, идентифицирующих себя как "мордва". И наоборот, например, за период с 2002 по 2010 годы численность назвавших себя этнонимом мокша сократилась в 10 раз. О различных этнических группах, проживающих в Мордовии — в обзоре "Idel.Реалии".
Если обратиться к последним переписям, то можно усмотреть определенные тенденции. Так, в 2002 году в РФ проживало свыше 843 тыс. представителей мордовских групп, из них более 84 тыс. идентифицировало себя эрзянами и свыше 49 тыс. — мокшанами. Из свыше 843 тыс. человек родным (либо эрзянским, либо мокшанским) владело около 614 тыс.
В 2010 году картина значительно изменилась. Во-первых, совокупное количество представителей мордовских групп сократилось до 744 тыс., то есть на почти 100 тыс. человек. Из "мордвы" эрзянами себя идентифицировало свыше 57 тыс., а мокшанами — более 4 тыс. человек. При этом в графе "язык" мордовский, эрзянский и мокшанский уже указаны как отдельные языки. Мордовским владело свыше 392 тыс. человек, мокшанским — свыше 2 тыс. человек, эрзянским — более 36 тыс. человек. Таким образом, уже свыше 312 тыс. представителей "мордвы" не владело родным языком.
Между последними переписями сокращалось как количество представителей упомянутых групп, так и число носителей эрзянского, мокшанского или "мордовского".
ЭРЗЯНЕ, МОКШАНЕ ИЛИ МОРДВА?
Корреспондент "Idel.Реалии" обратился к профессору МГУ им. Н.П. Огарёва Владимиру Абрамову. Он считает, что мордовский народ известен как единый под своим настоящим именем с IV века н.э.
— Термины "эрзя" и "мокша" появляются лишь с XIII в. и связаны с наличием в "Мордовской земле" (по русским летописям) княжеств с центрами Эрземазы (Эрзя) и Мокша. Было еще третье княжество с центром в Мещере (по-русски Мещерский городок). То есть этимологически они идентичны терминам владимирцы, рязанцы, новгородцы и т.п. Во всех переписях до 2002 г. мордвины выступали под одним именем неопределенной архаичной формы "мордва", — отмечает ученый.
Ученый утверждает, что нет никаких научных оснований считать их разными народами
При этом Абрамов указывает на то, что между эрзя и мокшей, шокшей (необрусевшая часть мещеры), терюханами и каратаями (субэтносы и этнографические группы мордвы) имеются различия в оформлении одежды, в языке.
Ученый утверждает, что нет никаких научных оснований считать их разными народами.
— Все крупные мордовские ученые, писатели, деятели культуры в этом однозначны, — констатирует он.
Профессор также добавляет, что терюхане сильно обрусели, а каратаи несколько отатарились, но "они тоже считают себя частью мордовского народа".
По словам профессора, посылы о раздельности мордовских групп исходят от отдельных общественников.
Меркушкин собрал свою команду преимущественно из мокшан со всеми вытекающими отсюда последствиями (льготы, квартиры и прочее). Обиженная часть эрзянского населения образовала группу "Фонд спасения эрзянского языка" и через газету "Эрзянь Мастор" стала вести пропаганду о том, что эрзя и мокша — это совершенно разные народы
— С началом активизации национальных движений в конце 1980-х — начале 1990- гг. определенные силы стали действовать по известному принципу "разделяй и властвуй" и провоцировать определенные группы мордвы на раскол. Этому способствовало то обстоятельство, что в результате национального движения к власти в Мордовии пришел мокшанин Меркушкин, собравший свою команду преимущественно из мокшан со всеми вытекающими отсюда последствиями (льготы, квартиры и прочее). Обиженная часть эрзянского населения образовала группу "Фонд спасения эрзянского языка" и через газету "Эрзянь Мастор" стала вести пропаганду о том, что эрзя и мокша — это совершенно разные народы и им необходимо расколоться, — считает Абрамов.
Он также говорит о том, что этот вопрос общественники поднимают на каждом съезде мордовского народа и неизменно терпят поражение.
— На I съезде из 628 делегатов за раскол высказались 35 чел., на II-м из 290 — 19 и т.д.). Однако, они не успокаиваются и собирают свои съезды, проводят свои (эрзянские) праздники и чиновники Мордовии (как правило русские по национальности) их в этом поддерживают (финансируют и прочее). Впервые разделение между эрзянами и мокшанами в Мордовии власти провели по переписи 2002 г. вполне с благой целью: прикинуть примерно количество учебников и других книг необходимых для школ с преимущественно мокшанским или эрзянским населением. Раскольники теперь козыряют этой цифрой, а их читатели не всегда могут в ней разобраться, — отмечает он.
Из-за большой территории проживания мордовских племен между ними стали накапливаться диалектные различия. Позднее эти различия стали усиливаться из-за дисперсного проживания мордвы в русском (преимущественно) этническом пространстве
По мнению специалистов, продолжает Абрамов, до середины I тысячелетия н.э. функционировал единый мордовский язык, как намного ранее единый финно-угорский.
— Затем из-за большой территории проживания мордовских племен между ними стали накапливаться диалектные различия. Позднее эти различия стали усиливаться из-за дисперсного проживания мордвы в русском (преимущественно) этническом пространстве, — утверждает Абрамов.
По словам профессора, к началу ХХ в. ученые определяли в едином мордовском языке наличие двух наречий (эрзянского и мокшанского) и в них 15 диалектов.
— Когда встал вопрос о создании Мордовской автономии (конец 1920-х гг.), то начались дискуссии о пути создания мордовского литературного языка и он стал создаваться как единый язык по примеру тех же татар, удмуртов, чувашей и др. Однако в 1937-1938 гг. все филологи, выступавшие и разрабатывающие единый язык были репрессированы по обвинению в буржуазном национализме и стремлении передать мордву под протекторат Финляндии. В 1956 г. все они были реабилитированы, но дело было сделано. Третья языковая конференция (1938 г.) под прямым принуждением парторганов постановила создавать два языка с синтаксисом максимально приближенным к русскому языку. Этим занялись эрзянин Коляденков и мокшанин Потапкин, — утверждает ученый.
По словам Абрамова, с тех пор филологические факультеты выпустили тысячи "специалистов по искусственным литературным эрзя и мокша языкам".
— Далекие от разговорной речи, они не стали средством консолидации мордовского народа. Использующие их газеты и журналы мало кто читает. Естественно, что обучаемые на них в школах эрзяне и мокшане, живущие в разных концах мордовского ареала, не понимают друг друга. Понимают лишь те, кто живет недалеко друг от друга и пользуется разговорной речью, — признается он.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Эрзянский старейшина назвал эстонский путь ориентиром для своего народаЭРЗЯНСКИЙ СТАРЕЙШИНА ДУМАЕТ ИНАЧЕ
Эрзянский Инязор (главный старейшина) Сыресь Боляень, недавно избранный на эту должность, отмечает, что власть стремится создать общемордовскую идентичность.
"Единый мордовский язык" и "великая мордовская нация" оказались мертворожденными, но деньги на это были потрачены немалые
— Традиции переназывать и небрежно смешивать два разных народа — еще из дореволюционной России. К этому вернулась и большевики, когда в 1928 году Эрзяно–Мокшанский округ переименовали в "Мордовский". Российская Федерация унаследовала старый подход, несмотря на требования эрзянского национального движения еще в бытность в стране демократического строя. В 2004 году в Республике Мордовия стартовало "создание единого мордовского языка" — ЕМЯ. Так называемая "мордовская политическая элита", имея в распоряжении все возможные ресурсы, приступила к созданию "великой мордовской нации", — сетует общественник.
Он также добавляет, что "единый мордовский язык" и "великая мордовская нация" оказались мертворожденными, но деньги, по его словам, на это были потрачены немалые.
— Для чего все это делалось? В любом проекте, как правило, есть две цели. Декларируемую, мы уже знаем. А действительная, настоящая цель, мне видится в окончательном уничтожении и эрзянского, и мокшанского языков, как следствие, и народов. Создать искусственный общий язык оказалось не по силам. Свою роль сыграл и отчаянный протест эрзян: "Фонда спасения эрзянского языка", газеты "Эрзянь Мастор", немногочленных, но активных групп в интернете. Примеров сопротивления мокшан я не знаю, — признается главный эрзянский старейшина.
Сыресь Боляень настаивает на том, что эрзя и мокша являются родственными, но разными народами с разными языками. По его словам, языки у них настолько отличаются, что между собой представители двух групп вынуждены общаться на русском.
"Вопросось канешна глубокой и содержательной". Вы поняли? Поздравляю, вы знаете "мордовский"!
— Это два разных финно-угорских народа, каждый со своей историей, языком и культурой. При условии, что эрзя и мокша не знают общего, например, русского языка, понимать они друг друга не будут. Заблуждение о якобы двух диалектах единого языка вызвано тем, что и эрзяне, и мокшане сегодня используют бесчисленное количество русских слов, русизмов. "Вопросось канешна глубокой и содержательной". Вы поняли? Поздравляю, вы знаете "мордовский"! — приводит пример общественник.
Именно этим главный эрзянский старейшина объясняет то, почему власти так охотно создают "мордовский" народ. В силу интенсивного использования русского в общении между собой темпы языковой ассимиляции только растут.
Одновременно с этим, как признается Боляень, государство искусно играет с двумя группами, предоставляя одним преференции.
В последнее время ощущается явное доминирование мокшан во власти
— Это старое имперское правило. Явных примеров натравливания народов друг на друга я привести не могу. Однако в последнее время ощущается явное доминирование мокшан во власти. Это можно объяснить тем, что Меркушкин, мокшанин, будучи главой Мордовии, привел в государственные структуры и бизнес, большое количество своих родственников и близких. Сегодня ситуация сохраняется и, например, Волков, сегодняшний глава, хотя и русский, но представитель мокшанского Краснослободского района Мордовии, — отмечает он.
Эрзянский старейшина не знает, какова сегодня реальная доля эрзян и мокшан в огромном количестве тех, кого в ходе последней переписи обозначили как "мордву".
— Боюсь, что никто этого сегодня сказать не может. По мнению некоторых эрзянских старейшин, на сегодня насчитывается около четырёхсот тысяч эрзян, а мокшан — в два-три раза меньше. Это в РФ. В Мордовии эрзян и мокшан примерно поровну. Дело в том, что при проведении переписи населения в 2010 году, власть грубо вмешивалась в процесс национальной идентификации. Эрзян заставляли записываться "мордвой", в то время, как мокшане делали это, как правило, добровольно. По итогам переписи "мордва" оказалась самым многочисленным финно-угорским этносом: 744 тысячи граждан были записаны в качестве "мордвы". Половина из них жила за пределами Мордовии, — резюмирует общественник.
На то, что власти продвигают "мордовскую" идентичность указывает не только Боляень. Власти Мордовии и исполком совета Межрегионального движения мордовского (мокшанского и эрзянского) народа ранее требовали от Инфоцентра FINUGOR отказаться от указания эрзи и мокши в качестве отдельных финно-угорских народов и объединить их в мордву. Редакция Инфоцентра FINUGOR тогда не согласилась с требованием.
Помимо неразберихи с количеством представителей тех или иных групп, существует проблема с учетом численности учеников, выбравших тот или иной язык в качестве родного.
В прошлом году "Idel.Реалии" направляли в министерство образования Мордовии запрос, чтобы понять, сколько учеников выбрали в качестве родного тот или иной язык, однако ведомство не смогло предоставить статистику по ученикам. В Минобре республики лишь сообщили, что "государственный язык республики (мордовский (мокшанский, эрзянский)) изучается за счет часов учебного плана в части, формируемой участниками образовательных отношений, на основе заявления родителей" и что в 2018-2019 учебном году в школах республики обучается 71 384 ученика.
По данным Всероссийской переписи населения 2010 года, 53,36% населения Мордовии составляют русские, 40,06% — мордва (эрзя и мокша), 5,22% — татары, 0,38% — украинцы. По данным Росстата, в 2018 году в республике проживает 805 тысяч человек.
Бойтесь равнодушия — оно убивает. Подписывайтесь на наш канал в Telegram.