Жители райцентра в Татарстане нашли способ не самооблажаться, отмечает колумнист "Idel.Реалии" Марина Юдкевич и предлагает объяснение, почему в республике привился этот термин.
Татарстанский райцентр Верхний Услон является родиной термина "самооблажались".
Его жителям выпало быть первопроходцами: первый в Татарстане и один из первых в России референдумов (согласны ли вы на введение самообложения каждого совершеннолетнего жителя — ДА, НЕТ, нужное "да" подчеркнуть) состоялся здесь в августе 2006-го, за семь лет до повсеместного внедрения этой практики в республике. Со всеми вытекающими.
Первым вытекающим был большой политический успех этой премьеры: власти отрапортовали о дружной поддержке населением идеи самостоятельно обложиться дополнительным налогом на нужды "местного благоустройства"…
А вторым — штрафы, массово выписанные этому населению, когда оказалось, что оное население отчего-то не хочет платить дополнительный налог, за введение которого оно же так дружно голосовало.
Этот загадочный парадокс в дальнейшем так исправно воспроизводился и в других населенных пунктах Татарстана (по официальным данным, "добровольный налог" не платили до 93 процентов сельчан), что стало ясно: самооблажалась в итоге не столько публика, сколько сама власть. А уж последняя этого терпеть никак не хотела.
И правительство Татарстана внесло было законопроект о наказании за неисполнение решений местных референдумов штрафами в размере 1-2,5 тыс. рублей… Но дело было в 2016-м, на носу были выборы в Госдуму РФ, и стало быть, неподходящий момент для того, чтобы сельский — самый дисциплинированный — электорат брать за кошелек столь болезненно.
(Законопроект тогда отложили на неопределенное время, что совершенно не мешало властям на местах принимать энергичные меры по взысканию самообложенческой "недоимки". Правда, есть примеры, когда на сторону жителей вставал суд.)
…Однако вернемся к первопроходцам — жителям Верхнего Услона. На этот раз там 17 ноября в ходе очередного референдума о самообложении можно было наблюдать переход количества опытов в качество решения. Учитывая количество прошедших здесь аналогичных опытов, верхнеуслонцы наконец убедились, что как ни голосуй, а деньги сдавать всё равно обяжут — и просто не пошли голосовать. Чем и предотвратили изъятие из кошелька каждого совершеннолетнего жителя Верхнего Услона по 400 руб. на постройку дороги к местному кладбищу: за недостижением минимальной 50-процентной явки властям и пришлось признавать референдум не состоявшимся.
Правда, власти готовы на эту враждебную выходку дать симметричный ответ в виде очередного отказа построить указанную дорогу за счет бюджета. И пускай это население ползет на кладбище, как знает.
И — да, существенно увеличится вероятность попасть-таки с помощью власти на кладбище
А вот в райцентре Черемшан явка на референдум чуть перевалила за 50 процентов, да ещё и чуть больше 50 процентов из явившихся, по данным ЦИК РТ, согласились самообложиться на сумму 1000 рублей для "решения вопросов местного значения". Так что вот у черемшанцев, судя по перечню этих вопросов, будут-таки основания ожидать, что в райцентре появятся тротуары, что улицы и школы там будут освещаться, а летом — ещё и убираться… И — да, существенно увеличится вероятность попасть-таки с помощью власти на кладбище. (Особенно — учитывая сумму, которая ради всего этого будет изъята из личного бюджета каждого взрослого жителя.)
В 52-х других муниципалитетах, где до конца этого года также запланированы референдумы по самообложению — обширнейший перечень задач, выполнение которых только и возможно, что за счет местных жителей.
Это установка уличных фонарей (с последующей бессрочной оплатой питающего их электричества) и строительство дорог (с последующим их содержанием и расходами на "контроль за сохранностью"), организация парковочных мест (с тем, чтобы затем сделать их платными) и проведение в населенных пунктах электричества и канализации, устройство площадок для бытовых и коммунальных отходов и приобретение жизненно необходимых населению "малых архитектурных форм"… И, само собой, кладбища.
Тут у некоторых может, конечно, возникнуть вопрос: а что, в татарстанских районах вообще что-то делается для жителей за счет казны (которую, кстати, жители же и наполняют своим подоходным налогом, составляющим главную часть доходов любого муниципалитета)?…
Ну как же, а парки и скверы-то?! Это-то объекты просто жизненно необходимые, и особенно — в отсутствие канализации.
И — ну на сколько там жители этих мелких муниципалитетов самооблагаются-то?! За этот год по всей республике удалось собрать чуть более 250 миллионов…. Это ж всего-то тринадцатая часть от более чем трехмиллиардных бюджетных расходов на парки и скверы!
Вот если бы можно было так: на дороги, водопроводы, освещение улиц и школ, и на достойные кладбища и дороги к ним — те бюджетные миллиарды, а на парки — уж кто сколько даст… Можно-то можно, да никак нельзя. Региональная гордость не позволяет.
…Вообще-то самообложение граждан — явление в практике развитых стран вполне обыкновенное, ибо средств бюджета всегда не хватает на всё, чего гражданам хочется (плюс, само собой, закон возрастания потребностей).
Но чтобы не только результаты референдума о самообложении демонстрировали согласие граждан платить, а граждане и в самом деле платили этот добровольный налог — необходимо одно условие.
Учитывая, что такой референдум — единственный вид голосования, непосредственное влияние которого на собственный кошелек очевидно и тем, кто совсем не задумывается о последствиях своего выбора, скажем, депутатов любого уровня, — люди должны верить, что это голосование действительно честное, а сданные ими деньги власти не заныкают по карманным фирмёшкам. У нас же дефицит такой веры куда больше бюджетного дефицита…
В общем, власти только и остается, что привычно жаловаться на "недоимку" как проявление несознательности районного населения, усиленно публикуя в "Татар-информе" картинки дорог, недостроенных по причине этой несознательности…
…либо потому, что это население совсем обеднело…
…либо потому, что это население никак не может взять в толк: почему все-таки пляж с подогревом в Болгаре и горнолыжный курорт в равнинном Актаныше необходимо строить на деньги гос- или муниципальной казны, а дорогу, чтобы в деревню могла проехать скорая помощь — на деньги самообложения?..
Your browser doesn’t support HTML5
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в рубрике "Мнения", может не совпадать с позицией редакции.
Бойтесь равнодушия — оно убивает. Хотите сообщить новость или связаться нами? Пишите нам в WhatsApp. А еще подписывайтесь на наш канал в Telegram.