"Запретный плод сладок"

Нафис Кашапов (с флагом Татарстана) на митинге в Варшаве. Апрель 2022 года.

Практически все представители национально-освободительных и регионалистских организаций с энтузиазмом восприняли опубликованный 25 июля Минюстом России список "структурных подразделений" несуществующего "Антироссийского сепаратистского движения". По их мнению, Кремль продемонстрировал свой страх и сделал этим организациям хорошую рекламу. Собеседники "Idel.Реалии" расценивают это как знак "скорого краха" путинского режима, но вместе с тем отмечают, что "ставки стали ещё выше", и просят своих сторонников внутри России не забывать о новых рисках.

"Idel.Реалии" уже рассказывали, что 25 июля российский Минюст обновил у себя на сайте список "экстремистских организаций". Теперь под номером 109 там значится "Международное общественное движение по разрушению многонационального единства и территориальной целостности России "Антироссийское сепаратистское движение", у которого якобы насчитывается 55 "структурных подразделений". Организации, отнесённые Минюстом к "структурным подразделениям", действительно существуют, некоторые из них даже сотрудничают друг с другом — но никакого единого центра у них нет.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Прекрасная пост-Россия будущего: антиимперская коалиция в Вильнюсе подписала Прокламацию Добрососедства

Сотрудничающий с правозащитным проектом "Поддержка политзаключённых. Мемориал" адвокат Андрей Федорков считает, что объединение в рамках несуществующей организации всех этих движений позволили Минюсту РФ сократить бумажную волокиту. В противном случае, отмечает он, чиновники вынуждены бы были обращаться в суд по каждой из организаций отдельно.

При этом Федорков не исключает, что исполнителей подвели их низкая квалификация и слабое знание предмета. Так, в список попала организация, вовсе не имеющая отношения к национально-освободительной или регионалистской повестке — НКО Free Russia Foundation (Фонд "Свободная Россия").

Ряд организаций из "списка пятидесяти пяти" представляет — полностью или отчасти — регионы, входящие в Приволжский федеральный округ. Это:

  1. Комитет Башкирского национального движения за рубежом;
  2. Общественное движение "Свободный Идель-Урал";
  3. Независимое правительство Татарстана (в изгнании);
  4. Башкирский национальный политический центр;
  5. Мокшанский Национальный Комитет (Комитет представителей народа Мокша в эмиграции);
  6. НПО "Финно-Угрия" (Таллинн);
  7. URALIC Keskus MTÜ (URALIC Centre of Indigenous Peoples, MTÜ Polistrahvaste Arengu Keskus, "Центр "Uralic", "Центр развития коренных народов") (Эстония);
  8. Освободительное движение "Свободная Удмуртия";
  9. "Лига свободных наций";
  10. Дипломатический Совет Чувашии, Волжской Булгарии.

Представители "списка пятидесяти пяти" восприняли известие о том, что они теперь — члены несуществующего "Антироссийского сепаратистского движения", с энтузиазмом и иронией.

— Это — бессильная ярость Кремля, которая для нас — большой плюс. У них уже окончательно крыша поехала, они от злости не знают, что ещё сделать. Собрав в один список 55 организаций, они таким путём ещё больше объединяют всю антиимперскую оппозицию, — сказал Нафис Кашапов, позиционирующий себя в качестве члена "правительства независимого Татарстана в изгнании".

По его мнению, нарастающие снаружи и изнутри проблемы заставляют Кремль предпринимать бессмысленные шаги, которые больше напоминают агонию.

— Когда петуха режут — а у него лапы дёргаются. Назначая новых официальных врагов, они сами ещё больше всё разрушают. Недавно [директор ФСБ Александр] Бортников официально заявил, что Россию хотят развалить. Я сразу брату позвонил (брат-близнец Нафиса Кашапова Рафис Кашапов тоже представляет организацию, которую они позиционируют как "правительство независимого Татарстана в изгнании", он получил политическое убежище в Великобритании — "Idel.Реалии"): "Бортников нас хаит!" Дурак, молчал бы лучше — меньше шансов, что о нас бы так много народу узнало, — смеётся Нафис Кашапов.

Представитель движения "Свободная Удмуртия", политтехнолог Сергей Антонов заявил, что с момента публикации Минюстом РФ "списка пятидесяти пяти" в его организацию обратились уже около десяти человек.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Я предложил убрать фиксацию на российском государстве". Оппозиционер из Удмуртии объяснил, в чём он не согласен с Ходорковским

— У нас не было такой широкой возможности самостоятельно о себе заявлять, соответственно, не было и какого-то значительного притока. А с пятницы — уже с десяток обращений от желающих вступить. Мы с Николаем Суворовым, сопредседателем "Свободной Удмуртии", даже задумались над организационным оформлением движения. Люди писали в основном из-за границы. В России у нас, конечно, тоже есть сторонники, но мы с ними общаемся по скрытым каналам связи, они не могут себя открыто идентифицировать, — рассказывает Антонов.

По его мнению, "признание" его движения Минюстом РФ дало людям из Удмуртии понимание, что "в республике есть свой самостоятельный центр сопротивления путинскому режиму", куда можно обращаться.

— Вот конкретный центр, его сам Кремль обозначил. Это, конечно, дало всем регионалистам и национально-освободительным движениям, там перечисленным, кроме случайных, типа Free Russia Foundation, импульс для дальнейшего развития. Это своего рода признание. И знак, что власть боится, что всё, что мы делаем, не зря. И что если громко сказать, конец режима близок. Что такое национально-освободительные движения? Это группы энтузиастов без ресурсов. Поэтому они немногочисленны. И тут режим вдруг, во-первых, всех объединяет, во-вторых, рекламирует. И, в-третьих, даёт мощный сигнал: "Вы есть, вы работаете, вы боретесь. Мы вас боимся". И теперь даже те, у кого опустились руки, получили импульс: надо продолжать, надо бороться, усиливать эту работу, — объясняет Сергей Антонов.

Впрочем, в ответ на обновление "экстремистского" списка Минюста РФ "Свободная Удмуртия" в своем Telegram-канале попросила читателей соблюдать осторожность.

"Чтобы не получить уголовного преследования от оккупационных властей, просим вас не использовать символику нашего движения. Уверены, что это ненадолго и ваша поддержка позволит нам вместе в скором будущем добиться независимости Удмуртии!" — говорится в сообщении от 26 июля.

В признанной Россией в прошлом году "нежелательной организацией" "Лиге свободных наций" (ЛСН) обращают внимание на двойные стандарты, которые, по мнению членов организации, проявились в публикации "списка пятидесяти пяти".

"По сути, Минюст РФ запретил коренным народам любые размышления о своём праве на независимость и государственность, хотя сама Российская Федерация активно взывает к "деколонизации" любых других стран — даже тех, у которых никогда не было колоний и они являются мононациональными государствами по своей сути. Более того, "право на самоопределение народов" стало основным аргументом Москвы в попытке захватывать новые территории, даже если данное право она трактует искаженно и использует вопреки международным нормам и в нарушение прав человека", — говорится в посте Telegram-канала ЛСН, посвящённом обновлению "экстремистского" списка Минюста РФ.

Но в целом "сепаратистские" организации расценили публикацию Минюстом РФ "списка пятидесяти пяти" как добрый знак.

"Это признание того, что для путинского террористического режима мы являемся опасной и серьезной угрозой. Империя боится освободительных движений, она пытается сохранить контроль над народами России, сохранить колониальный режим. В любом случае запрет ничего не даст. Она обречена развалиться, и смерть ее близка! Башкортостан обязательно будет независимым государством!" — заявил в своём Telegram-канале "Комитет Башкирского национального движения за рубежом".

И "Комитет Башкирского национального движения за рубежом", и "Башкирский национальный политический центр" связаны с политэмигрантом и активистом из Башкортостана Русланом Габбасовым. Ранее он был одним из лидеров организации "Башкорт", которая не попала в "список пятидесяти пяти" лишь по одной причине — её признали "экстремистской" и запретили в России ещё раньше. Общественная организация пыталась обжаловать этот статус с мая 2020-го по январь 2021 года — и во всех российских судебных инстанциях проиграла.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "В любом протесте они видят нашу "руку". В Башкортостане готовятся новые уголовные дела против бывших активистов "Башкорта"

Активисты из регионов за пределами Поволжья оценивают ситуацию схоже, благодаря Минюст РФ за неожиданную рекламу.

— Никто не сделал больше рекламы для национально-освободительных движений, чем сами российско-фашистские власти. Это привело ещё и к консолидации наших организаций, с главами некоторых из которых, как оказалось, я ещё даже не знаком, — отметил экс-депутат Смоленской областной думы, председатель "Смоленского Республиканского Центра", выступающего за независимость своего региона от Москвы, Владислав Живица.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Активисты представили проект "Конституции будущей Смоленской Республики"

Он уточнил, что готов рассматривать предложения о сотрудничестве от местных силовиков.

— Уважаемые сотрудники репрессивных органов, люстрации для вас обязательно будут, никого не забудут, так что успейте сейчас приобрести себе "иммунитет", выходите на связь с организациями из списка и сообщайте о намерении сотрудничать, — заявил председатель "Смоленского Республиканского Центра".

Представитель социально-политического движения "Свободная Ингрия" (Санкт-Петербург и Ленинградская область) Денис Угрюмов, напротив, заявил "Idel.Реалии", что "не стоит переоценивать значение" внесения в реестр.

— Это абсолютно рядовое событие. Завтра точно так же в репрессивные списки включат филателистов, как когда-то включили эсперантистов или ещё кого-то. У нас и "Свидетели Иеговы" — уж куда более пацифистская организация — и те объявлены "экстремистами". Маховик репрессивной машины запущен достаточно давно. Она вбирает в себя новые кадры, новых ретивых исполнителей, каждому из которых нужно показывать собственную нужность, расти по службе, демонстрировать успехи. И то, что таким скопом были внесены в реестр сразу несколько организаций, одна из которых вообще никакого отношения к сепаратизму не имеет, с моей точки зрения, говорит только о том, что люди стремятся заработать себе премиальные очки любым способом и не очень вдаваясь в детали, — подчеркнул представитель "Свободной Ингрии".

Вместе с тем новая мера, по мнению Угрюмова, не создаст уехавшим из России активистам никаких дополнительных сложностей. С другой стороны, считает он, не нужно "обольщаться и приписывать этому акту больше, чем есть на самом деле".

— Давайте не будем себя обманывать: наша деятельность для режима большой опасности пока не представляет. Внесение нас в реестр никоим образом не свидетельствует о наших заслугах. Но и не свидетельствует о том, что мы спустим флаг и перестанем что-то делать. Как действовали, так и будем действовать, — подытожил Угрюмов.

Адвокат Андрей Федорков напомнил о рисках, которые несёт включение в "список пятидесяти пяти". Он прогнозирует значительное увеличение дел по "экстремистским" статьям УК РФ:

  • статья 282.2 УК РФ ("Организация деятельности экстремистской организации");
  • статья 282.3 ("Финансирование экстремистской деятельности");
  • статья 282.4 ("Неоднократные пропаганда либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами").

Федорков предположил, что в связи с публикацией списка "последует значительное количество уголовных дел по этим статьям", а в зоне риска оказывается "любой человек, который размещает какую-то символику своего региона, своего края, которая используется той или иной организацией, выступающей за свободу и независимость своего региона".

Но в целом Федорков согласен с большинством активистов: появление "списка пятидесяти пяти" — следствие страхов и комплексов Кремля перед потерей контроля и последующим распадом.

— Думаю, Кремль воспринимает опасность и угрозу, исходящую от этих инициатив, в том числе — от малоизвестных и вообще неизвестных широкой публике организаций и групп, как реальные. И тем самым, конечно, он делает им определенную рекламу, повышает их известность. Запретный плод сладок, и вполне возможно, что люди в регионах, которые прежде вообще ничего не знали об этих организациях, будут стараться получать информацию, — считает Федорков.

В целом, по его мнению, это признание режимом своей слабости, ведь значительные ресурсы бросают на борьбу с такими движениями и группами, которые даже "массово не присутствуют в политической повестке".

— Хотя на практике каких-то заметных проявлений сепаратизма последние годы мы не наблюдали, власть понимает, насколько шатка ситуация внутри Российской Федерации, которая и федерацией-то является только по названию, а по сути это — унитарное государство, — заключил адвокат.

  • 7 июня Верховный суд РФ признал "экстремистской" несуществующую организацию — "Антироссийское сепаратистское движение" — и запретил ее деятельность на территории России.
  • Заседание, на котором суд принял это решение, прошло в закрытом режиме. По мнению Минюста РФ, который инициировал иск о запрете несуществующей организации, это движение направлено на "разрушение многонационального единства и территориальной целостности России". О каких-либо отличительных признаках движения или его символике не сообщалось. О регистрации в России и мире официальных организаций, партий или движений с таким названием ранее известно не было.
  • Юридически никакого "Антироссийского сепаратистского движения" не существует. Но это не первый случай, когда российские власти обвиняют в экстремизме фактически выдуманные структуры. Так было с "международным движением ЛГБТ", которое Верховный суд РФ признал "экстремистским" в конце 2023 года. В качестве символов движения была указана радуга. Среди признаков, которые позволяют выделить его сторонников, указывалось даже использование феминитивов. После этого решения суда в России начались облавы силовиков на ночные клубы и частные вечеринки. А россиян стали арестовывать и штрафовать за радужные серьги.


Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Что делать, если у вас заблокирован сайт "Idel.Реалии", читайте здесь.