"Я мечтаю вернуться". Как живут эмигранты 2022 года на второй год отъезда из Поволжья и чего они ждут от 2025-го

Граждане России на одном из КПП в Грузии после объявления в России мобилизации. Иллюстративное фото

В 2022 году Россию покинули (по разным оценкам) от 500 тысяч до 1,3 млн человек. Часть из них — вернулась на второй или третий год войны. Мы решили поговорить с теми жителями Поволжья, которые временно или навсегда покинули дом и отправились на поиски новой жизни в другие страны. В этой серии публикаций — "Уехавшие" — мы спросили у них, как для них прошел 2024 год, как им видится ситуация из-за рубежа, поддерживают ли они связи с теми, кто остался, как прошли их два года в эмиграции и чего они ждут от 2025 года.

По разным подсчётам, за первый год с начала вторжения в Украину Россию покинуло от 500 тысяч до 1,3 млн человек. В основном россияне переезжали в безвизовые страны: Армению, Азербайджан, Турцию, Узбекистан, Казахстан и другие. Из опрошенных СМИ эмигрантов более 15% въезжали в Россию периодически или вовсе вернулись на родину.

В 2024 году, изучив статистику из 70 стран, журналисты The Bell пришли к выводу, что после февраля 2022 года не менее 666 тысяч россиян уехали за границу и не вернулись. Это исследование базировалось на анализе официально опубликованных сведений, заявлений чиновников и дипломатов, а также статистических данных каждой из принимающих стран. Чтобы их получить, журналисты направили запросы в миграционные и статистические органы почти 70 государств.

Олег Родин, 30 лет, политик, Нижний Новгород — Варшава, Польша:

Председатель партии "Яблоко" в Нижнем Новгороде Олег Родин покинул Россию, как и многие политэмигранты, после 24 февраля 2022 года. Он обнаружил за собой слежку и столкнулся с вполне реальной перспективой стать фигурантом уголовного дела из-за антивоенной позиции. В Польшу он приехал в июне 2022 года по гуманитарной визе после трёх месяцев в Армении.

— Это был тяжелый год и, надеюсь, в эмиграции года тяжелее больше не будет. Это, прежде всего, связано с потерей работы, проблемами с жильем, с устройством на работу. Не то что работы нет — ты по бюрократическим причинам не можешь устроиться, к кому хочешь. Надо, например, получать разрешение на работу, которое делается под определенного работодателя; ждать его нужно три месяца. Поэтому пример моей вынужденной эмиграции не лучший, но реальный.

С другой стороны, я смотрю на это как вызов, который интересно преодолеть; рядом есть старые и новые друзья, которые в этом помогают. Интересно начинать жизнь с чистого листа. Например, я недавно начал получать права на вождение погрузчика. С ним, говорят, можно даже самолёты парковать. Так что осваиваю новые специальности.

Олег Родин

Конвейер политических дел не останавливается

В этом [2024] году я активно интегрируюсь, раньше общался только внутри российской диаспоры. Язык начал учить еще 2,5 года назад, как приехал в Польшу — без польского тут никуда. Связи с Россией, конечно, поддерживаю, но приходится фильтровать то, что говоришь и пишешь.

В России, мне кажется, ничего особо существенного с февраля 2022 года не изменилось — все в духе военного времени. Кого-то сажают за госизмену — так что конвейер политических дел не останавливается. Появлялись сообщения о беспилотниках — это самые, наверное, страшные новости.

Олег Родин

Я мечтаю вернуться в Россию!

"Госпатриотический" маразм крепчает, на выставках появляются муляжи убитых украинских солдат. Осенью ветерана так называемой СВО (так российские власти обязывают называть военное вторжение в Украину"Idel.Реалии") сделали председателем гордумы Нижнего Новгорода. Для этого провели довыборы, и только он избрался депутатом — сразу ему целую Думу доверили. Нижегородские власти решили укрупнить Нижний Новгород (410,68 км²), присоединив к нему целый Кстовский район (1 225,05 км²) — видимо, в целях борьбы со своими комплексами по поводу размера города и плохой демографической ситуацией, а главное — в борьбе с препятствиями по распределению кстовских земель. Одним словом — все плохо, но есть надежда на нижегородцев, которые в начале года стояли в очередях, чтобы поставить подпись за кандидата, выступающего против войны.

Я всегда смотрю в будущее с оптимизмом

Я мечтаю вернуться в Россию! Очень скучаю по общению с обычными людьми, по избирательным и общественным кампаниям: когда приходишь к человеку на порог квартиры и предлагаешь свое видение политики и решения проблем. Вот этой связи с народом мне не хватает, конечно! И я понял, что для меня народ — не просто источник власти, он источник вдохновения для занятия политикой.

Самое важное в 2025 году — чтобы люди были живы, как можно меньше было жертв войны и надеюсь, что хотя бы в 2025 году этот ужас прекратится и наступит мир, справедливость и свобода. Но и надеюсь, что Путина в 2025 году просто не будет. Я всегда смотрю в будущее с оптимизмом.

Сергей Ухов, 39 лет, инженер химик-технолог, Пермь — Франция:

Сергей Ухов — пермский общественный и политический деятель, известный своей активной гражданской позицией и участием в различных политических инициативах. Ухов был координатором Пермского штаба Алексея Навального до его закрытия в апреле 2021 года.

После этого он объявил о намерении участвовать в выборах в городскую думу Перми в качестве самовыдвиженца в команде "Пермская коалиция". В сентябре 2021 года Ухов запустил расследовательский проект "Пермь-36,6", посвященный борьбе с коррупцией и защите прав граждан.

В январе 2023 года Министерство юстиции РФ внесло Сергея Ухова в реестр "иностранных агентов". В отношении него также возбуждено уголовное дело по статье 280.4 УК РФ ("Публичные призывы к осуществлению деятельности, направленной против безопасности государства"), предусматривающее наказание до шести лет лишения свободы.

По просьбе автора монолога мы не раскрываем город проживания, Уховы эмигрировали во Францию.

— Год прошел в учебе, работе и домашних делах, которыми мы, естественно, заняты. Стараемся интегрироваться в общество, узнавать, как тут все работает, в первую очередь нацелены на изучение языка, но не выключаться из российской повестки и из жизни Пермского края. Это сложно, но все же мы живем в эпоху интернета и чтение законопроектов, документов, соцсетей и просмотр пленарок депутатов позволяет достаточно глубоко оставаться в повестке региона.

Сергей Ухов

Из личных успехов: я и моя жена Александра Семёнова получили в этом году положительные решения Европейского суда по правам человека. Моя жена — два решения, я — три, по которым все наши задержания, штрафы и аресты были признаны незаконными, нарушающими наши права. Таким образом, решения российских продажных судей должны быть отменены, а нам выплачены компенсации. К сожалению, это сделано не будет, пока Путин у власти.

Сергей Ухов с семьей

Стараемся участвовать и в местной политике: помогали в предвыборной кампании на выборах в Европейский парламент. Потом помогали местному мэру избраться в национальный парламент — все как в старые добрые времена. Погрузились в местную политическую жизнь, получили очень интересный опыт.

Война где-то далеко

Я выиграл выборы и стал советником своего района в городке, где сейчас живем. Это были выборы среди муниципальных депутатов, которые избирают советы районов — мне удалось пройти и стать советником. Сейчас по мере свободного времени принимаю участие в заседаниях: пока ещё от меня толку мало, но я стараюсь.

В России, как мне кажется, во многом люди стараются жить привычной жизнью, семейными делами и не говорить о войне. Зарплаты платятся, хоть в массе своей небольшие, но так было всегда. Война где-то далеко.

Депутаты и чиновники — наоборот — как с цепи сорвались: если в первый год они старались сторониться войны, то в 2024 году почти все их посты и речи посвящены войне. Они пиарятся на гуманитарке, они призывают идти на войну, они рассказывают о выплатах, они говорят в основном одними и теми же словами, как будто бы есть разнарядка и единый центр, где все это генерируется. Видимо, "Единая Россия" действительно организовала централизованное ведение соцсетей.

Сергей Ухов с женой

В целом бюджет растёт, дороги строятся, гробы идут постоянным потоком. По нашим подсчетам, которые мы ведём в канале "Пермь 36,6", погибших из Пермского края скоро будет 1 600. Это больше, чем за два предыдущих года. На конец 2023 года мы насчитывали 736 человек. На самом деле в 2024 году погибло еще минимум в полтора раза больше — мы просто не успеваем обрабатывать и верифицировать всю информацию о погибших.

Также периодически пермское общество в этом году сотрясали ужасающие трагедии, которых, кажется, было огромное количество. Вернувшийся с войны Артем Бучин убил жену и ее дочь, пермячка убила своего сына и возила его в чемодане по городу, военный пришел с войны и застрелил прокурора, ещё один "герой СВО" убил и сжег своих собутыльников...

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Не делайте вид, что это вас не касается". Для чего активисты в регионах Поволжья ведут подсчеты погибших в Украине земляков

В колонии Пермского края едут все больше политзаключенных. И мы стараемся на канале не забывать о них. Но также в 2024 году удалось спасти некоторых политзаключенных из Пермского края: обменяли Лилию Чанышеву, выпустили Руслана Мулюкова и дали условку Александру Чернышову.

Всеми силами учим язык, стараемся, как я писал выше, участвовать в жизни города и района, где живём. Но, как оказалось, этот процесс ещё сложнее, чем ожидалось — до сих пор говорить сложно и, кроме простых фраз, выразить какие-то сложные темы и мысли невозможно.

Сергей Ухов

Ребенок вроде чувствует себя комфортно и говорит почти без акцента, хотя вокабуляр ещё бедный, как, в общем, и у нас. Иногда думаешь, какое это счастье иметь возможность выразить все свои мысли на родном языке…

Я собираюсь вернуться в Россию. Любая авторитарная власть рушится — и нам нужно будет заново строить страну. И я надеюсь, что мои компетенции, в том числе приобретенные здесь, пригодятся.

2025 год я вижу таким же, как и 2024-й. В 2025 году не вижу предпосылок для каких-либо серьезных изменений. Ошибки власти накапливаются, но они пока ещё способны удержать ситуацию.

Константин, 33 года, IT-специалист, Саратов — Вильнюс, Литва:

Мы не раскрываем фамилию автора монолога из-за закона о "нежелательных" организациях в России.

— Для меня 2024 год в целом прошел хорошо, среди важных событий — планирование релокации в другую страну, смена работы и развод. Я собирался переезжать в Португалию, поменял работу, но потом мы с женой решили развестись, и из-за этого переезд отложился.

Контактов с литовцами за 2024 год у меня больше не стало. Периодически я с кем-то общаюсь, но не могу сказать, что я интегрирован в литовское общество. Это, наверное, тоже одна из причин, почему я задумал отсюда уезжать.

Местные новости я читаю в эмигрантском СМИ — "Волне". Попытки интеграции были, но не очень успешные. Думаю, что по большей части с моей стороны и не было каких-то активных действий — все эти годы я не ходил на литовские ивенты, где мог бы познакомиться и пообщаться с местными.

Если честно, я не планирую возвращаться в Россию

Большинство людей из тех, кто остался в России и с кем я общаюсь, чувствует себя тревожно. Особенно — после того, как начались удары по Саратовской области в том числе. Но вместе с этим словно бы вырос уровень принятия происходящего и поддержки войны — мне кажется, некоторые люди стали чувствовать себя жертвами. В моем окружении, правда, взгляды ни у кого не поменялись: те, кто не принимал войну, так и продолжают ее не принимать. А с теми, кто ее поддерживает, я давно потерял контакт.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Какие регионы Поволжья подверглись атакам беспилотников с начала полномасштабного вторжения
В 2025 году России хотелось бы пожелать свободы, Украине — мира

Если честно, я не планирую возвращаться в Россию. Наверное, в самом начале я думал об этом, но не могу сказать, что было прямо сильное желание. Наоборот, мне всегда хотелось попробовать пожить и поработать за рубежом — и сейчас это желание укрепилось. А в России, даже если внезапно режим падет и война закончится, многие вещи будут еще долго тянуться и влиять на комфорт жизни: от экономических факторов до того, что домой вернется много прошедших через войну людей.

В 2025 году России хотелось бы пожелать свободы, Украине — мира. Самому хочется просто продолжать работать, развиваться и укреплять свое положение здесь, за рубежом.

Василий Бернштейн, 43 года, социолог, предприниматель, Башкортостан — Санкт-Петербург — Испания:

Бернштейн — выходец из Башкортостана, социолог, в последние годы работал и жил в Санкт-Петербурге. После начала вторжения в Украину Василий и его жена Юлия решили уехать из России. Им удалось это сделать после объявления мобилизации в сентябре 2022 года. Социолог некоторое время жил в Кыргызстане, а в декабре вся его семья воссоединилась с ним в Испании.

— Основные события для меня в 2024 году связаны с тем, что продолжается моя эмиграция. Мы с семьей в Испании уже два года, и нам всё больше становится понятно, что это всерьез и надолго.

Мы продолжаем здесь обустраиваться, знакомимся с разными интересными людьми — испанцами, каталанцами, такими же эмигрантами, как мы. В этом плане год был очень насыщенным.

Василий Бернштейн

Главным событием в эмигрантской среде здесь стало проведение в марте акции "Полдень против Путина". Мы стояли почти пять часов в очереди в российское консульство, чтобы проголосовать. Это было знаковое, символическое мероприятие; оно дало нам возможность почувствовать, что мы не одни.

Вместе с тем в 2024 году у меня наступило уже полное и окончательное разочарование в российской оппозиции всех сортов и мастей. Я считаю, она абсолютно недееспособна и бесполезна. Ребята занимаются тем, что собачатся между собой. Может, что-то получается делать у "Ковчега" в плане психоэмоциональной и другой поддержки…

Я поучаствовал в разных конференциях, перезнакомился с представителями разных движений и вижу какую-то исключительную недоговороспособность, неумение консолидироваться, умение проводить лишь какие-то театральные акции. Так и не появилось "нансеновских" паспортов для российских эмигрантов, документов, которые как-то облегчали бы нашу ассимиляцию, передвижение по Европе и так далее. Словом, я полностью разочарован и больше не хочу ни общаться, ни участвовать в чем-то, даже знакомиться с представителями каких-то антипутинских сил, потому что мне они кажутся абсолютно декоративными, бесполезными.

Василий Берштейн

Разумеется, очень большими, резонансными событиями в 2024 году стали смерть Алексея Навального в феврале, обмен российских политзаключенных в августе.

Из связей с Россией у меня остались друзья в "Фейсбуке", редкие созвоны с ними и с родственниками. У меня ведь два таких родных мне региона — Башкортостан и Петербург.

Никто не ждет быстрого завершения войны, конца диктатуры

В обоих жизнь определенно стала значительно хуже — и в связи с инфляцией, и в связи с дальнейшим ростом пессимизма. Это общее ухудшение заметно и по падению доходов, и по макроэкономическим показателям. Чувствуется, что у людей огромная усталость от всего, что у них стало ещё больше страха, ещё больше конформности и вместе с тем — ещё больше некоей обреченности.

Никто не ждет быстрого завершения войны, конца диктатуры. Народ приспосабливается, как может. Некоторые оставшиеся в России знакомые из-за всего этого рвут со мной связи, прекращают общение, но я стал как-то терпимее к этому относиться, видя в какой они ситуации — под жестким гнетом, практически в заложниках.

С оставшимися в России мы разговариваем большей частью о погоде, о региональных новостях, интересуемся здоровьем друг друга. О политических вещах лишь иногда говорим с кем-то откровенно или иносказательно, но большей частью уже избегаем таких разговоров. Собственно, даже и спрашивать не хочется — и так всем всё понятно.

Василий Берштейн

Мы второй год изучаем испанский язык на интенсивных курсах, готовимся к экзаменам на следующий уровень знания этого языка. А до приезда у нас был нулевой уровень. Сейчас прогресс уже значительный; я считаю, мы большие молодцы.

В Россию мы вряд ли когда-нибудь вернемся. Дело тут даже не в Путине, а в людях, которые там остались и ко всему ужасному приспособились. Я вижу, что мы с ними уже очень сильно, колоссально расходимся в убеждениях, во взглядах на очень многие вещи. Если бы вернулись, то общение с ними было бы, я думаю, очень сложным.

2025 год для России я вижу очень плохим, как, впрочем, и для многих других регионов в мире, для мировой экономики.

Собственно, и для нас 2025 год будет нелегким. Для меня это будет продолжение адаптации к стране, интеграции в местное общество, в местную бизнес-среду, строительство своего бизнеса. Это всё сложные времена для меня и в финансовом, и в эмоциональном, и в профессиональном плане. Постоянно приходится придумывать что-то новое. Но я не жалуюсь. Это всё бодрит, заставляет мозг образовывать новые нейронные связи, так что, по крайней мере, болезни Альцгеймера не будет, хотя уже настигают временами утомление и стресс. Всё же надеюсь, что новый год будет хотя бы не хуже, чем уходящий.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Что делать, если у вас заблокирован сайт "Idel.Реалии", читайте здесь.