"Я из одной мглы нырнула в другую". Рамиля Саитова дала интервью "Idel.Реалии" из СИЗО

Рамиля Саитова

22 декабря 2023 года Кировский районный суд Уфы приговорил башкирскую активистку Рамилю Саитову (Галим) к пяти годам лишения свободы в колонии общего режима. Её признали виновной в "публичных призывах к осуществлению деятельности, направленной против безопасности государства" (пункт "в" части 2 статьи 280.4 УК РФ). Активистке вменили её видеообращение к мобилизованным из Башкортостана, в котором она призвала тех, кто "не согласен убивать людей" в Украине, отправляться по домам. Саитову обвинили в том, что она тем самым "призвала военнослужащих к совершению дезертирства с оружием, вверенным по службе". В интервью "Idel.Реалии" из СИЗО Саитова рассказала, что она думает о своем новом приговоре, как переносит заключение и о том, скоро ли, по её мнению, закончатся в России темные времена.

"В МЕСТАХ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ТОЖЕ ЕСТЬ ЖИЗНЬ, НО ОНА БУДТО НЕ НАСТОЯЩАЯ"

— Для вас 2023 год вновь выдался тяжелым. Полгода нового следствия, два месяца нового судебного процесса, новый приговор... Как вы держитесь, какое у вас сейчас настроение?

— В заточении время останавливается. Однажды, уже получив этот опыт, я сделала вывод, что жизнь измеряется не временем, а событиями. Здесь — в заключении — как будто нет свежего воздуха. Нет тех ярких впечатлений, которые получаешь только на воле. Поэтому в 2023 году я прожила, по сути, лишь те четыре с половиной месяца, которые были до ареста 16 мая.

Однако, несмотря на многие радости, связанные с общением с близкими и друзьями, на воле я тоже чувствовала тяжелый гнет из-за того, что гибнут мои соотечественники, а я не могу ничего исправить. При этом "своими" я считаю обе стороны — независимо от того, находятся ли они по восточную или западную сторону от "красной линии".

Можно сказать, что сейчас я из одной мглы нырнула в другую, более плотную. Я сожалею лишь, что лишила семью своего тепла и заботы.

— Изменились ли условия вашего содержания в СИЗО в лучшую или худшую сторону после приговора?

— Пока я в СИЗО, условия содержания для меня лучшие из возможных. Кормят вкусно, я выгребаю свои полные миски до дна; правда, иногда многовато соли. И это еда из общего котла, хотя я подозреваю, что увесистые кусочки мяса отправляют для меня персонально. Прогулки и душ строго соблюдаются.

Книгами я обеспечена. Стараюсь прочитать побольше до апелляции — на воле бывает совсем не до книг.

В целом я скажу, что в местах заключения тоже есть жизнь, но она будто не настоящая, а отраженная. Если переводить на язык мифов, то это и есть "Царство мёртвых". Ведь мёртвый тем и отличается от живого, что лишен права выбора. Он не может, например, встать и пойти, куда хочет. Вот и мы здесь "мёртвые".

— Можете ли вы сказать, как 2023 год вас изменил?

— Этот год меня не изменил. Мои устремления остались прежними, и я их реализую — независимо ни от чего.

— В плане своей общественной, гражданской деятельности довольны ли вы тем, что успели сделать в 2023 году?

— Я очень довольна тем, что успела сделать за те четыре с половиной месяца, пока была на свободе. Да, я мало отдыхала — снимала видеоролики. Вместе с обдумыванием замысла и монтажом это занимает время. Из всего того, о чем я хотела рассказать [в роликах], удалось записать лишь самое основное.

В отношении "перегибов" мобилизации по Башкортостану мне удалось заметно повлиять на ситуацию. Это не столько личное впечатление, сколько оценка со стороны, и я счастлива этим!

Также я успела поучаствовать в деятельности против варварской добычи золота на юго-востоке Башкортостана. Говорят, нам удалось остановить её (уже после моего ареста). И еще я услышала благодарность за то, что успела поднять вопрос о незаконном строительстве храма на месте археологического памятника "Городище Уфа II". В общем, каждый день мы на что-то да реагировали.

— В 2024 году вам предстоит апелляция. Что вы ожидаете от следующего судебного процесса? Надеетесь ли вы на смягчение приговора?

— От апелляции я ожидаю оправдательного приговора. Я уже говорила в своем последнем слове, что 99% обвинительных приговоров [выносимых в России] — это последний шаг к краху судебной системы. Еще плюс один процент — и суд срастется со стороной обвинения, станет никому не нужным "пятым колесом в телеге". Для чего нужен суд, который только утверждает обвинительное заключение следователя и прокурора и при этом безумно дорого обходится бюджету?!

"МОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ — ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПЛЕН"

— В марте 2024 года в России пройдут очередные президентские выборы. Что вы думаете о них, чего ожидаете?

— Я сама хочу стать президентом [России] и заявила об этом в своем последнем слове на суде. Я просила обеспечить мне конституционное право зарегистрироваться кандидатом на должность президента РФ. Хотя моя принципиальная позиция как избирателя — не участвовать в выборах, не голосовать. Это крайне опасная в сакральном плане процедура — на шесть лет мы перепоручаем свой "выбор" иному лицу, делая его живым, а сами превращаемся в мертвых. Ведь теперь он будет решать за нас, чего мы хотим.

В этой связи я считаю, что и либеральная избирательная система, и тоталитарные деспотии в наивысшей точке своего развития ведут к одному — наступлению "Царства мёртвых". Поэтому лучше честно признаться, что есть управляемое большинство. Тогда, по крайней мере, сможет свободно вздохнуть и проявить себя аристократическая по праву рождения элита, которая будет охранять и развивать общество. Хотя бы поэтому нужно вернуться к аристократическому правлению — ведь именно эта часть социума является хранительницей моральных устоев: будь то рыцарский кодекс или "Яса" Чингисхана.

— Вы наверняка продолжали следить за событиями в Башкортостане в 2023 году. Что вы можете сказать об итогах года в регионе?

— Следить за событиями в республике из СИЗО я не могу. Из информационных ТВ-каналов у меня есть только "Рен-ТВ" — его и смотрю.

— В сентябре 2024 года пройдут также очередные выборы главы Башкортостана. Чего вы ожидаете от этих выборов, что о них думаете? Произойдут ли, по-вашему, какие-то изменения в республике?

— К выборам главы республики я отношусь так же, как к выборам президента РФ. И меня удерживают здесь для того, чтобы я в них не участвовала. С этой точки зрения мое заключение — политический плен.

"ЕСЛИ МЫ НЕ ПРОЯВИМ ЧУДЕСА ДОБРОЙ ВОЛИ, ТО "СВО" ПРОДЛИТСЯ ДЕСЯТЬ ЛЕТ"

— Многие активисты, журналисты и политики вынуждены были в последние полтора года покинуть Башкортостан. Как вы думаете, осталась ли после этого в республике оппозиция, действуют ли институты гражданского общества?

— Преследуемые активисты покинули Башкортостан, но не информационное поле. Своей эмиграцией они наоборот развязали себе руки (и языки). Поэтому мы все на месте, на родине, в поле цивилизованного диалога.

В одном из писем российским политэмигрантам в Армении (редакция располагает копиями) активистка поделилась воспоминаниями о том, как она в первый раз посетила эту страну (в то время — союзную республику в составе СССР).

"Я была в Ленинакане (Гюмри), когда он был ещё разрушен. Вернее — проезжала мимо на поезде, по пути в Турцию. Это был 1990-й год, когда мы проезжали на поезде через Армению в приграничный турецкий город Карс. Мы были одними из первооткрывателей Турции для туристов и челноков из России. Из окон мы видели часть разрушенного землетрясением города. Хорошо, что город отстраивается. Мы останавливались также в Ереване — я запомнила там "хинкальные" и перекинутые над узкими улочками верёвки с живописно развешанным бельём, — написала Саитова.

В одном из писем своим собеседникам в Армении она отметила, что "помимо многочисленных, порою драматических неудобств, "релокация", наверное, одаривает свежестью нового опыта и, конечно, требует мужества". "Оно особенно понятно мне, человеку, принявшему решение: если и покидать Урал, то только в туристических целях", — написала активистка.


— Война с Украиной длится уже почти два года. Оставшихся в России антивоенных активистов приговаривают к длительным срокам лишения свободы; тюремное "население" страны всё увеличивается…

— Здесь, кстати, я хочу сделать очень важное замечание. 24 июня 2023 года президентом РФ был подписан федеральный закон №270 "Об особенностях уголовной ответственности лиц, привлекаемых к участию в специальной военной операции". Согласно этому закону, освобождаются от уголовной ответственности, от наказания, погашаются судимости обвиняемых и осужденных соответственно, если они согласны участвовать в "СВО". В связи с этим я наблюдаю изнутри пенитенциарной системы следующее: прокуроры запрашивают, а суды приговаривают подсудимых к максимальным срокам лишения свободы. Сроки такие немилосердные, что многие выбирают записаться на "СВО". Вот так действует оглашенный покойным Евгением Пригожиным принцип: "Лучше зеки на СВО, чем ваши мужья и братья". И я опасаюсь, что в колониях могут быть умышленно ухудшены условия содержания, чтобы подтолкнуть зеков к "нужному" решению.

При этом я слышала, что осужденным женщинам предлагают разгребать разруху в приграничных территориях, считая наказание 1 к 10, то есть месяц за 10 месяцев, или год таких работ за 10 лет лишения свободы. Не знаю, правда ли это.

— Есть ли у вас ощущения, надолго ли те временя, которые наступили в России? Речь о войне, репрессиях и экономических последствиях агрессии Москвы против Украины.

— Если мы — народ и его лучшие представители — не проявим чудеса доброй воли, то "СВО" продлится десять лет. В величайшем произведении — в "Илиаде" Гомера — аллегорическим языком описано наше настоящее: там есть информация и о сроках "СВО", и об участи сторон (осада Трои греками длилась по "Илиаде" десять лет"Idel.Реалии"). Башкортский народный эпос "Урал-батыр" не содержит временных периодов, но еще более недвусмысленно определяет победителя. Я же со своей стороны хотела изменить предначертанное. И мы можем войти в светлую эру уже в 2024 году, выбрав ненасилие и взаимоуважение.

— Какие у вас есть пожелания в новом году стране, республике, родным и друзьям?

— Пожелания к Новому году уже вплелись в мои предыдущие ответы. Осталось лишь сказать, что я желаю всем доброй воли, ненасилия, взаимоуважения. Именно эти качества — если мы их соберем в одно большое целое — откроют двери в новый чудесный мир, который давно нас ждет. Я признательна всем, кто написал мне открытки, письма, послал книги и лакомства! Я понимаю, что в наше время даже прислать мне открытку — это поступок!

  • Рамилю Саитову задержали 16 мая 2023 года. Причиной задержания и последующего ареста активистки стало ее видеообращение к мобилизованным Башкортостана на войну с Украиной. В обращении Саитова призвала тех мобилизованных, кто "не согласен убивать людей", отправляться по домам. Следствие ФСБ полагало, что активистка тем самым "призвала военнослужащих к совершению дезертирства с оружием, вверенным по службе".
  • Саитовой предъявили обвинение по пункту "в" части 2 статьи 280.4 УК РФ ("Публичные призывы к осуществлению деятельности, направленной против безопасности государства, совершенные с использованием средств массовой информации либо электронных или информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе интернета").
  • "Расследованием уголовного дела установлено, что 11 ноября 2022 года Галим Р.Х. (до 14.10.2022 — Саитова Р.Х.), несогласная с проведением специальной военной операции на территории Донецкой народной Республики, Луганской народной Республики и Украины (далее — СВО) и испытывающая враждебно-негативное отношение к органам власти, находясь в Уфе Республики Башкортостан, разместила на своём канале сетевого ресурса "Youtube" личное видеообращение к мобилизованным на военную службу в Вооруженные Силы Российской Федерации гражданам, задействованным в СВО, с целью призвать их к совершению дезертирства с оружием, вверенным по службе, то есть преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 338 УК РФ", — говорилось в сообщении пресс-службы Кировского райсуда Уфы.
  • "Башкорттар, доблесть состоит не в том, чтобы убивать всех, на кого покажут. Самое трудное сегодня и истинная доблесть батыра состоит в том, чтобы сказать: "Я не согласен убивать!" Идите или езжайте в направлении к дому!" — призвала башкортостанских мобилизованных Рамиля Саитова в своем видеообращении.
  • Согласно выводу экспертизы, проведенной специалистами УФСБ по Башкортостану, в высказываниях Рамили Саитовой содержатся "лингвистические признаки побуждения, адресованного гражданам, мобилизованным на военную службу в ВС РФ, задействованным в проведении СВО на территории ДНР, ЛНР и Украины, к совершению самовольного оставлению места службы с оружием в целях уклонения от прохождения военной службы". Специалисты также сделали вывод, что в высказывании Саитовой содержатся "признаки оказания психологического воздействия на аудиторию [мобилизованных]".
  • Ранее в переписке с "Idel.Реалии" Рамиля Саитова заявила, что считает себя невиновной. Она заявила, что обращалась к мобилизованным, которые, по её убеждению, "не являются военнослужащими" и поэтому "не подсудны военному суду, оставаясь гражданскими лицами". "Я ни на секунду не сожалела о своем видеообращении. Если бы я не выступила с ним, я потеряла бы себя как личность. Бывают случаи, что промолчать — значит, соучаствовать", — написала Саитова.
  • 22 декабря Кировский райсуд Уфы признал Рамилю Саитову виновной в "публичных призывах к осуществлению деятельности, направленной против безопасности государства" (пункт "в" части 2 статьи 280.4 УК РФ). Ее приговорил к пяти годам лишения свободы в колонии общего режима. Суд также запретил активистке заниматься деятельностью, связанной с администрированием сайтов, в течение четырех лет.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Что делать, если у вас заблокирован сайт "Idel.Реалии", читайте здесь.