"Выстроенная стратегия борьбы со всем нерусским, мусульманским". Руслан Айсин — о событиях последних месяцев

Тимур Камаев, имам мечети Ирек в Казани. Архивное фото

Часто провозглашаемый Кремлем курс на укрепление "традиционных ценностей", наезды властей на мигрантов, мусульман и случившийся на этом фоне скандал, связанный с противоречивыми заявлениями имама казанской мечети, татарстанский политолог Руслан Айсин объединяет в единую цепочку событий. Он считает, что все это не разрозненные случайности, которые совпали во времени, а тактика властей по борьбе с инаковостью.

СОВПАДЕНИЕ ИЛИ ЧАСТЬ ТАКТИКИ КРЕМЛЯ?

На всю Россию разлетелся скандал из Татарстана. Республиканское государственное агентство "Татар-Информ" опубликовало видео, где имам казанской мечети Тимур Камаев рассказал о способах "побивания" жены. То и дело стесняющийся своих слов клерикальный деятель в узорных одеяниях объяснял, что в крайнем случае можно наказать жену и применить силу, но только осторожно, не навредив. Не плетью, а палочкой для чистки зубов, так называемым мисваком (щетка, изготовленная из веток и корней дерева арак, произрастающего на Ближнем Востоке — "Idel.Реалии"). Имам Камаев даже показал, как нужно замахиваться, чтобы не задействовать силу плечевого сустава и не оставить на теле супруги синяков.

Проблема семейно-бытового насилия в России стоит остро. Ее пытаются камуфлировать под традиционные ценности, "домострой". Однако в основе лежит другое — культивирование силы: что на уровне отношений элит к обществу, что внутри общества по отношению к уязвимым группам.

Реакция СМИ и общественности была практически незамедлительной. Поднялся шум. Журналисты официоза видео перезалили, но после снова опубликовали его. Прозвучали обвинения в том, что слова были выдернуты из контекста.

Как мне представляется, тема сознательно скандализирована изначально. Тому есть ряд объяснений. Я не исключаю, что эксцесс был и является частью общей стратегии силового и политико-клерикального московского истеблишмента по дискредитации татар и ислама. Это хорошо видно, если очертить особым рельефом некоторые шаги Кремля. В последнее время мы только и слышим наезды российских политиков и силовиков на мигрантов, мусульман, на представителей нерусских народов, которые-де не хотят, видишь ли, быть покорной частью "русского мира".

В особенности усердие в этом проявляет глава Следственного комитета Александр Бастрыкин. Он в эти летние месяцы разошелся не на шутку. Глава СК ведет войну против хиджабов, за традиционные культурные коды. У него своя "СВО". А в начале июля и того замельчил высокий чин, что поручил организовать проверку школ Менделеевского района Татарстана из-за возможного нарушения прав детей. Поводом для проверки стала информация, что школьники с нового учебного года начнут питаться по системе халяль. Московский чиновник озабочен тем, что детей в отдаленном районе республики будут кормить едой, сертифицированной согласно мусульманским нормам.

И все же это не какие-то единичные всполохи — здесь проглядывается четко выструганная стратегия борьбы со всем нерусским, мусульманским. И имам Камаев в этой большой игре выполняет свою роль. Вопрос только в том — сознательно или использован втемную.

БОРЬБА С ИНАКОВОСТЬЮ?

Тут вам и наезд силовиков из-за халяльного питания, и скандал с имамом казанской мечети. Они укладываются в единую линейку — очернить республику и мусульман. Для чего это нужно?

Все просто. Московские власти и не скрывают того, что их беспокоит потенциал инаковости национальных регионов, в особенности мусульманских. Силовые и идеологические скрепы все равно не могут их окончательно зажать и заставить отказаться от своей исконной этнической, культурной, ментальной, религиозной идентичности. А вместе они еще и формируют политическую оппозиционную оптику.

В недавнем социологическом исследовании Института истории имени Ш.Марджани была выявлена следующая тенденция: татары за последние десять лет стали более религиозными, молодежь больше практикует ислам, посещает мечети, уделяет внимание традициям предков. Конечно же, это не может не волновать кураторов концепции имперской триады времен царской власти "православие, самодержавие, народность". На эту модель делает ставку Москва и сегодня, пытаясь войти второй раз в одну и ту же реку. И здесь в ход идут любые, даже самые изощренные, силовые методы. А режим иначе и не в состоянии действовать.

И это явная слабость режима, выраженная в насилии и подавлении. Путинизм же является хромым Левиафаном. Не полноценным. Ибо стык могущества, тотальности неизмеримо далек от идеала. Связность этого государства временная. И заканчивается она с уходом сатрапа. Избыток насилия разрушает ее саму.

Руслан Айсин — татарский активист, публицист и политолог, ныне проживающий в Турции. Публикуется на страницах различных татарстанских и российских изданий в качестве эксперта по национальным вопросам и положении ислама в России. Минюст России считает его "иностранным агентом", с чем сам публицист не согласен.

Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в рубрике "Мнения", не отражает позицию редакции.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Что делать, если у вас заблокирован сайт "Idel.Реалии", читайте здесь.