Реальные люди 2.0: Василий Лихачев — о влиянии Татарстана на российский федерализм 

Your browser doesn’t support HTML5

Реальные люди 2.0: Василий Лихачев

"Idel.Реалии" представляют обновленную версию нашего видеопроекта — Реальные люди 2.0. Теперь мы беседуем с гостями об их жизни, о том, что они умеют делать лучше всех и почему они это делают. И — традиционно — о том, как это влияет на нашу с вами жизнь. Гостем программы сегодня стал бывший и единственный в истории вице-президент Татарстана, экс-спикер Госсовета республики, бывший депутат Госдумы и действующий член ЦИК РФ Василий Лихачев.


О 90-Х И РАБОТЕ ДЕПУТАТОМ

— Для руководства Татарстана особенно в 90-е годы было очень важно уловить мысли, душевные порывы, рассудочные подходы многонационального населения республики.

Мы тогда делали правильную работу, нужную, необходимую. Она была в правовом и конституционном поле. Может быть, стоит обратить внимание на то, что и тогда, и сегодня существуют откровенные политические спекулянты. Они говорили, что Татарстан и Башкортостан принимают декларации о суверенитете и разрушают этим Россию. Ничего мы не разрушали. Идя таким новаторским путем, опираясь на нормы и принципы международного права, Конституцию РФ, мы укрепляли эту страну. Сегодня благодаря этой коллективной работе российская государственность обладает необходимым потенциалом, который позволяет ей активно участвовать в международных отношениях.

Я был в прошлом созыве Госдумы. Мы действительно иногда принимали [законы] достаточно быстро, но по просьбе правительства России или администрации президента. Отвечая за работу Комитета по делам СНГ, я могу сказать, что только за четыре года я выступал с трибуны Госдумы 120 раз. Те международные договоры, соглашения, которые подписывала Россия, не носили отпечаток работы принтера.


О ДОГОВОРЕ

— Я три года [до подписания первого договора в феврале 1994-го] по заданию Шаймиева возглавлял комиссию по подготовке договора о разграничении полномочий между Москвой и Татарстаном. Я даже не знаю, где больше находился в то время: в Казани или в Москве. В гостинице "Президент" меня знали во всех комнатах и этажах как представителя Татарстана.

Перед подписанием договора, 13 февраля, Ельцин заболел гриппом. Я нахожусь в гостинице, пытаюсь до него дозвониться, узнать, будет ли 14-го числа подписание. В это время Минтимер Шарипович спрашивает меня, когда выезжать делегации Татарстана. Вдруг мне объявляют, что из-за болезни Ельцина подписания не будет. Первая мысль — дипломатическая болезнь. Три года было очень тяжело, шли сложные переговоры с представителями российских министерств и ведомств. Я в очередной раз набираюсь терпения и узнаю, что 15-го числа Борис Николаевич должен встретиться в Кремле в 10 утра с премьер-министром Великобритании. Эта дата четко обозначена в его графике. Следовательно, он выздоравливает к тому дню и тогда же в 12 часов подписание исторического договора. Тут у всех душа вернулась на свое место, и исчезло напряжение.

Когда я начал работать послом России в Европейском Союзе, я обнаружил международную составляющую всей нашей работы и самого документа. Он вошел в перечень договоров, которые стали изучать ООН, ЮНЕСКО, ЕС, ОБСЕ и многие другие. Один из моих близких друзей Стефан Василов —​ болгарский дипломат, представитель в ООН — в то время работал в ОБСЕ и рассказал мне, что когда шел поиск модели взаимодействия Сербии и Косово, на столе у переговорщиков лежал текст нашего договора, переведенный на английский язык.

Первый договор 1994-го года был реальным. Да, он был внутренним, но имел политическое и юридическое звучание по всему миру. В 2007 году ситуация уже была другой и в России, и в Татарстане <...> Другим стал и договор. Но главное, что он был.

Сегодня новая методология регулирования России как федерации. Она связана с необходимостью централизации российских институтов власти. Сегодняшняя позиция не означает, что федеральный центр категорически отказался от договора. Взята пауза.


ОБ ОТНОШЕНИИ К МИННИХАНОВУ

— Представляется такой мощнейший заговор, нити которого тянутся в разные регионы, за границу. Цель этих структур, людей — сделать так, чтобы Рустам Минниханов не был главой республики, потерял свой интеллектуальный и организационный потенциал. Я хочу сказать, что можно, конечно, посмеяться. Мне было бы очень любопытно посмотреть на фамилии и лица таких экспертов. Я думаю, они совершают большую ошибку.

Минниханов как руководитель Татарстана — одного из важнейших экономических и политических центров современной России — человек, которому доверяют в Кремле, которому доверяет лично Владимир Путин, отработает еще длительное время.

Продолжение следует.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и узнавайте, кто будет следующим гостем проекта Реальные люди 2.0, и многое другое.