"В прошедшем юбилее не было ничего национального". Башкирские общественники — о праздновании 450-летия Уфы

Памятник Салавату Юлаеву в Уфе

Программа прошедшего на прошлой неделе празднования 450-летия Уфы породила многочисленные вопросы у башкирской общественности. По многим отзывам, эта программа не отличалась ни масштабами, ни каким-то креативом. Кроме того, башкирские активисты не увидели в ней практически ничего, что выделяло бы город как столицу национальной республики. "Idel.Реалии" поговорили с представителями башкирской общественности о том, как они восприняли праздник и ощущают ли Уфу своей столицей.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Нет ощущения праздника". Что власти обещали к 450-летию Уфы и что в итоге выполнили

БАШКИРСКИЙ АКТИВИСТ: "НЕ ДУМАЮ, ЧТО ХАБИРОВ ТАКИМ ПРАЗДНИКОМ УГОДИЛ СВОЕМУ ЭЛЕКТОРАТУ"

Окончательный вариант программы празднования 450-летия Уфы мэрия обнародовала лишь за пять дней до юбилея. Заявлялось, что "праздничная программа будет посвящена темам исторического единства и патриотизма".

Однако фактически она состояла из фестивальных и концертных мероприятий — театральных, музыкальных, гастрономических и так далее. Лишь одно мероприятие — театрализованное представление "Река времени" — имело некоторое отношение к истории Уфы за последние четыре с половиной столетия. В официальном релизе сообщалось, что "артисты и музыканты ведущих театров и художественных коллективов в Уфе показали зрителям, как город стал опорой Российской империи".

Визит в Уфу президента самопровозглашенной Абхазии Аслана Бжании. 30 августа 2024 года

"Idel.Реалии" побеседовали с одним из башкирских активистов (мы не можем разглашать его имя из-за закона о "нежелательных" организациях в России) о том, как прошел праздник.

— Я не встретил довольных этим праздником, — заявил он. — Десятки и сотни миллионов рублей потратили на гонорары приезжим артистам, на банкеты с ними, на нелепые стройки. Кому нужна была эта копия сухумской колоннады на набережной, когда памятник Салавату Юлаеву — гордость Уфы, гордость республики — в таком ужасном состоянии? Мало того, что он весь позеленел, облез — так он уже просто разрушается. А пресловутый Дворец борьбы, на который потратили миллиарды и который даже отделать изнутри не успели?

"Когда мы смотрим сюжеты из Казахстана, то видим, что наш братский тюркский народ старается увековечить предков и национальные традиции в любом монументальном объекте. Что мы видим в детище Хабирова?.. Не отрицая вклад античной цивилизации в популяризацию спорта и олимпийского движения, вынуждены задать вопрос: как в Башкортостане, где борьба — это национальный вид спорта, где все сабантуи заканчивались борьбой батыров, где борьба — элемент эпоса и героики, так наплевательски относятся к наследию предков и нашим традициям?", — отметил автор Telegram-канала "Батыр и Толпар".

— К истории Уфы, а тем более республики программа празднеств не имеет отношения ни исторически, ни культурно, — констатировал уфимский активист. — Что в ней было национального? Полина Гагарина, которой Хабиров присвоил почему-то звание "народного артиста Башкортостана"? (это награждение вызвало множество негодующих реплик уфимцев"Idel.Реалии") Олег Газманов, получивший от того же Хабирова республиканский "орден Дружбы народов"? Шоумен Элвин Грей? Выпечка, да сувениры? Ничего такого, что отличало бы Уфу как столицу национальной республики, не было. Даже башкирскими флагами город не украсили.

Башкирский политэмигрант Руслан Габбасов с удивлением отметил, что традиционные башкирские народные гуляния "Ритаим" в эти дни переместились с площади у памятника Салавату Юлаеву на полутемную набережную реки Белой.

— Такие мероприятия в Уфе башкиры начали проводить ещё в 1990-х годах — башкиры собирались вечерами, пели свои песни, организовывали игры, конкурсы, танцевали, играли на музыкальных инструментах, — напомнил Габбасов. — Власти очень часто пытались запретить эти собрания башкир, но молодежь упорно собиралась. Сегодня эта традиция продолжается. Правда, теперь башкирская молодежь переместилась на набережную.

Уфа. Дворец борьбы

Башкирский активист из Уфы в качестве "анекдотического случая" привел в пример обращение накануне праздника первого вице-премьера Башкортостана Урала Кильсенбаева с просьбой сообщить о замеченных ошибках на табличках в названиях городских улиц на башкирском языке.

— Словом, и сценарий был совершенно топорный, и сам праздник получился позорный, — констатировал активист. — Совершенно безликий так называемый "юбилей", устроенный ради амбиций одного человека, который перенес его под свои выборы. Не думаю, что Хабиров таким праздником угодил своему электорату.

Собеседник также добавил, что и поздравление президента России Владимира Путина "было совершенно безликим".

— Ни слова он не сказал о том, что Уфа — столица национальной республики; поздравил как какой-то провинциальный городок. Собственно, и Хабиров высказался в своем поздравлении в таком же обезличенном виде, под стать своему патрону, — резюмировал активист.

"БАШКИРСКОЕ НАСЕЛЕНИЕ ДО СИХ ПОР ОСТАЕТСЯ В УФЕ МЕНЬШИНСТВОМ"

УФА В СОСТАВЕ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА

1573 год — несколько башкирских племен обратились к царю Ивану Грозному "с челобитьем о строительстве на их земле крепости".

30 мая (по старому стилю) 1574 года — в устье реки Сутолоки высадился отряд московских стрельцов во главе с воеводой Иваном Нагим. В том же году на холме над Сутолокой и Белой был возведен деревянный Уфимский Кремль (сгорел в 1757 году, не восстанавливался; на его месте в 1965 году был открыт Монумент Дружбы).

1586 год — Уфа получает статус города и становится административным центром Уфимского уезда.

Ноябрь 1773-го — март 1774 года — Уфа выдерживает осаду войск Емельяна Пугачева под командованием атамана Ивана (Чики) Зарубина.

1 мая 1775 года — в Уфу из Оренбурга доставлены плененные Салават Юлаев и его отец Юлай Азналин. После экзекуции они отправлены в вечную ссылку в крепость Рогервик (Эстония).

1788 год — указом императрицы Екатерины I образовано "Уфимское духовное магометанского закона собрание" (ныне — Центральное духовное управление мусульман России (ЦДУМ), учреждена должность главы российских мусульман — муфтия.

Сентябрь 1824 года — Уфу посещает император Александр I.

1830 год — построена Первая соборная мечеть Уфы.

1865 год — город становится центром Уфимской губернии.

1897 год — население Уфы достигает численности в 50 тысяч человек.

Июнь 1904 года — Уфу посещает император Николай II.

1913 год — население Уфы превышает численность 100 тысяч человек.

1918 год — в городе проходит Государственное совещание, на котором провозглашено "Российское государство" и образовано его правительство — "Уфимская директория".

1922 год — с присоединением к Малой Башкирии Уфимской губернии Уфа становится столицей Башкирской автономной республики.

1980 год — с присоединением к городу рабочего поселка Шакша население Уфы достигает численности в один миллион человек, что в том числе позволяет городу претендовать на строительство метро.

1996 год — принят закон РБ "О статусе города Уфы — столицы Республики Башкортостан".

Историки до сих пор выдвигают различные гипотезы о происхождении названия "Уфа". По мнению историка Николая Щербакова, одной из наиболее правдоподобных считается гипотеза о финно-угорском происхождении названия города — от слова "Ува", что означает "медвежья река". По другой версии, название происходит от древнетюркского слова "уба" — "холм, гористая местность".

"Idel.Реалии" также спросили у башкирских общественников, ощущают ли они Уфу столицей своей национальной республики.

— Сейчас отпраздновали просто очередную круглую дату со дня основания уфимской крепости, — сказал один из активистов башкирского национального движения. — Но, вообще-то, первые человеческие поселения возникли на этом месте еще в I тысячелетии нашей эры. Проходящая сейчас борьба за сохранение городища "Башкорт" имеет в этом смысле не только научное и культурное, но и политическое значение — это борьба за устранение белых пятен в дороссийской истории государственности Башкортостана. Вот это для нас важно. А отмечать 450-летие основания уфимского острога, основанного для сбора ясака, мы не считаем какой-то особой необходимостью.

По словам активиста, несмотря на то, что Уфа уже более 100 лет является столицей Башкортостана, "башкирское население до сих пор остается в ней меньшинством".

— До революции и во время неё Уфа была в основном русским городом, — напомнил собеседник. — Столицей башкирской автономии она стала в 1922 году — и это было политическое решение центральной советской власти, направленное на резкое уменьшение удельного веса башкир в республике. Собственно, в этом смысле большевики вернулись в какой-то мере к политике русских царей. Тем не менее в период так называемой коренизации управленческого аппарата процент башкир в населении Уфы существенно вырос. Эвакуация в Уфу многих заводов, учреждений во время Великой Отечественной войны вновь изменила национальный состав города. Еще больше изменила его послевоенная индустриализация — собственно, до начала 1960-х годов Уфа продолжала оставаться в основном русским городом, хотя в то время уже пошел процесс урбанизации и башкирского населения. Но этот процесс набрал силу лишь в последние два-три десятилетия.

Тем не менее активист считает, что башкирское население "до сих пор не ощущает Уфу полноценной столицей именно Башкортостана".

— Какой-то особой восторженности по этому поводу я не встречал. Конечно, в любой деревне башкир знает, что где-то есть Уфа, которая является главным центром республики. Но башкиры в глубинке куда больше привязаны к своей земле, нежели к какой-то столице. Хотя во многих других странах население гордится своими столицами — взять Тбилиси в Грузии, Астану в Казахстане, да хоть Париж во Франции. Но чем гордиться башкирам в Уфе? Что в ней национального, кроме названия некоторых улиц, Башкирского драмтеатра и памятника Салавату Юлаеву, который и к юбилею остался в неприглядном виде? — задался вопросом собеседник.

С ним согласилась и башкирская активистка, член "Комитета башкирского национального движения за рубежом" Айгуль Гимранова-Лион.

— Уфа, собственно, никогда и не была башкирским городом, — заявила она. — Лично я, когда жила там, этого не чувствовала. Можно сказать, что башкиры в Уфе жили в советское время довольно изолированно. Были лишь отдельные уголки, островки, где собиралась башкирская публика: школа-интернат имени Рами Гарипова, факультет башкирской филологии БГУ, Башкирский драмтеатр, пятачок возле памятника Салавату Юлаеву — вот, пожалуй, и всё… Несмотря на то, что официально Уфа была столицей нашей республики, мы её не ощущали своим городом, вынуждены были держаться особняком.

Айгуль Гимранова-Лион вспомнила характерный случай, произошедший с ней в начале 1990-х годов во время поездки в уфимском транспорте.

— Я училась в школе-интернате имени Рами Гарипова и тогда еще плохо разговаривала по-русски. Мы с подругой ехали в трамвае и о чем-то болтали на башкирском языке, смеялись. Какая-то женщина повернулась к нам и сказала: "Разговаривайте на человеческом языке!" Я взорвалась буквально сразу, спросила её: "А мы на каком разговариваем, на собачьем что ли?!"

Активистка привела в пример Казань, где она прожила в 1990-х годах достаточно долгое время.

— В Казани ты мог всюду слышать речь на татарском языке. Вообще, в городе было очень много именно "татарскости" — ты всегда ощущал, что находишься в татарском городе, в татарской столице. В Уфе "башкирскость" не ощущалась ни в бытовом, ни в культурном плане. Мне кажется, если говорить о башкирской культуре, Сибай куда в большей мере является её центром, нежели Уфа, — подчеркнула собеседница.

Гимранова-Лион также отметила, что лично её не удивляет "безликая, лишенная национального содержания программа прошедших празднеств".

— То, что в прошедшем юбилее Уфы не было ничего башкирского, национального, логично вытекает из всей политики Кремля. Нас ведь готовят к тому, чтобы упразднить республики, вернуть губернии. Уфа как была форпостом российской империи, так им и остается; такой федеральный центр хочет видеть её и в дальнейшем, — резюмировала Гимранова-Лион.

Политэмигрант Руслан Габбасов поделился мнением, что "Уфа все века была центром колониальной и репрессивной политики империи".

— Лично я и мои соратники по "Комитету башкирского национального движения за рубежом" относимся к этому празднику, равно как и к празднованиям дат так называемого "добровольного вхождения Башкортостана в состав России" (1557 год), как к позорным вехам колонизации наших земель. Башкиры много десятилетий боролись с этой колонизацией, осаждали и жгли русские крепости, заводы. В уфимские тюрьмы сажали восставших и затем плененных башкир, в Уфе их казнили. Таким же опорным центром российской колонизации Башкортостана Уфа во многом остается и сейчас: в ней располагаются главные управления федеральных карательных органов и институций — ФСБ, МВД, суды, прокуратура, тюрьма и так далее. Так что, подытоживая, скажу: в этой дате ничего особо радостного для башкир нет, — сказал Габбасов.

БАШКИРАМ НУЖНА НОВАЯ СТОЛИЦА?

Проблему самоидентификации уфимцев попытался исследовать сотрудник Института гуманитарных исследований при Академии наук РБ, преподаватель Башгосуниверситета Рустем Вахитов, опубликовавший в прошлом году статью "Изобретение Уфы".

Критикуя проекты некоторых местных активистов по воссозданию мифа "Уфа губернская", их высказывания о желательности "упразднения Башкирской республики и возвращения к административно-территориальному образованию — Уфимской губернии", Вахитов отметил, что "уфимская традиция давно уже прервалась, и подавляющее большинство жителей современной Уфы не имеют к Уфе дореволюционной никакого отношения". В этой связи он напомнил о многочисленных миграционных потоках XX и начала XXI века, до неузнаваемости изменивших как социальный, так и национальный состав Уфы.

Исследователь также заявил, что такой проект, как "Уфа — русский город", "в качестве непроговариваемого довеска несет в себе мощный заряд башкирофобии".

"Конфликтогенность такого проекта очевидна, и вполне ожидаем был симметричный ответ на него со стороны башкирской интеллигенции", — подчеркнул Вахитов, имея в виду научные и общественные дискуссии вокруг археологического памятника "Городище Уфа II".

"Сторонники академика Мажитова фактически пытаются сконструировать иную башкирскую уфимскую идентичность и проекту "Уфа — русский город" противопоставляют проект "Уфа — башкирский город", — отметил исследователь.

По мнению Вахитова, "несомненно, на рубеже XX–XXI вв. сформировалось новое поколение башкир, которые выросли в Уфе и, в отличие от своих отцов и дедов, уже не связывают себя с определенным районом и селом республики, они хотят быть уфимцами не только по месту жительства и по прописке, но и по самоощущению". Однако, как подчеркнул Вахитов, "концепция Уфы как русского города не оставляет им такой возможности, поэтому они изобретают другую, башкирскую Уфу".

— Я бы сказал, что на данный момент башкирское население уже ощущает Уфу столицей своей республики, — считает историк Азамат Рыскильдин. — Если, скажем, в середине XX века на этот счет можно было замечать какие-то колебания во мнениях, то в конце прошедшего столетия и в начале XXI века в силу возрастающей численности башкирского населения и продолжающегося процесса его урбанизации Уфа воспринимается башкирами как своя столица, как "Башкала" — "Главный город". Отмечу, что сам по себе процесс трансформации Уфы губернской в Уфу — столицу Башкортостана, освоение её культурного пространства башкирским населением — это часть более широкого процесса деколонизации, который происходит не в одно поколение и иногда вопреки трендам политической конъюнктуры, иллюстрацией которой может служить 450-летие пресловутого "добровольного присоединения" башкир к России.

Башкирский политэмигрант Руслан Габбасов также отметил, что "объективно роль столицы республики Уфа всё же выполняет".

— В Уфе еще с ранних советских времен проживает и функционирует правящая элита республики, которая во многом состоит и из башкир. Там проживает и трудится уже многочисленная башкирская интеллигенция — научная, культурная, производственная. И со временем, поскольку урбанизация башкирского населения продолжается, численность и роль башкир в Уфе будет увеличиваться; рано или поздно она станет полноценной столицей Башкортостана. Так, например, это произошло с городами Грозный, Алматы, которые также были в прошлом русскими крепостями, — напомнил Габбасов.

Вместе с тем в связи с юбилеем Уфы он опубликовал в Telegram-канале пост, в котором от имени возглавляемого им "Башкирского национального политцентра" предложил "рассмотреть вопрос переноса столицы в будущем независимом Башкортостане".

Габбасов заявил, что Уфа, будучи крупным мегаполисом, зажатым между реками Агидель (Белая) и Караидель (Уфимка), "исчерпала свой рост развития". Он также отметил, что город "является огромным промышленным центром с многочисленными нефтяными, нефтеперерабатывающими заводами, химическими предприятиями, которые негативно сказываются на экологии города".

— Уфа заселена в большей части русским и татарским населением, — привел Габбасов один из главных своих аргументов. — По переписи 2010 года, в Уфе проживало 48,9% русских, 28,3% татар и только 17,1% башкир. Для выравнивания демографического крена необходимо основать новую столицу, ближе к районам с проживанием башкирского населения.

Активист привел в пример перенос столицы Казахстана из Алматы в Астану, что, по его мнению, "способствовало решению многих проблем". Габбасов предложил построить новую столицу "ближе к южным границам республики", назвав в качестве одного из вариантов место, где сейчас в располагается село Саитбаба (Гафурийский район).

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Что делать, если у вас заблокирован сайт "Idel.Реалии", читайте здесь.