18 мая — в 80-ю годовщину депортации крымских татар — в Берлине прошел один из крупнейших за пределами аннексированного полуострова митингов памяти. На нем крымскотатарский активист Эльвис Чолпух объявил о начале кампании за признание в Германии на официальном уровне депортации актом геноцида. "Idel.Реалии" с ним поговорили.
Эльвис Чолпух — крымскотатарский активист, ныне проживающий в Германии. Представляет организацию "Initiative Qırımlı" — общество активистов из Крыма, которые с 2014 года знакомят жителей ФРГ с ситуацией в Крыму и проблемами его коренного народа.
— Эльвис-бей, расскажите о себе, чем вы занимаетесь в Германии?
— На данный момент я занимаюсь общественной деятельностью, провожу различные культурно-просветительские проекты, направленные на знакомство европейской общественности с историей, культурой и проблемами коренного народа Крыма — крымцами (крымские татары) (на такой формулировке настоял собеседник — "Idel.Реалии").
— Почему депортацию крымских татар 1944 года следует считать актом геноцида? Что вообще, на ваш взгляд, можно назвать геноцидом?
— Геноцид — это, во-первых, целенаправленная политика по уничтожению определенной группы по этническому признаку. Это уничтожение материального и духовного наследия народа, запрет на сохранение своей идентичности… По этим трем пунктам на протяжении практически 50 лет наши права были нарушены. Вследствие депортации и в первые годы после депортации от нечеловеческих условий проживания, от принуждения к физически рабскому труду погибло около 46% крымцев-крымских татар.
Но нас не просто уничтожали физически. Они [советские власти] не ленились заниматься переименованием топонимов [в Крыму], они не ленились сжигать библиотеки, уничтожать всякое упоминание [крымскотатарского] народа в истории, то есть вычеркивать его из различных энциклопедий, например.
Часто именно в российском обществе возникает мнение, что, мол, в советское время был такой преступный режим, когда страдали все мы. Русские говорят: "Мы тоже страдали от этого режима, нас тоже раскулачили, нас тоже расстреливали". Но русская культура в это время не просто сохранялась — она развивалась и расширяла влияние за пределы своего исторического ареала. Поэтому в этой дискуссии, когда они говорят, что от советского режима пострадали все народы, не только вы — не надо, мол, плакаться… Нет, мы пострадали непосредственно от геноцида, в отличие от отдельно взятых репрессированных представителей русского народа, которые пострадали от режима.
Согласно статье II Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 года (первый договор по теме прав человека, принятый Генеральной Ассамблеей ООН), геноцид означает любое из следующих действий, совершенных с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу:
a) убийство членов группы;
b) причинение серьезного физического или психического вреда членам группы;
c) намеренное создание для группы условий жизни, направленных на ее полное или частичное физическое уничтожение;
d) введение мер, направленных на предотвращение рождения детей в группе;
e) насильственная передача детей из группы в другую группу.
— Как именно вы намерены добиваться признания депортации крымских татар актом геноцида? Как это в Германии процедурно устроено?
— Для начала мы подали обращение в петиционный комитет Бундестага. После публикации петиции на сайте Бундестага в течение четырех недель нам необходимо собрать 50 000 подписей. Безусловно, мы заручаемся поддержкой различных международных организаций, письмами со стороны правительств стран, которые уже признали депортацию 1944 года геноцидом.
— Какие именно страны уже признали депортацию крымских татар актом геноцида?
— Геноцидом депортацию крымцев-крымских татар в 2015 году признала Украина, в 2019-м — Латвия и Литва, а Канада — в 2022-м году.
— Понятно ли сейчас, когда именно начнется сбор подписей?
— Обращения там могут рассматриваться месяцами. Запрос отправлен, сейчас ждем, когда они его выставят на сайте — и после этого мы уже начинаем собирать [подписи].
— Расскажите, как вы решились за это взяться? И в чем ваша мотивация? Кроме того, что вы — крымский татарин.
— Вообще, в любом случае признание ошибок прошлого и вопрос ответственности любого режима, который совершает преступление, — это некое препятствие для повторения подобных преступлений в будущем. Поэтому очень важно, как бы ни казалось, что это произошло очень давно… Очень важно требовать торжества справедливости, требовать ответственности со стороны правопреемников преступного режима.
Вследствие геноцида 1944 года крымцы-крымские татары как нация лишились своей национальной автономии, лишились численности и лишились имущества. Этого всего мы лишились как нация — и нам этого никто не вернул. Поэтому причина, по которой всем репрессированным народам необходимо требовать признания со стороны международной общественности этих преступлений актами геноцида, — компенсации по этим пунктам.
Безусловно, мы не можем воскресить умерших, мы никак не можем предотвратить трагедии каждой крымской семьи. Но есть такие вопросы, в которых мы пострадали как нация. И требование от правопреемника преступного режима компенсации и решения данных вопросов — для нас очень важное и принципиальное. Последствия геноцида 1944 года наш народ ощущает очень остро по сегодняшний день.
— Вы упомянули "правопреемников преступного режима". Кого вы считаете этими правопреемниками в наши дни?
— Безусловно, главным правопреемником преступного режима является Российская Федерация.
— Среди европейских политиков есть мнение, что все происходящее в Крыму сегодня — это "мягкое" повторение событий 80-летней давности. То есть, конечно, крымских татар не выселяют насильно в товарных вагонах, но они, так или иначе, поражены в политических правах. Десятки крымских татар сидят в тюрьмах, многих вынуждают уехать из Крыма. Например, об этом накануне 80-й годовщины депортации в статье Russia repeats genocide on Crimean Tatars (Россия повторяет геноцид крымских татар) пишет депутатка Европарламента и бывшая глава МИД Польши Анна Фотыга. Согласны ли вы с такой оценкой?
— Думаю, я сейчас не могу с этим согласиться. Почему? Потому что все-таки, на мой взгляд, то, что наш народ переживает именно сейчас — последние 10 лет — в большей степени резонирует с событиями после аннексии Крыма Российской империей в 1783 году. Тогда, собственно, проводилась целенаправленная политика колонизации, выживания коренного населения и заселения его лояльными людьми. То есть без применения депортации — просто создавая такие условия, которые вынуждают людей покидать территории. И, на мой взгляд, сейчас ситуация в большей степени созвучна именно с этим периодом — вплоть до 1944 года.
И вообще, в принципе, рассматривать 1944-й год как некий отдельный акт геноцида, на мой взгляд, не совсем корректно. Потому что возникают вопросы: а почему, собственно, произошла депортация? И пропагандистские СМИ, различные активисты, ура-патриоты начинают рассказывать о коллаборационизме крымцев-крымских татар и прочие бредни, которые распространялись в Советском Союзе.
Но если мы посмотрим на этническую карту Крыма с XVIII века и по 1944-й год, то мы увидим очень характерную целенаправленную стратегию. То есть каждые, условно говоря, 50 лет мы видим уменьшение численности коренного населения и, собственно, процесс колонизации. И поэтому депортация 1944 года — это лишь один из кульминационных моментов геноцида, который начался в 1783 году.
И мы не знаем, как эта риторика изменится, если война [в Украине] затянется. Если, собственно, санкции не снимут, сохранится изоляция России… К чему она приведет? Дальше очень сложно, в принципе, что-то как-то прогнозировать. Не исключено, что к власти в России придет более радикальный правитель, который не будет очень сильно церемониться. И поэтому нам стоит опасаться повторения событий 1944 года.
— В апреле 2014 года, сразу после аннексии Крыма, Владимир Путин подписал указ о реабилитации крымскотатарского и других депортированных народов. О нем часто говорят люди, которые положительно относятся к российским властям. Мол, смотрите, Путин реабилитировал крымских татар, чего вам еще надо?
— Ситуацию, в которой мы находимся сейчас, я бы охарактеризовал как гибридный геноцид. Мы видим фиктивное соблюдение прав национальных меньшинств, которое декларируются на бумаге, но никаким образом не ведет к реальным действиям. То есть фактически после 2014 года крымскотатарский язык признан государственным в Республике Крым. Но продвижения в этом направлении нет. Мы, напротив, наблюдаем сокращение классов и школ с изучением родного крымскотатарского языка.
Летом 2018 года Госдума России закрепила строгую добровольность изучения родных языков. Соответствующие поправки были приняты в федеральный закон "Об образовании". Это произошло после заявления Владимира Путина о недопустимости принуждения изучать неродные государственные языки национальных республик федерации, кроме русского, поэтому они перестали быть частью обязательной школьной программы. Это вызвало протесты в ряде республик Поволжья.
Мы видим сегодня открытие мечетей в оккупированном Крыму. Но это — опять же — только декорация. Для чего это делается? Это делается как некий пропагандистский маневр для мусульманского мира, для Турции, чтобы показать, что права крымских мусульман якобы не ущемляются. Но в то же время мы наблюдаем систематические обыски в домах у верующих людей, аресты и заключения — по 10-20 лет — за наличие [у них] дома какой-либо религиозной литературы, которая в принципе в других странах мира не признана экстремистской.
С 2015 года крымских мусульман стали задерживать по обвинению в причастности к исламской политической организации "Хизб ут-Тахрир". В Украине она разрешена, но в некоторых странах мира — нет (в частности, в Турции, Пакистане и большинстве арабских стран, а также в Германии). В России Верховный суд признал организацию террористической еще в 2003 году. Правозащитный центр "Мемориал" считает преследование крымских татар по делу "Хизб ут-Тахрир" политически мотивированным: в 2014 году они выступали против присоединения к России.
В марте 2014 года Россия аннексировала украинский полуостров Крым. Международные организации признали аннексию Крыма незаконной и осудили действия России, страны Запада ввели против нее экономические санкции. Кремль отрицает аннексию полуострова и называет это "восстановлением исторической справедливости".
Помимо указа, что нам нужно? Мы, как я уже сказал, лишились национальной автономии на территории Крыма. То есть нам необходимо восстановить свои институции. Это первое. Нам не бумажки нужны. За этим указом должны следовать определенные действия.
В результате депортации мы лишились численного если не преимущества, то какого-то заметного присутствия в Крыму. За этим указом должен следовать процесс репатриации. Правопреемники преступного режима должны предоставить жилье всем потомкам депортированных. То есть, в принципе, есть архивы, есть уйма архивных справок, наследники могут подтвердить, где, когда и что им принадлежало, в каком объеме. И необходимо это все восстанавливать. Вот это нам нужно. То есть нам нужно не на бумажке чтобы написано было, что это был преступный акт, а должна наступить определенная ответственность.
По поводу того, что я рассказываю о возвращении имущества. Конечно, для наших людей, для людей с постсоветского пространства, которые пережили коллективизацию, которые пережили репрессии, это кажется чем-то таким фантастическим, удивительным, непонятным. Но в Европе мы видим рестораны, которые существуют с XV-XVI века. И все это время они являются собственностью одной семьи — из поколения в поколение люди занимаются одним и тем же делом.
Эти вопросы не кажутся какими-то странными здесь... Я познакомился с одним человеком, тоже общественным деятелем, активистом, который оказывает нам большую поддержку. Он в возрасте двух лет вынужден был покинуть Восточную Германию, поскольку его отец находился под преследованиями со стороны Штази. И лишь после воссоединения Германии он вернулся на свою малую родину. У их семьи было свое поместье, был ряд своих каких-то старых предприятий, которыми семья владела с древних времен. И после национализации в его родовой усадьбе был устроен детский интернат. В результате он отсудил свой родовой дом. И наблюдая за этим, видя это торжество права, мы, конечно, вдохновляемся. И приобретаем вот эту надежду, что добиться справедливости получится и у нас.
— Что вы планируете делать, если власти Германии признают геноцидом депортацию крымскотатарского народа?
— В этой ситуации я вижу необходимым закладывать некие камешки в фундамент, которым смогут воспользоваться наши преемники в будущем. Следующим шагом после признания депортации геноцидом в Бундестаге, безусловно, буду стараться связываться с активистами в других европейских странах, чтобы наш голос был услышан и чтобы эта проблема оставалась на повестке.
— Каким вы себе представляете будущее Крыма?
— Наши представления о Крыме будущего не изменились, наверное, со времен Номана Челебиджихана (1885-1918 гг.) (крымскотатарский политик и общественный деятель, первый председатель правительства Крымской Народной Республики, организатор I Курултая крымскотатарского народа, первый избранный временный муфтий мусульман Крыма, Литвы, Польши, Беларуси — "Idel.Реалии"), который мечтал построить из Крыма удивительный сад, где каждый народ был бы отдельным цветком — обеспечил богатство и разнообразие этого сада.
Стоит сохранить это разнообразие. Крым — это многонациональный регион. И его многонациональность — это наше богатство. Но крымцы-крымские татары являются титульной нацией данного региона. То есть в перспективе 50 лет мы должны иметь национальную автономию в Крыму с крымцами-крымскими татарами в роли титульной нации, документооборот на родном языке, видеть развитие нашей культуры.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: 80-летие депортации крымских татар: преступление и рецидивПодписывайтесь на наш канал в Telegram. Что делать, если у вас заблокирован сайт "Idel.Реалии", читайте здесь.