Верховный суд Башкортостана сегодня отменил решение Октябрьского райсуда Уфы, назначившего 13 октября координатору уфимского штаба политика Алексея Навального Лилии Чанышевой 40 часов обязательных работ за "организацию несанкционированного шествия" в день рождения президента РФ Владимира Путина 7 октября. Дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Напомним, что 7 октября уфимские сторонники Алексея Навального устроили собрание на площади перед Дворцом спорта, а затем — пешую прогулку до площади Ленина, где располагается городская мэрия. Собрание и прогулка проходили без плакатов и звукоусиливающей аппаратуры, участники держали в руках лишь флаги России и воздушные шарики с надписями "Навальный 20!8" и скандировали лозунги "Путин — вор!", "Россия — без Путина!", "Уфа — за Навального!", "Путин — это война! Навальный – это свобода!" При этом, первоначально, по свидетельству Лилии Чанышевой, полицейские заявляли, что у них нет претензий к устройству собрания. Мероприятие прошло без происшествий и задержаний, однако, спустя два дня полиция обвинила Лилию Чанышеву в организации "несанкционированного шествия" — на нее был составлен административный протокол по ч.2 ст. 20.2 КоАП РФ (организация либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия). В суде первой инстанции защита заявила, что полиция не представила доказательств того, что Чанышева, действительно, организовала шествие. Адвокат Чанышевой также обратил внимание на то, что объяснения свидетелей со стороны обвинения не были оформлены надлежащим образом и потребовал вызвать этих свидетелей в суд для допроса, однако, судья Тимур Багаутдинов отказался удовлетворить это ходатайство. Суд назначил Чанышевой 40 часов обязательных работ, при этом решение было зачитано в отсутствие публики и журналистов, которых дезинформировали о времени и месте оглашения судебного вердикта.
Решение райсуда было обжаловано активисткой в Верховный суд Башкортостана. В апелляционной жалобе Лилия Чанышева заявила, что 7 октября она не проводила никаких действий по "организации шествия", а на площади перед Дворцом спорта присутствовала в качестве журналиста издания "Левиафан", выполняя редакционное задание по освещению происходящих на площади событий. Утверждения сотрудников полиции о том, что она "обратилась к гражданам с предложением организованной группой пройтись до площади им. В.И.Ленина, при этом сообщив собравшимся маршрут движения", Чанышева назвала "недостоверными", пояснив, что эта недостоверность подтверждается видеоматериалами, которые находятся как в деле, так и в общем доступе в сети "Интернет". Отдельно в жалобе активистка указала, что эти видеоматериалы так и не были исследованы районным судом.
В судебном заседании в Верховном суде Чанышевой и её адвокатом Эльдаром Ильметовым также было заявлено, что "при назначении наказания в виде обязательных работ, суд не учел положения Постановления Конституционного Суда Российской Федерации № 4-П от 14.02.2013г., в котором указано, что обязательные работы могут применяться в качестве административного наказания за предусмотренные статьями 20.2, 20.2.2 и 20.18 КоАП РФ, только если они повлекли причинение вреда здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц либо наступление иных последствий", между тем "таковых последствий при рассмотрении настоящего дела об административном правонарушении судом не установлено". На основании всех указанных доводов Чанышева и её защитник потребовали отменить постановление районного суда, как незаконное, и прекратить производство по делу.
После короткого перерыва суд вынес вердикт, согласно которому постановление Октябрьского райсуда о назначении обязательных работ подлежит отмене, а дело должно быть направлено на новое рассмотрение в тот же райсуд. В мотивировочной части суд указал, что основанием для отмены прежнего решения явился тот факт, что сама Чанышева не присутствовала в заседании, где выносилось решение, в то время как, согласно статье 25.1 КоАП РФ, "при рассмотрении дела об административном правонарушении, влекущем административный арест, административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина либо лица без гражданства или обязательные работы, присутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу, является обязательным".
— Конечно, мы не удовлетворены вынесенным решением, поскольку мы, — подчеркну, по совсем другим основаниям, — настаивали на полной отмене решения райсуда и прекращении производства по делу, — заявил защитник Лилия Чанышевой, адвокат Эльдар Ильметов. — Нам важно было не затягивать дело и не направлять его на новое рассмотрение — чтобы суд первой инстанции занялся исправлением ранее допущенных нарушений.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Мы говорим о том, о чем другие вынуждены молчать.