Розыгрыш белорусского пранкера Владислава Бохана, в результате которого учителя семи российских образовательных учреждений не только смастерили и надели на себя шапочки из фольги, но и провели мастер-классы по их изготовлению, наглядно продемонстрировал, в каком состоянии сегодня находится образовательная система в РФ, считает эксперт по федеративным отношениям Харун (Вадим) Сидоров.
Впрочем, одна ли она? Выдав себя за депутата от "Единой России", Бохан потребовал от учителей изготовить из фольги и надеть "шлемы Отечества". Обосновал он это тем, что "злобные натовцы планируют облучать физически и биологически русский народ", а потому "наши учителя должны будут обучиться сопротивляться этому с помощью примитивных средств защиты, как шапочка из фольги".
Акционист признался, что не верил в успех своего мероприятия, однако реальность превзошла ожидания — нашлись целые учебные заведения, сотрудники которых с энтузиазмом взялись за исполнение абсурдного поручения. Смысл же задумки, по словам Бохана, заключался в том, чтобы таким образом "показать уровень фашизации населения России".
Честно говоря, сюрпризом в этой ситуации стали даже не действия учителей (об этом чуть позже), а реакция на них. Если российские власти отреагировали на произошедшее весьма сдержанно, то у ряда представителей российской оппозиции перфоманс Бохана вызвал негодование.
— Гнусно это. Когда вместо того, чтобы восхищаться подвигами, утверждаются за счет того, что смеются над замордованными, нищими и не очень умными людьми, — написала Юлия Латынина, обвинив Бохана в "демонстрации собственного морального и интеллектуального превосходства за чужой счет".
Однако стоит отметить, что за свои представления о том, как себя должны вести учителя, Владислав Бохан в свое время очень даже платил "по своим счетам"; в то время как разыгранным им учителям ни по каким счетам платить не пришлось. Бохан сам был не просто учителем, но и классным руководителем; он рассказывал, как в одиночку противостоял идиотизму режима Лукашенко в образовательной системе Беларуси при полном безразличии своих коллег. Кульминацией же его противостояния несправедливости стали лишение свободы и внесение в списки "экстремистов" за участие в протестных акциях против фальсификации результатов президентских выборов в Беларуси в 2020 году.
Так что, кто-кто, а Владимир Бохан имеет полное моральное право уничижительно оценивать бездумное, сервилистское поведение своих коллег. Тем более, что — в отличие от данного розыгрыша — в других случаях это поведение далеко не безобидно. Как показывает Бохан, подобные учителя, у которых оказалось немало добровольных "адвокатов", готовы соучаствовать не только в фальсификациях выборов, но и фактически в репрессиях против инакомыслящих.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Сказка об украденном времени. Чего добилась путинская пропаганда, навязав школам новый предмет?Что касается реальности, продемонстрированной этим экспериментом, то таковая может вызывать шок, удивление или разочарование только у тех, кто до сих пор остается в плену у собственных иллюзий относительно положения российского общества в целом. В частности, ничего кроме улыбки не могут вызывать рассуждения о том, что учителя, способные бездумно выполнить любой приказ, ничему полезному детей научить не могут. Ведь они исходят из того наивного понимания, что критерии "полезности" едины для всех обществ; и, например, то, что полезно в Южной Корее, полезно и в Северной.
Образовательная система (и учителя как ее функционеры) решает те задачи, которые считает нужным решать для себя (и своих подрастающих поколений) общество; или же кто-то, кто решает это за общество, но с его молчаливого согласия. И если одни общества ставят перед собой задачу развивать у своих подрастающих поколений критическое мышление и формировать способных самостоятельно мыслить личностей, то другим нужны безропотные и безотказные винтики общественного и государственного механизма. А в таком контексте очевидно, что с энтузиазмом согласившиеся надеть шапочки из фольги учителя как раз оптимально решают те задачи, которые российское общество согласилось принять в качестве своих.
Иначе говоря, носить "шапочки из фольги" — фигурально это на данный момент выбор определяющего большинства российского общества, и вина согласившихся это сделать буквально учителей лишь в том, что они выполнили распоряжение, которое на этот раз оказалось фейковым.
Однако если такое или подобное ему распоряжение в следующий раз будет реальным, готовность этих учителей выполнять любые приказы в существующей в России общественно-государственной системе координат окажется не недостатком, а достоинством.
Харун (Вадим) Сидоров, кандидат юридических наук, докторант этнологии Карлова Университета (Чехия), эксперт по национальным движениям народов России в целом и Волго-Уральского региона в частности.
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в рубрике "Мнения", не отражает позицию редакции.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Что делать, если у вас заблокирован сайт "Idel.Реалии", читайте здесь.