"Сегодня — Шурале, завтра — Тукай". Казанская фирма запатентовала имена героев татарских народных сказок: чем это грозит?

Сцена из балета "Шурале" композитора Фарида Яруллина. 2009 год

Татарский государственный театр кукол "Әкият" получил досудебную претензию на полмиллиона рублей за использование наименований героев татарских народных сказок. Позднее руководство компании "Национальные игрушки", запатентовавшей их, предложило театру заключить соглашение, согласно которому ему разрешается использовать персонажей за символическую плату в один рубль. Опрошенные Радио Азатлык эксперты настаивают, что Шурале и другие герои татарских произведений — это символы нематериального наследия татар, с помощью которых не должны обогащаться отдельные предприниматели.

На минувшей неделе стало известно, что Татарский государственный театр кукол "Әкият" получил досудебную претензию на 500 000 рублей за использование наименований героев татарских народных сказок. Об этом рассказал художественный руководитель театра Ильгиз Зайниев.

— У меня лежит досудебная претензия к моему театру. Некая фирма запатентовала "Су анасы", "Камыр батыр", "Шурале", "Казанская царица", "Карт кызы". Сейчас предъявляют претензии, они хотят с нас 500 тысяч рублей сначала, а потом какие-то проценты, видимо, со сборов, — уточнил Зайниев.

По словам худрука театра, предъявившая претензии компания ничего не производит. Зайниев подчеркнул, что ранее это ООО запатентовало несколько наименований, чтобы заработать.

— Просто слова запатентовали и хотят на этом заработать. Конечно, мы будем судиться. То есть любое наше нематериальное культурное достояние могут присвоить себе какие-то мошенники. С этим может столкнуться любое учреждение культуры. Мы первые, — констатировал Зайниев.

Позднее выяснилось, что речь идет об ООО "Национальные игрушки", которое запатентовало имена татарских сказочных персонажей как товарные знаки. После заявления Зайниева руководитель фирмы Искандер Асянов предложил театру заключить соглашение, согласно которому ему разрешается использовать персонажей за символическую плату в один рубль.

Зайниев не уточнил, согласится ли на такое предложение, но подчеркнул, что театр готов защищать свои права в суде. Первый заместитель министра культуры Татарстана Юлия Адгамова подтвердила: "Мы обратимся в суд".

Министр культуры РТ Ирада Аюпова в свою очередь заявила, что с такими компаниями нужно бороться: "Я связалась с Роспатентом. Понятие "патентного тролля" — это большая проблема для всей страны. Нам скажут, что нужно делать".

"Патентные тролли" получают патентные права на какое-либо имя, технологию или слово и предъявляют претензии тем, кто их использует. Сама организация ничего, связанного с патентом, как правило, не производит. С юридической точки зрения это законная деятельность.

— Роспатент только проверяет, нет ли другого аналогичного товарного знака, — сказал "Реальному времени" управляющий партнер судебного агентства "Барристер" Айдар Муллануров. — Иными словами, кто первый встал — того и тапки. Поэтому у таких расторопных правообладателей есть преимущество. На мой взгляд, театру сейчас нужно подавать заявление в Роспатент об отмене охраны этого товарного знака у правообладателя. Нужно обращаться в Федеральную антимонопольную службу, указывая на факт недобросовестной конкуренции, ссылаясь на то, что правообладатель это сделал не ради того, чтобы защитить свой товар, а исключительно для того, чтобы препятствовать продаже товаров/услуг другими лицами.

В компании "Национальные игрушки" заявили, что не хотят раздувать скандал вокруг кукольного театра.

— Нам не жалко для бюджетных учреждений предоставить лицензию на один рубль, но они не захотели это обсуждать, сказали, что вынесут на Госсовет и поднимут сумму, чтобы привлечь внимание. Мне кажется, деловые вопросы так не решаются, — пояснил Искандер Асянов.

ООО "Национальные игрушки", по данным "Реального времени", было создано 10 января 2024 года. Фирма владеет следующими товарными знаками: "Кар Кызы", "Су Анасы", "Шурале", "Камыр-Батыр" и "Милли Зилант". Среди товарных знаков, на которые компания подала заявки на регистрацию: "Дом Татарской Сказки", "Алтынчеч", "Убырлы Карчык", "Царь Иван Грозный", "Гусь в тюбетейке", "Татар кызы", "Татар егете", "Казанская царица" (имеется в виду Сююмбике).

На сложившуюся ситуацию отреагировал Всемирный форум татарской молодежи, который направил письмо в Роспатент.

"Мы поддержим театры, которые получили подобные жалобы, и осудим организации, посягающие на народное достояние. Напоминаем, что согласно статьи 8 федерального закона "Об авторском праве и смежных правах", произведения народного творчества не могут являться объектом авторского права", — говорится в заявлении пресс-службы форума.

"ЭТО УНИЖЕНИЕ ТАТАР"

Опрошенные Радио Азатлык эксперты заявили, что создание прецедента с продажей лицензий за один рубль откроет путь для коммерциализации татарских слов и персонажей в будущем.

Специалист по татарскому фольклору (мы не можем назвать его имя из-за закона о "нежелательных" организациях в России) считает, что "Шурале — это народное наследие, и никто не должен обогащаться за его счёт".

— Татарские народные пословицы, сказки, их герои, поговорки, загадки, песни и многое другое — это культурное наследие нации. Шурале и Су анасы — тоже. Так же как Албасты, Бичура и Убырлы карчык. Все это мифологические персонажи, придуманные татарским народом. Почему кто-то должен зарабатывать на них? Это неправильно. Покупка лицензии за один рубль — это унижение татар. Все татары владеют своим наследием. Пусть используют! Если мы купим за один рубль, в будущем татары будут платить за слова, которые они сами придумали и использовали веками. Нельзя соглашаться на один рубль, в будущем они будут требовать всё больше. Сейчас они только проверяют театр кукол. Надо поднимать шум. Сегодня — Шурале, завтра — Тукай, — объяснил ученый.

Другой специалист (мы не можем назвать его имя из-за закона о "нежелательных" организациях в России) предложил посмотреть на эту проблему шире. По словам собеседника Радио Азатлык, в этой ситуации виноваты не только отдельные компании, но и несовершенство закона о нематериальном культурном наследии.

В мае 2017 года Госсовет Татарстана принял закон "О нематериальном культурном наследии в РТ". В начале 2018 года он вступил в силу. Со временем стало ясно, что в законе есть недостатки. Один из тех, кто участвовал в его написании, объяснил Радио Азатлык, что в законе необходимо было прописать, что нематериальные образцы наследия — это национальное достояние, их нельзя патентовать или использовать в частных целях.

— Да, сейчас мы возмущены, но кто может гарантировать, что эта проблема не возникнет в будущем? Закон неполный. Можно обвинять Роспатент, почему они не проверили? Но как они могут знать о сотнях мифологических героев, существующих в России? Да, они выдали патенты, но должны были проверять и консультироваться, — объяснил собеседник. — В данном случае Роспатент не нарушил закон, потому что там это не прописано. Поэтому Министерство культуры Татарстана должно немедленно обратиться в парламент с инициативой о внесении дополнений в закон. Должно быть четко указано: все, что признано народным наследием, принадлежит народу и не должно присваиваться отдельными людьми или компаниями. Важно также точно указать примеры того, что входит в народное наследие.

Специалисты в беседе с Радио Азатлык констатировали, что в реестре нематериального наследия Татарстана должна быть отдельная часть, посвященная мифологическим представлениям татарского народа. Они считают, что проблема не ограничивается мифологическими персонажами: Шурале, Су анасы и Камыр батыр связаны с сотнями пословиц, загадок, поговорок и песен. Если театр "Әкият" проиграет дело, использование этих пословиц также может оказаться незаконным, опасаются специалисты.

— Как быть с "Шурале" Фарита Яруллина, мультфильмом "Шурале", созданным Рамилем Тухватуллиным, и спектаклем Туфана Миннуллина "Җанкисәккәем"? Кто-то захочет выпускать конфеты "Шурале" или придумать игру — и что, они тоже должны будут платить за использование этих слов? Абсурд. Вот появился персонаж Туган батыр, которого придумал писатель Зульфат Хаким. Для нового придуманного персонажа патент нужен, но для тех, которые создал татарский народ, — нет! Это плевок в лицо нации, — поделился своим мнением один из собеседников.

Кадр из мультфильма "Шурале", созданного "Татармультфильмом"

Руководитель компании "Национальные игрушки" в интервью "Реальному времени" уточнил, что не имеет претензий к авторам книг, использующих персонажей татарских сказок.

  • Случаи взыскания денег за использование патентованных слов или предупреждений со штрафами уже были. Например, компания "Трэвэл-Эндвок", организовавшая "Резиденцию Кыш бабая" в Арске, запатентовала слова Кыш бабай и Кар кызы. Те, кто хотят использовать эти бренды, должны заплатить за это.
  • Ранее музей под открытым небом "Татарская деревня" ("Татар авылы") в Зеленодольском районе Татарстана не смог провести новогодний праздник для детей с участием Кыш бабая — им пришло предупреждение от "Резиденции Кыш бабая". В результате "Татарская деревня" вынуждена была отказаться от использования имени Кыш бабая и представить его зрителям как Суык бабай.

Оригинал публикации: Радио Азатлык

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Что делать, если у вас заблокирован сайт "Idel.Реалии", читайте здесь.