Крупнейшие российские банки призвали Центральный банк принять меры по борьбе с дефицитом юаней, который привел к падению курса рубля по отношению к китайской валюте до самого низкого уровня с апреля 2024 года. Дефицит юаней спровоцировал проблемы с поставками китайских товаров и повышенный спрос на китайскую валюту. 4 сентября, по данным Мосбиржи, стоимость однодневных сделок по привлечению и размещению ликвидности в юанях на российском рынке превысила 200%. Хотя еще в конце августа ставка была около 8,5%, отмечают аналитики. Опрошенные Сибирь.Реалии эксперты полагают, что если проблему не удастся решить, то Россию ждет разгон цен на импортные товары и их отечественные аналоги, а также замедление экономического роста.
Как возник дефицит?
Это случилось из-за того, что китайские банки начали отказываться от работы с российскими клиентами, опасаясь вторичных санкций США.
Проблемы начались несколько месяцев назад, когда американский Минфин ввел очередные антироссийские санкции, коснувшиеся в тот раз китайских импортеров. В Вашингтоне решили наказать их за поставки современной электроники и прочих запрещенных к ввозу в Россию товаров. В том же месяце США ужесточили механизм вторичных санкций, в том числе против иностранных банков за помощь со сделками с Россией.
Из-за санкций на несколько недель резко сократился объем трансграничных переводов, пока банки не придумали способ легально обойти ограничения.
В конце августа проблемы в российско-китайской торговле только усугубились. По данным Reuters, на счетах зависли несколько десятков миллиардов юаней. А некоторые российские предприниматели сообщили, что китайские банки стали возвращать им юани за уже полученные и растаможенные в России товары.
С проблемами столкнулись и российские сырьевые компании. В начале сентября стало известно, что они не могут погасить взятые в российских банках кредиты в юанях из-за проблем с платежами из Китая. Эти кредиты были взяты под будущую выручку за поставленное в Китай сырье, но китайские закупщики не могут перевести деньги поставщикам — банки КНР блокируют переводы, опасаясь американских санкций.
Чтобы рассчитаться за кредиты, сырьевые компании пошли на фондовый рынок. Это привело к тому, что юань резко подорожал на валютных торгах: спрос на китайскую валюту в России резко вырос, а предложение сильно ограничено. Стоимость операций репо (в самом общем смысле — это договор, позволяющий быстро занять деньги под процент) "овернайт" в юанях поднималась выше 200% годовых — столько кредитные организации были готовы заплатить, чтобы одолжить китайскую валюту на один день.
— Да, проблема с юанями встала в полный рост к концу лета. Связано это с тем, что появилось сразу несколько категорий юаней. "Чистые" юани, которые получены от Китая, например, экспортерами, и которые они не спешат продавать и хранят их, потому что понимают ценность этого актива. И есть юани, которые покупаются, например, на бирже, и эти юани токсичны для китайцев, потому что они прошли через подсанкционную организацию [Московскую или Санкт-Петербургскую биржи, попавшие под санкции]. И вот те юани, которые нужны импортерам для закупки товаров в Китае, стали настоящим дефицитом. Это именно те юани, которые Китай готов принимать без проблем, — объясняет Сибирь.Реалии экономический обозреватель Вячеслав Ширяев.
По его словам, сейчас российские банки опасаются осуществлять переводы даже "чистых" юаней. Российские импортеры просят письменное подтверждение от контрагента, что его банк примет деньги и перешлет их китайскому поставщику.
— Конечно, это совершенно ненормальная ситуация в международной торговле. Это все удлиняет сроки, увеличивает транзакционные издержки, а в итоге все превращается в дополнительную накрутку на цену товара. И, конечно, это вызывает торможение внешнеторгового оборота с главным экономическим партнером, — говорит Ширяев.
— Проблема, конечно, есть, и она затрагивает огромное количество частного бизнеса. В основном все отказы в платежах сосредоточены на поставках электроники и компьютерной техники. Все, что касается ширпотреба, автомобилей и всего, что даже потенциально не касается военного использования, проходит более-менее сносно, — отметил в разговоре с Сибирь.Реалии экономист Владислав Иноземцев.
Он считает, что нужно ждать выхода статистики китайской таможни за август, она должна показать, как последние проблемы с юанем повлияли на российско-китайскую торговлю.
— Не может быть, чтобы проблема, которую все кому не лень обсуждают последние полгода, никак не отражалась на реальных экономических потоках, — полагает Иноземцев.
Москва и Пекин понимали, что американские санкции могут коснуться их взаимной торговли, и потому долго вели переговоры о том, чтобы Китай разрешил российским банкам покупать юани, а с другой стороны, в России дали возможность китайским импортерам покупать рубли.
— Эта схема могла бы фактически ликвидировать дефицит юаней в России, но она не сработала и ее не запустили. А сейчас трудности в том, что юань в основном приходит в Россию по операциям российского экспорта. А покупка юаней на открытом рынке достаточно затруднена, потому что за пределами Китая торговля ими практически не ведется. Например, до войны, когда все было нормально и наша страна торговала с Европой, у России был огромный торговый профицит и приход огромного количества евро позволял не иметь никаких проблем с дефицитом валюты. А с Китаем у нас торговля сейчас идет ноль в ноль, и в июле она была даже немного дефицитной. Поэтому большому количеству юаней взяться на рынке неоткуда, — подчеркивает Иноземцев.
"Санкции работают"
Предприниматель Андрей Некрасов (имя и фамилия изменены в целях безопасности собеседника), поставляющий из Китая в Россию промышленное оборудование, рассказал, что проблемы с платежами зависят от того, насколько быстро сможет компания найти лазейку.
— Например, месяца полтора назад китайские фирмы могли открывать рублевые счета в двух отделениях сельскохозяйственного банка Китая на севере страны, в провинции Хэйлунцзян. В них можно было открыть счет в рублях и получить платеж в рублях, а затем конвертировать его в юани. Курс был не самый гуманный, но терпимый, поэтому многие пользовались такой возможностью. Правда, чтобы открыть счет в этом банке, ваша фирма должна была иметь регистрацию в одном из двух городов этой провинции. Если же у вас, скажем, пекинская компания, то нужно было положить депозит 5 млн юаней, а это около 60 млн рублей — сумма неплохая. Сейчас лавочка закрылась, потому что банк ввел квоту на конвертацию рублей. И если вам, как китайской фирме, пришел большой перевод в рублях, то обменять вы сможете только небольшую часть.
Другой путь для российских бизнесменов — открытие счета в "ВТБ Шанхай", и многие большие компании пользуются этим каналом, объясняет Некрасов. Но, говорит он, для этого нужно открыть счет в банке, а сделать сейчас это очень сложно.
— Для этого надо встать в очередь — обычную или VIP. В рамках обычной можно просто подать заявку на открытие счета, но этой радости можно ждать несколько месяцев, и сколько конкретно — никто вам не скажет. Зависит только от господа Бога, но, наверное, не меньше полугода, — говорит Некрасов. — В VIP-очереди ожидание будет составлять меньше, но все равно займет несколько месяцев, и попасть в этот эксклюзивный список ожидания можно только по рекомендации российского партнера.
Компании, которые не имеют связей и не могут рассчитывать на открытие счета в этом банке, пользуются услугами посредников, которые получают процент от суммы сделки. Это все равно непросто, ведь человек или компания должны быть доверенными, так как через них будут проходить огромные суммы.
— В этом плане я бы сказал, что американские санкции работают: их цель не задушить торговлю, а увеличить себестоимость, чтобы в итоге повысилась цена для конечного потребителя, — подытоживает Некрасов.
Разгон инфляции
Проблемы в российско-китайской торговле сказываются и на всей российской экономике. В первую очередь трудности в торговле разгоняют инфляцию — импортные товары, в данном случае китайские, становится для россиян гораздо дороже.
— Например, запчасти для китайских автомобилей: те, кто купил в России китайское авто, вдруг столкнулись с тем, что запчасти с начала года подорожали до 70–80%. И это вызвано тем, что китайские поставщики могут выкручивать руки, они диктуют монопольно свои условия. Ну, и проблемы с трансграничными платежами накручивают еще больше цену, — приводит пример Ширяев.
С ним согласен Андрей Некрасов, который отмечает, что трудности с оплатой товаров и дополнительные издержки, связанные с этим, повысили стоимость его товаров для конечного покупателя на 10%.
Кроме того, в условиях практически замороженной торговли с Западом трудности с китайским импортом тормозят и внутреннее производство, которое теперь завязано на поставку необходимых комплектующих из Китая либо на поставку китайских же станков. Это в полной мере касается и военного производства, ведь для многих российских ракет используется электроника, которую в России просто не производят.
— Внутреннее производство в лучшем случае не растет, а в худшем — сокращается. Это тоже приводит к дефициту по определенным позициям и, соответственно, раскручивает инфляцию. Но еще и тормозит экономический рост. То есть уже Центробанк прогнозирует на следующий год рост экономики максимум полтора процента с нынешних трех, которые мы видели в начале года, — подводит итог Ширяев. — Зависимость от одного партнера все ставит под большой вопрос, — подчеркивает эксперт.
Из-за роста издержек на поставку китайских товаров их конечная стоимость, конечно, будет расти. При этом, по мнению опрошенных Сибирь.Реалии экспертов, рост цен на импорт вызовет и подорожание отечественных товаров-аналогов. Цена на них будет все еще ниже, чем на иностранные изделия, но неизбежно повысится.
Эксперты полагают, что из-за подорожания некоторые китайские товары вообще могут перестать ввозить в Россию или они пропадут из некоторых регионов, так как высокая цена сделает их непривлекательными для покупателей. Для москвичей и жителей некоторых мегаполисов подорожание в 20% может быть приемлемым, но в большинстве регионов из-за столь существенного скачка цен потребительский спрос существенно сократится.
Однако вовсе отказаться от продукции из КНР не получится, потому что многому просто нет отечественной альтернативы, уверены опрошенные Сибирь.Реалии эксперты.
Мы не разглашаем имя автора этой публикации из-за угрозы уголовного преследования по закону о нежелательных организациях в России.
Оригинал публикации: Сибирь.Реалии
Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Что делать, если у вас заблокирован сайт "Idel.Реалии", читайте здесь.