30 декабря Кремль опубликовал перечень поручений по итогам ноябрьского заседания Совета по реализации госполитики в сфере поддержки русского языка и языков народов России. Эксперт по федеративным отношениям Харун Сидоров анализирует ключевые заявления, включая тезис Путина о том, что русский язык — родной для каждого гражданина страны. По мнению этнолога, такой подход знаменует собой переход к национальной политике России эпохи "позднего путинизма" и характеризует ее идеологию.
Новый 2025 год российские власти решили начать с активизации "защиты русского языка". В частности, председатель российской Госдумы Вячеслав Володин заявил, что внесенный законопроект о защите русского языка и об ограничении использования иностранных слов будет рассмотрен "в приоритетном порядке".
Впрочем, борьбой с иностранными словами "защита русского языка" не ограничится. Речь идет о целом перечне поручений, который Владимир Путин дал по итогам заседания Совета по реализации госполитики в сфере поддержки русского языка и языков народов России, состоявшегося с его участием 5 ноября прошлого года.
В числе таковых — разработка проекта основ государственной языковой политики России, выработка предложений по систематизации продвижения русского языка за рубежом, внесение изменений в закон "О языках народов Российской Федерации", включая создание реестра таких языков и разграничение их статуса, меры по унификации преподавания русских языка и литературы, обучение русскому языку детей мигрантов для их зачисления в российские школы, ряд целевых проектов и мероприятий.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Госдума в первом чтении приняла проект закона о запрете зачислять в школы детей мигрантов, не сдавших тест по русскому языкуПланируется разработать комплекс мер по продвижению русского языка на оккупированных территориях Украины, включая соответствующее оснащение образовательных организаций и создание культурно-просветительских центров популяризации и продвижения русского языка.
На первый взгляд, ничего экстраординарного. Однако в данном случае важны не столько поручения, данные Путиным по итогам заседания Совета, сколько само содержание этого мероприятия. А оно, будучи официально зафиксированным, вполне тянет на программный манифест эпохи позднего путинизма, лишний раз и убедительно раскрывающий его этнолингвистическую философию.
Тон этого заседания задавали сам Путин и Елена Ямпольская — председатель Совета при президенте РФ по реализации госполитики в сфере поддержки русского языка и языков народов РФ. Она же указана ответственной за реализацию многих данных Путиным поручений, включая разработку основ государственной языковой политики РФ. Что позволяет понять, какой будет эта политика — ведь именно Ямпольская "прославилась" скандальным заявлением о том, что "если русский — не родной, то и Россия — не Родина".
Совет при президенте РФ по реализации государственной политики в сфере поддержки русского языка и языков народов РФ — консультативный и координационный орган при главе государства. Он был создан 22 августа 2024 года указом президента России Владимира Путина вместо упраздненного тем же указом Совета при президенте РФ по русскому языку.
В состав Совета входят 49 человек. Пост его председателя занимает советник президента РФ Елена Ямпольская. Ее заместитель — председатель научно-образовательного союза развития языковой и информационной культуры "Родное слово" Константин Деревянко, секретарь совета — учитель русского языка и литературы общеобразовательной школы при посольстве России в Иране Олег Янковский.
Как отмечается в сообщении ТАСС, Совет образован в целях сохранения, развития, поддержки русского языка и языков народов Российской Федерации, продвижения и укрепления позиций русского языка в мире, обеспечения прав граждан РФ на пользование русским языком как государственным языком страны и языками народов России.
Впрочем, скандальным оно стало только для тех, кто до сих пор серьезно рассматривал Россию как многонациональное государство, право народов и граждан которого на свои — разные — родные языки защищено ее Конституцией и законами. Уже из резонансного выступления Путина перед тувинскими детьми, в ходе которого он назвал русский их родным языком, разделив языки образования в России на родной русский и иностранные, можно было понять, что все это в прошлом. Но все-таки часть наблюдателей наверняка продолжала исходить из того, что Путин тогда оговорился или недостаточно ясно изложил свою мысль.
Заседание возглавляемого Ямпольской Совета поддержки русского языка и языков народов России 5 ноября прошлого года поставило на этих сомнениях жирный крест.
Один народ, один язык...
В ходе этого заседания и Путин, и Ямпольская, сделав несколько дежурных реверансов в сторону "многонациональности" России и ее "этнокультурного разнообразия", сформулировали суть национально-языковой политики "позднего путинизма": в России должна быть фактически одна нация с одним языком.
Вот как это сформулировал сам Путин: "При всем уникальном этнокультурном, религиозном разнообразии нашей страны именно русский язык во многом определяет нашу духовную и национальную идентичность".
Под "нашей" национальной идентичностью имелась в виду национальная идентичность не только этнических русских — на этом же заседании Путин назвал русский язык "родным для каждого гражданина России".
Об этом же предельно четко говорила и Ямпольская, но окончательную ясность в этот вопрос внес диалог Путина с завкафедрой Московского государственного лингвистического университета Искрой Космарской. Говоря о том, каким языком является русский для разных категорий граждан России, Космарская начала рассуждать о том, что "если ребёнок учится в Татарстане..., у него есть русский язык и есть родной язык" — в отличие от ребенка, "для которого русский — родной".
На что Путин ответил: "В самом начале прозвучало, что русский должен быть родным для всех людей, которые проживают в Российской Федерации". Правда, добавил: "Я не говорю, что так обязательно должно быть, просто коллеги говорили об этом, имея в виду, что это язык межнационального и межэтнического общения, государствообразующий язык".
В 2020 году в Конституции России закрепили положение о том, что русский является языком государствообразующего народа России. Эта поправка, предложенная Владимиром Путиным, по мнению экспертов и активистов, законодательно и фактически утвердила господствующее положение как русского языка, так и русской идентичности, что может только усилить уже идущую русификацию и принудительную ассимиляцию других коренных народов России. Эти изменения неоднократно подвергнуты жесткой критике активистами.
Учитывая высказывания российского президента на том заседании Совета, заявления Ямпольской по этому поводу не выглядят случайностью.
"Горячо приветствуем, Владимир Владимирович, ваше предложение не противопоставлять, пусть даже формально, в школьной программе понятия "русский" и "родной". Россия равняется Родина, русский равняется родной", — расставила акценты Ямпольская.
Таким образом, подход Кремля не предполагает реального многоязычия, поскольку несмотря на периодические упоминания и других языков народов России (для которых хотят создать отдельный реестр), почти все обсуждения на этом заседании и предлагавшиеся на нем меры касались только русского языка.
Даже единственный участник заседания и член Совета, который значительную часть своего выступления посвятил защите языков республик РФ, тоже поддержал противоречащий российскому законодательству путинский тезис о том, что русский язык является родным для всех граждан страны. Речь идет о члене Союза писателей Башкортостана Камиле Зиганшине, который предложил закрепить статус русского как родного языка для всех граждан России в новом законе о языках ее народов.
На этом фоне выступила представительница т.н. "Луганской народной республики" Людмила Гонтарева. Она начала с жалобы на то, что в Украине "всё преподавание велось на украинском языке", а "количество часов на изучение русского языка было ограничено — один-два урока русского языка в неделю, несмотря на то, что Луганщина преимущественно русскоговорящая". Сегодня жители российских субъектов лишены даже этого — как известно, в 2018 году по инициативе Путина отменена обязательность преподавания госязыков в республиканских школах для всех учеников.
Помимо прочего, Елена Ямпольская заявила, что "русский становится языком духовно здорового мира, выразителем тех человеческих, семейных, нравственных ценностей, которые не нуждаются в переводе". Более того, она сказала, что "русский сегодня — это язык сохранения человеческого в человеке".
- В январе 2019 года Консультативный комитет Рамочной конвенции о защите национальных меньшинств Совета Европы раскритиковал Россию за национальную политику. Эксперты выразили обеспокоенность "растущим доминированием русского языка" при одновременном "отсутствии эффективной поддержки языков национальных меньшинств".
- В том же году Верховный комиссар ОБСЕ по делам национальных меньшинств Ламберто Заньер в интервью "Idel.Реалии" заявлял, что, по его информации, возможности получения доступа к изучению своей языковой культуры у татар даже в самом Татарстане остаются достаточно ограниченными, хотя татарский также является госязыком республики.
- Ранее российское независимое СМИ "Такие дела" со ссылкой на экспертов писало, что доля российских школьников, которые учатся на родных языках, кроме русского, с 2016-го по 2023 год уменьшилась в два раза. Преподавание на 38 языках прекратилось полностью. Как отмечалось в заметке, к такой ситуации привел целый комплекс проблем, включая падение интереса к родным языкам, сокращение числа уроков, нехватка учителей и разрыв с зарубежными партнерами из-за санкций.
Харун (Вадим) Сидоров, кандидат юридических наук, докторант этнологии Карлова Университета (Чехия), эксперт по национальным движениям народов России в целом и Волго-Уральского региона в частности.
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в рубрике "Мнения", не отражает позицию редакции.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Что делать, если у вас заблокирован сайт "Idel.Реалии", читайте здесь.