Молодёжный принял айшинских цыган

Your browser doesn’t support HTML5

Цыгане, в конце лета вынужденно покинувшие свои дома в Айше, поселились в микрорайоне Молодежный поселка Васильево. За три месяца они купили себе участки и построили дома. Условия хуже, чем были раньше — нет хорошей дороги к поселку и газа. "Idel.Реалии" съездили к цыганам и выяснили, как им живется на новом месте.

"Idel.Реалии" уже несколько месяцев намеревались посетить новый "дом" айшинских цыган, вынужденно переехавших на новое место — поселок Молодежный, что совсем рядом с Васильево. Журналисты связались с главой цыганской общины Яношом Кальдарасам и договорились о встрече.

— Они только не очень хотят с журналистами говорить, но я попробую, — ответил барон.

Через пару часов он сообщил, что смог договориться и утром следующего дня встретит нас на повороте на Васильево — до поселка сложно добраться.

***

Утром, ровно в назначенное время, Кальдарас ждет нас в своем автомобиле "на повороте". У него серый "Солярис". Как только мы приближаемся к нему, он трогается и ведет нас к новому жилью цыган.

Буквально через несколько метров после поворота на Васильево мы съезжаем на грунтовую дорогу. Ночью немного подморозило, поэтому ехать не так сложно. Судя по следам, дорогу тут постоянно размывает. "Тут пока не очень много людей живет", — поясняет Янош Кальдарас.

Цыгане живут при въезде в поселок. Молодежный формально считается микрорайоном поселка городского типа Васильево, но находится в удалении от самого пгт.

У новоселов однотипные одноэтажные деревянные дома, обшитые досками. Вокруг построек грязь — при строительстве грузовики разбили весь грунт. Янош Кальдарас показывает владения цыган в поселке.

— Вот это наш участок, вот тот — тоже. Тут батюшка местный дом себе строит, — указывает Кальдарас на внушительных размеров коттедж. — Этот участок тоже наш, но тут пока нет дома. Там у меня теща живет, тут сестра. Я скоро тоже сюда переберусь.

Цыгане всегда живут рядом друг с другом. Это их традиция. Однако некоторым цыганам айшинского табора все же пришлось отделиться. Им выдали четыре участка как многодетным семьям в чистом поле. Там нет ни дороги, ни коммуникаций.

— Мы не сможем сейчас туда проехать — там грязь, машина не пройдет, — объясняет Кальдарас. — Подали вот заявление на подключение света, но сказали, что он будет в течение шести месяцев. Но дороги там нет. Зато участки дали достаточно быстро — за три-четыре месяца.

Тежа Романова

Барон приглашает в гости к своей младшей сестре Теже Романовой. Дом небольшой, чистый. Посреди большой комнаты — гостиной и кухни — стоит белая печь. В доме много детей, которые смотрят мультфильм по ТВ. Тежа готовит еду. На столе с дюжину вареных яиц.

— В Айше мы жили больше 15 лет, с 2001 года где-то. Сюда переехали буквально два с половиной месяца назад. Строились около полутора месяцев. Как снесли наши дома в Айше, мы купили участок. Жили без света. Мы делали все по закону, неделю назад нам провели свет, — рассказывает Романова.

— Ничем власти не помогли, — уточняет Кальдарас.

Тежа Романова говорит, что печь пришлось класть из-за отсутствия газа. Местные власти якобы обещали, что газоснабжение проведут через полгода. По словам Романовой, из Айши в Молодежный переехали около 15 семей. Именно этот поселок цыгане выбрали по понятной причине — близко к Зеленодольску. Тежа Романова уточняет, что документы на регистрацию дома уже поданы: "Все сделаем по закону".

Семья Тежи Романовой — многодетная, она стоит в очереди на получение бесплатной земли уже три с половиной года. "Власти говорят: "Ждите, когда подойдет ваша очередь", — говорит женщина.

Дети в школу пока не ходят — пойдут на следующий год и будут учиться в Васильево. Там же, говорит Тежа Романова, находится и поликлиника.

Цыгане вынуждены были переселиться из Айши после того, как их дома снесли по решению Зеленодольского городского суда. Он признал дома незаконными постройками и постановил их снести. Цыгане начали самостоятельно разбирать свои дома, однако в начале августа к ним нагрянули судебные приставы, сотрудники ОМОНа с собаками и снесли оставшиеся постройки. Исполком Айшинского сельского поселения "выкатил" цыганам счет за услуги по сносу — полтора миллиона рублей. Зеленодольский горсуд за последний месяц уже удовлетворил два исковых заявления местных властей против цыган, постановив взыскать с Драго Милованова и Яноша Кальдараса свыше 600 тысяч рублей за снос их же домов. Ожидается, что в ближайшее время исполком Айшинского сельского поселения направит в суд еще два иска против двух других владельцев участков, на которых были снесены дома.

— Конечно, когда дома сломали, мы были в шоке. Трудно было, — вспоминает Тежа Романова. — Новые дома здесь, в Молодежном, мы строили своими силами. Уезжать из Татарстана мы не думали — 30 лет уже здесь.

Теща Яноша Кальдараса — Мария Михай — не очень-то хотела общаться с журналистами. "Мы вам не кролики, чтобы за нами постоянно наблюдать". Но потом все же согласилась поговорить.

— В Айше у нас доски были хорошие, но все вывезли. Мы сами все ломали, чтобы сюда привезти, — вспоминает она. — А они взяли и все вывезли — нам ничего не досталось. Там и телевизор у нас хороший был, и мебель. Они все вывезли — ни у кого ничего не спрашивали. Я со стариком инвалидом уехала в больницу, а они все у меня вывезли. Мы складывали доски, даже опилки аккуратно уложили, но они все забрали. У нас доски были большие, все было почти что новое. Увезли неизвестно куда.

Мария Михай

Мария Михай говорит, что здесь, в Молодежном, "все еще не достроено", а финансовую помощь в строительстве оказали знакомые из других городов и дочери.

— Они увидели все по интернету и высылали нам деньги, чтобы строиться. Вы видели, что в доме ничего не осталось — все вывезли. Вот так и строимся. Но мы ничего против не имеем — привыкнем как-нибудь, что делать — и хуже бывало, — сетует Мария Михай.

Янош Кальдарас уточняет, что всего в Молодежном цыгане купили десять участков, а в дальнейшем планируют приобрести еще три.

— Это гектар земли. Здесь даже обременения нет — мы успели деньги отдать за шесть участков полностью, а за четыре — частично, обременение есть. Уже подали документы на регистрацию одного дома. У всех счетчики, все по закону, — констатирует Янош Кальдарас.

Янош Кальдарас

Он снова оглядывает владения цыган.

— Пришлось машины продать, в долги влезть, чтобы все это купить и построить, — с сожалением говорит Кальдарас.

Он вспоминает, что после сноса домов в Айше цыгане были на приеме у главы Зеленодольского района Александра Тыгина, которого табор винит в своих несчастьях.

— Ничего хорошего он нам не ответил. Мы просили его сделать свет многодетным семьям (за деньги, конечно) и выделить участки другим, потому что людям негде жить. Он ответил отказом, потому что "не нарушает закон". Тыгин сказал, что мы пришли ни с чем и ушли ни с чем.

Цыгане из Айши переехали в посёлок Молодёжный

Через несколько дней после посещения журналистами "Idel.Реалии" поселка Молодежный Янош Кальдарас рассказал, что столкнулся с новой проблемой — он не может прописать отца в сохранившемся доме в Айше (это один из тех домов, который признали законным).

— Отец был зарегистрирован в доме Коломпири, который сейчас выставлен на продажу. Выписался отец без проблем, после чего я решил прописать его в своем доме, однако в паспортном столе заявили, что не могут этого сделать — дали лишь временную регистрацию, сославшись на то, что все действия по прописке цыган должны проходить через районный исполком, — возмущается Янош Кальдарас, но с уверенностью заявляет: несмотря на подобные действия властей цыгане из Татарстана уезжать не намерены.

"Мы такие же граждане России", — заключил он.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Говорим о том, о чем другие вынуждены молчать.