Рафаэль Хакимов — об итогах проверки в Институте истории, Дамире Исхакове, выборах президента и татарском языке

Your browser doesn’t support HTML5

В рамках проекта Реальные люди 2.0 мы беседуем с гостями о важнейших событиях, которые влияют на нашу с вами жизнь. Гостем сегодняшнего выпуска стал директор Института истории имени Марджани, экс-советник Минтимера Шаймиева Рафаэль Хакимов. Он рассказал об итогах прокурорской проверки в институте, экс-сотруднике Дамире Исхакове, итогах выборов президента и о том, почему ему стыдно за депутатов Госсовета.

О ПРОКУРОРСКОЙ ПРОВЕРКЕ В ИНСТИТУТЕ ИСТОРИИ

— Мы получили и справку, и представление, и требование по результатам этой проверки. В проверке участвовали не только прокуратура, но и Счетная палата, МВД. МВД проверило наш филиал в Крыму. Все, что можно было проверить, проверили. Итоги для нас поучительные, но каких-то страшных нарушений нет. Тем не менее, они есть, и мы должны где-то представить прокурору объяснения, а где-то — как мы их исправили. "БИЗНЕС Online" обвинял нас в воровстве, этого никто не нашел — это сразу стало ясно, поэтому и Казначейство, и Счетная палата через два-три дня ушли, потому что нечего было изучать.

Прокуратура более обширно смотрела и командировки, и личные мои счета, и где я живу. Есть более серьезные нарушения — например, у нас практически не работала антикоррупционная комиссия. Мы сейчас исправили это замечание — обновили комиссию, создали план работы, этику поведения. Есть замечания, касающиеся оформления документов. Было нарушение, что мы взяли на работу Ахметшина — полномочного представителя Татарстана, но надо было известить об этом президента республики, поэтому я за это тоже несу ответственность. В итоге, есть представление институту, Минобрнауки РТ и мне. Слова Дамира Исхакова абсолютно не подтвердились. Ноль. Если Минниханов скажет мне уйти в отставку, то я уйду. Год назад он мне сказал: "Работай".

О ДАМИРЕ ИСХАКОВЕ

— Исхаков — пенсионер, мы дали ему еще шесть лет поработать. У него научной темы нет, он давно выдохся. Уже лет 20 он пишет одно и то же — нас это не устраивает. Мы же предоставляем возможность пенсионерам работать в государственных программах, проектах — у нас их много. Там неплохие деньги, но Исхаков хочет получать деньги, но не хочет работать. Вот это проблема. Нам надо двигаться вперед.

СМОТРИТЕ И ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Дамир Исхаков — об институте истории, Шаймиеве, татарском языке и тюрко-мусульманской камасутре

Мы для себя сделали такое правило — после пенсии мы даем еще пять лет работать. Есть узкие специалисты, которых мы не хотим терять. После пяти лет мы даем еще год на полставке, а после этого они переходят на проекты. Если они там находят себя, то продолжают работать, но Исхаков себя не нашел, поэтому мы не продлили контракт — вот и все. Ну, вот у него есть татарская камасутра — это что, тема? Мы ее не утвердили — он практикой занимается, но теории-то нет.

О ТОМ, ЧИТАЛ ЛИ ШАЙМИЕВ СЕДЬМОЙ ТОМ ИСТОРИИ ТАТАР ДО ПУБЛИКАЦИИ (В НЕМ РАССКАЗЫВАЕТСЯ О НАЦИОНАЛЬНОМ ДВИЖЕНИИ)

— Минтимер Шаймиев, конечно, не читал. Ни Горбачев не читал, ни Шаймиев, ни Минниханов. Были ограничения по объему. Эти ограничения касались даже Шаймиева, Горбачева и Минниханова, но им мы дали больше — по одному листу. Остальным — пол-листа. А точка зрения Дамира Исхакова в этом вопросе далеко не объективная, потому что он участвовал в национальном движении и считает, что все это его заслуги. Это был важный период — на 0,5 печатного листа.

ОБ ИТОГАХ ВЫБОРОВ ПРЕЗИДЕНТА В ТАТАРСТАНЕ

— У нас голосуют консолидировано для того, чтобы не столько выбрать Путина, а чтобы были нормальные отношения Минниханова с Москвой. Есть такая традиция, которая сложилась еще в 90-е годы. Нормально выборы прошли. Обида осталась [из-за языкового вопроса] — я знаю. Все равно у нас поддерживают мнение Минниханова, потому что он представляет республику. Нашим не хотелось бы, чтобы стало хуже. Многие в него верят. Мы в узком кругу обсуждали языковой вопрос, что делать дальше. Пришли к выводу, что нужно улучшать качество преподавания. И должны быть элитные школы, как во всех странах мира.

О ДЕПУТАТАХ ГОССОВЕТА РТ, КОТОРЫЕ ПРОГОЛОСОВАЛИ ЗА НОВУЮ МЕТОДИКУ ПРЕПОДАВАНИЯ ТАТАРСКОГО ЯЗЫКА

— Было стыдно. Я не думаю, что люди это простили. Во-первых, татары где-то расслабились, решили, что все решает руководство, а от них мало что зависит. Когда были 90-е, времена ТОЦ, тогда мы полагали, что все зависит от нас. Но потом укрепилась вертикаль власти. Многие с удовольствием это восприняли. Я из политики ушел и, честно говоря, больше не хочу туда влезать. У меня есть история. Все, что мог, я сделал, когда был советником.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и узнавайте, кто будет следующим гостем проекта Реальные люди 2.0, и многое другое.